- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Представитель ООН и американские эксперты о реальной ситуации в процессе урегулирования палестино-израильского конфликта

Заместитель специального координатора ООН Линн Хастингс заявила 28 июля с. г. Совету Безопасности, что незаконное расширение израильских поселений препятствует возможности создания жизнеспособного палестинского государства, и что если палестинцы столкнутся с «растущим чувством безнадежности» и  оно будет продолжать игнорироваться, перспективы решения о создании двух государств  в том числе палестинского «еще больше ухудшатся». Линн Хастингс, заместитель специального координатора ООН по ближневосточному мирному процессу, выступила в Совете Безопасности, заявив, что необходимы «немедленные шаги, чтобы обратить вспять негативные тенденции и поддержать палестинский народ». «Ничто не заменит законный политический процесс, который разрешит основные проблемы, ведущие к конфликту. Мы должны сосредоточиться на достижении конечной цели: два государства, живущих бок о бок в мире и безопасности, в соответствии с резолюциями ООН, предыдущими соглашениями и международным правом. Как болезненно продемонстрировала история этого конфликта, если не принимать во внимание факторы, способствующие этой разрушительной ситуации, они будут только усугубляться», — заявила она. Одна из ключевых проблем заключается в том, что Израиль продолжает расширять создание поселений на оккупированных территориях на Западном берегу р. Иордан. Почти 700 000 израильтян живут в незаконных (с международной точки зрения) поселениях на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме, которые Израиль взял под контроль во время войны 1967 года. «В течение многих лет незаконное расширение поселений на оккупированном Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, неуклонно сокращало земли, доступные палестинцам для развития и получения средств к существованию, ограничивая их передвижение и доступ и подрывая перспективы создания жизнеспособного палестинского государства», — полагает Хастингс. Она  также является координатором гуманитарной помощи на палестинских территориях, и указала в своем заявлении  на почти 400 разрушений палестинских строений в зоне С на Западном берегу в этом году.  Израиль разрушил сотни палестинских домов в рамках этой политики с момента оккупации Западного берега в 1967 году. По мнению израильской правозащитной группы Btselem, сносы домов, связанные с семьями подозреваемых нападавших, являются формой коллективного наказания. Хастингс также сослалась на отсутствие выданных Израилем разрешений на строительство для палестинцев, получить которые им практически невозможно. В период с 2016 по 2018 год гражданская администрация Израиля получила от палестинцев 1485 заявок на строительство в зоне С на Западном берегу и одобрила только 21 из них, что составляет всего 1,4%. Замечания Линн Хастингс были представлены  после почти месячного отчетного периода с 27 июня по 21 июля. Она также отметила проблему насилия со стороны израильских поселенцев и то, что за отчетный период были убиты три палестинца.

