- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 47

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля на Украине Михаил Бродский заявил крупному украинскому информационному агентству (заблокированному в России Роскомнадзором): «У Украины для продолжения существования как сильного независимого государства просто не будет другого выбора, кроме как стать в каком-то смысле «Израилем»». Украина может использовать израильский опыт построения государства. Для этого следует придерживаться трех вещей.

«Во-первых – полагаться только на себя…». М.Бродский отмечает, что  это приходит со временем. Он уверен, что «Украина извлечет урок из этой войны… Безусловно, у нас [у Израиля] партнерские отношения со многими странами, у нас стратегические отношения с США, это очень важный козырь, но в военном смысле Израиль рассчитывает только на себя… У него есть свои военные технологии, он активно экспортирует их по всему миру. Но при этом исходит из того, что в момент опасности нельзя рассчитывать на чью-либо помощь».

«Во-вторых, Украина должна сохранить демократию и свободу слова любой ценой…. Это урок, который Израиль усвоил за 74 года своего существования, так как в этом сила государства – в наличии разных мнений, возможности высказать свое мнение, вести дискуссии. Несмотря на войны, несмотря на такие травмирующие события, как убийство премьер-министра, например [имеется в виду убийство израильским ультраправым религиозным экстремистом Игалем Амиром премьер-министра Ицхака Рабина в ноябре 1995 г. – прим. автора]. В таких условиях существует опасность скатывания к авторитаризму, удушению свободы слова. Израиль не пошел по этому пути, и это было правильно. В конечном итоге это ослабит общество и государство», – сказал он.

«В-третьих – все, что касается связи с диаспорой». «Украинская диаспора растет…. С одной стороны, к этому можно относиться как к потере для государства. Я думаю, что какая-то часть людей не вернется на Украину. Но с другой стороны, на это можно смотреть как на актив государства, с которым нужно работать и который в итоге может поддержать страну в трудную минуту и не только. Это то, что было у Израиля с самого начала. Украине, я думаю, нужно активнее работать с выходцами из страны в разных регионах мира и рассчитывать на их поддержку», — посоветовал М.Бродский[i] [1].

К слову, президент Украины Владимир Зеленский ранее не раз проводил параллели между Украиной и Израилем. В частности, он как-то заявил, что «в условиях российского вторжения Украина станет «большим Израилем», а безопасность станет главным приоритетом для страны в течение следующих 10 лет»[ii] [2].

Тому же ИА Украины М.Бродский заявил, что он как посол Израиля считает «полным бредом обвинения Украины в нацизме». Он допустил, что «наверное, как и в любой другой стране, на Украине есть националисты, антисемиты… и в этом смысле Украина ничем не отличается от других стран». «В свое время я и мои предшественники как послы говорили о несогласии с некоторыми течениями в украинском обществе. Это касалось определенных исторических личностей…. Мы открыто говорили об этом с руководством Украины. Я уверен, что после окончания войны эта историческая дискуссия продолжится», – сказал посол Израиля»[iii] [3]. Иными словами, идеологические вопросы к украинскому режиму и проблема соотнесения героизации карателей и пособников немецкого фашизма на Украине на государственном уровне с исторической памятью еврейского народа следует отложить как второстепенные в условиях достижения главной цели – победы в войне с Россией.

Тем временем шансов на это немного, хотя «неудачи России очевидны». Об этом пишет Амос Аса-Эль, отмеченный наградами израильский журналист, бывший исполнительный редактор израильской мейнстримовской газеты Jerusalem Post, колумнист, научный сотрудник Института Хартмана и редактор новостного журнала Jerusalem Report, а также автор бестселлеров (один из них – «Митцад ха-ивелет ха-йехуди», «Марш еврейской глупости», 2019; считающийся «ревизионистской историей морального лидерства еврейского народа от древности до современности»). «Неудачи России», по его мнению, связаны с тем, что «политически ей не удалось свергнуть правительство Украины, в военном отношении она унижена, экономически осаждена, в промышленном отношении ее вооружение оказалось хуже, а дипломатический авантюризм привел к поглощению Североатлантическим альянсом Швеции и Финляндии». Более того, «Россия оказалась в стратегическом кризисе», что якобы проявилось в визите президента Владимира Путина в Тегеран для встречи с лидерами Турции и Ирана. «Путин настолько напуган, что оказался между турком, который продал Украине беспилотники, убивающие его солдат, и аятоллой, у которого он надеется купить беспилотники, которые окажутся лучше тех, что производит Россия», – так «вкратце» он описывает «яму, в которую российские лидеры бросили свою страну», и «лицо их первоначального поражения». Проблема только заключается в том, что такое положение России «никого из других главных героев этого противостояния [имеется в виду Украина, США, Европа, мировая экономика и Израиль – прим. автора] не делает победителем».

Что касается Украины, по мнению А.Аса-Эля она является «первой не победительницей». «Да, она храбро отражала вторжение, но тысячи убитых, миллионы перемещенных лиц и целые города были стерты с лица земли, восстановление страны займет десятилетия и будет стоить миллиарды долларов».

Соединенные Штаты израильский наблюдатель называет «вторым не победителем». «Да, решимость дяди Сэма впечатляет, но попытка разрешить войну с помощью санкций обречена на провал. Западные санкции остались в основном западными. Китай, Индия, Индонезия и Бразилия их избегали. Только это почти половина человечества. Добавьте к этому всю Африку, и вы получите большую часть мира». «Да, финансовые санкции США мешают россиянам занимать и тратить доллары, евро и иены, но с точки зрения товаров, будь то сырье или готовая продукция, Россия не может купить ничего за границей. Это помимо того, что в России нет сырья, которого у нее нет, и нет тех важных продуктов, которые не могла бы произвести ее промышленность. Инфляция в 22%, с которой сейчас сталкиваются россияне, хорошо для их экономики? Это не так, но по сравнению с тем, как страдали их предки в европейских войнах прошлого века, это мелочь». «Короче говоря, санкции США против России, хотя и болезненны с экономической точки зрения, политически неэффективны. Экономическая устойчивость России очевидна на валютных рынках, где рубль, который в момент начала конфликта резко упал с 74 за доллар до 127, теперь продается по 56 за доллар, цена, отражающая оживленную внешнюю торговлю, в том числе продажи нефти в Китай, удобрения в Бразилию и оружие в Индию».

За этим А.Аса-Эль видит «двойную стратегическую неудачу Запада. С дипломатической точки зрения усилия США по глобальной осаде России потерпели неудачу благодаря контрусилиям Китая. А в экономическом плане проявился зрелый противовес Китая западному доминированию в мировой торговле».

В отношении «третьего не победителя в войне с Россией» – Европы – отмечается, что, с одной стороны, «столкновение с Россией заставило континент проявить жизненную силу, единство и целеустремленность, которые многие считали утраченными», но с другой – «большое испытание для континента наступит следующей зимой, когда отказ ЕС покупать российский газ заставит миллионы людей вздрогнуть и, возможно, умереть». Вот тогда, полагает А.Аса-Эль, «Москва и попытается умело использовать кризис не для того, чтобы полностью восстановить свой экспорт – это будет ее второстепенной задачей, – а для того, чтобы разделить Европу». «Независимо от того, разделится ли она между идеалистами и прагматиками или между богатыми и бедными, велики шансы, что спрос на газ для отопления в зимнее время расколет нынешний единый европейский фронт».

По мнению израильского журналиста, в Кремле исходят из того, что именно «это было бы гораздо более ценным достижением, чем миллиарды, которые можно получить в результате полностью возобновленного экспорта газа». «Еще больший бонус с точки зрения России может появиться на финансовых рынках, где удвоение заимствований южноевропейских экономик может вновь привести к давлению на евро и воскресить перспективу его ранней смерти».

Помимо всего этого упоминается «еще более серьезная жертва украинской войны – мировая экономика». Израильский журналист отмечает, что «посткоммунистическая Россия стала экономической трагедией». «Несмотря на миллионы квалифицированных инженеров и ученых, а также сеть прекрасных университетов, Россия оставалась экономически отсталой, поскольку ее лидеры сознательно предпочли развивать добычу полезных ископаемых за счет производства. Однако при этом большая часть внешнего мира по-прежнему зависела от российской энергии, зерна и металлов. Отсюда и инфляция, от которой сейчас страдает весь мир, и перспектива бунтов в более бедных странах, особенно на Ближнем Востоке».

К тем, кто не победил в войне, А.Аса-Эль причисляет еврейский народ и его государство. «Опасаясь за значительное еврейское население по обе стороны этого конфликта, Израиль сделал все возможное, чтобы оставаться над военной схваткой, в какой-то момент даже выступая посредником между воюющими сторонами. Тем не менее, рикошеты войны падают и здесь». В этом контексте указывается на «угрозу деятельности Еврейского агентства в России как на возврат к тем дням, когда Советский Союз преследовал своих евреев». К этому же он относит «новую писклявую российскую риторику после израильских военных операций в Сирии».

Делается вывод, что «русский медведь недоволен и теперь угрожает всем нам». При этом израильский журналист подчеркивает, что все это вовсе не означает того, что Запад должен поддаться капризу России. Он предлагает другой выход – задаться целью заставить русских отступить, но не доводить дело до их поражения. Он советует Западу забыть думать о возможности организовать демократическую революцию в России, которая может произойти только изнутри[iv] [4].

[i] [5] Israeli Ambassador to Ukraine: Ukraine Is Learning Self-Reliance, Like Israel Did // Interfax-Ukraine. 22.07.2022.

[ii] [6] Zelensky says Ukraine will become ‘big Israel,’ with security top priority // Ynet. 05.04.2022. https://www.ynetnews.com/article/sjuodsyx9

[iii] [7] Israeli Ambassador to Ukraine: Accusations of Ukrainian State as Nazism Are Nonsense // Interfax-Ukraine.

[iv] [8] Russia has struggled in Ukraine, but everyone else has still lost // Jerusalem Post. 23.07.2022. https://www.jpost.com/international/article-712756?traffic_source=Connatix