Хастингс приветствовала приверженность президента США Дж.Байдена урегулированию палестино-израильского конфликта, однако многие палестинские лоббисты критиковали его администрацию за то, что она не предложила конкретных схем того, как такое решение может быть реализовано. Президент США Д.Байден посетил Израиль и Западный берег в июле и встретился с израильскими и палестинскими лидерами. Президент США также подтвердил поддержку решения о двух государствах во время своего визита. При этом как полагают американские аналитики, прежде всего,  отсутствие политической воли в Соединенных Штатах означает, что решение о двух государствах, в том числе палестинского, находится на паузе. Хотя перспектива реализации этого проекта кажется невозможной из-за реальности на местах, президент США Дж.Байден продолжает повторять о приверженности такому  решению с момента вступления в должность. «Израиль должен оставаться независимым, демократическим еврейским государством. Лучшим способом достижения этого остается решение о двух государствах для двух народов, оба из которых имеют глубокие и древние корни на этой земле, живущих бок о бок в мире и безопасности», — заявил  он во время своей недавней поездки в Израиль и на Ближний Восток.  Но и как  и его предшественники, Байден не представил никаких подробностей о том, как такой результат может быть достигнут. Если его администрация знает, что решение, по-видимому, мертво, и если большая часть израильской политики выступает против него на практике, тогда почему она продолжает настаивать на этом? Обращаясь к правой партии «Цомет» 15 ноября 1998 года, Ариэль Шарон, который в то время был министром иностранных дел Израиля, сказал: «Каждый должен двигаться, бежать и захватить как можно больше [палестинских] холмов, чтобы расширить [еврейские] поселения, потому что все, что мы возьмем сейчас, останется нашим, и все, что мы не возьмем сейчас, останется чужим». На первый взгляд, решение о двух государствах привело бы к созданию независимого палестинского государства рядом с Израилем. Но технически это сделать практически невозможно, поскольку существует вопрос о границах, праве палестинских беженцев на возвращение, безопасности и святой земле Иерусалима. В 1993 году израильские и палестинские лидеры подписали в Белом доме мирное соглашение. Но на сегодня это соглашение провалилось. В 1998 году администрация президента Билла Клинтона спонсировала переговоры между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) по так называемым «параметрам Клинтона». В 2002 году Джордж Буш-младший разработал свою собственную «дорожную карту» для решения о двух государствах, которую он назвал «Планом мира». Позже администрация Дональда Трампа изложит свой план «Мир к процветанию», который его сторонники назвали «сделкой века», который решительно поддержал Израиль. «Несмотря на все эти планы решения о двух государствах, США по-прежнему остаются неопределенными в своей позиции. И я думаю, что это часть проблемы. Я думаю, что для всех важно давить на людей, когда они говорят: «Я за решение о двух государствах» или «я за решение об одном государстве». Что вы имеете в виду под этим? Это что-то значимое или просто тарабарщина? Как вы собираетесь заставить этих парней согласиться на это? А как насчет поселенцев? А как насчет беженцев?», —  полагает  Хусейн Ибиш, старший научный сотрудник-резидент Института арабских государств Персидского залива в Вашингтоне. По его оценке, в краткосрочной перспективе пути к миру нет, потому что мир — это отсутствие конфликта, а конфликт будет продолжаться.  «На самом деле у нас нет строительных блоков для разрешения конфликта. Это означает восстановление инфраструктуры [Палестины], восстановление их институтов и восстановление их гражданского общества. Прямо сейчас ситуация на Западном берегу умирает», — полагает он. На сегодняшний день США предоставили Израилю 150 млрд долларов в виде военной помощи и финансирования противоракетной обороны. В 2021 году Палата представителей США подавляющим большинством голосов одобрила новое финансирование израильской системы противоракетной обороны «Железный купол» на сумму 1 млрд долларов. В марте специальный докладчик ООН по правам человека на оккупированных палестинских территориях представил доклад Совету ООН по правам человека, в котором пришел к выводу, что «Израиль навязал Палестине реальность апартеида в мире после апартеида». «Вашингтон застрял в своей политике. Если вы посмотрите на военную помощь США Израилю и другим странам региона, когда США предоставляют им оружие, все это основано на устаревших предположениях. Они работают на автопилоте. И это просто еще один пример статус-кво в Вашингтоне, где мы просто делаем что-то, потому что мы это когда-то делали. Когда дело доходит до нарушений Израилем, мы выделяем военную помощь на сумму 3,8 миллиарда долларов в год. Это буквально пустой чек без мониторинга или отслеживания. Правительство США отказалось привлечь Израиль к ответственности за многие серьезные нарушения, будь то убийство Ширин Абу Акле или многих граждан или ежедневные нарушения прав человека», — полагает Раэд Джаррар, из организации  Democracy for the Arab World Now (Dawn). Он объяснил, что решение об одном государстве уже существует — он назвал его «решением израильских сионистов об одном государстве». Омар Баддар, бывший заместитель директора Арабо-американского института, считает, что «истинное решение придет только после того, как США признают свою роль в содействии апартеиду». «Решение о двух государствах умерло, потому что Израиль убивал его медленно и преднамеренно на протяжении десятилетий. США не хватило политической воли, чтобы подтолкнуть Израиль к прекращению незаконной оккупации палестинских территорий, поэтому экспансионистская позиция Израиля достигла точки, когда изменение курса выглядит практически невозможным. Другими словами, продолжающаяся риторика США о решении о двух государствах — это внутренняя политическая трусость, в первую очередь за счет свободы палестинцев и основных прав человека, а также за счет регионального мира и стабильности на Ближнем Востоке», — заявил он.

Эти оценки в принципе подтверждается простым лингвистическим анализом «Иерусалимской декларации», подписанной президентом США Джо Байденом и премьер-министром Израиля Яиром Лапидом 14 июля. Очевидно, что Лапида позиционируют как долгосрочного премьер-министра в преддверии следующих всеобщих выборов в Израиле, причем в декларации подчеркиваются наиболее важные вопросы, которые волнуют израильских избирателей, такие как продолжение покровительства США, безопасность и превращение Израиля в государство-гегемона в регионе. Хотя документ не представляет никаких реальных изменений или изменений в характере американо-израильских отношений, он создал впечатление экстраординарного развития, используя множество положительных прилагательных для описания отношений и связанных с ними вопросов. Таких по меньшей мере 30, включая такие определения, как «нерушимые», «устойчивые», «общие ценности и интересы», «непоколебимые», «давние», «незаменимые» и «беспрецедентные». Более того, там присутствуют такие выражения о характере американо-израильских  отношений, как «моральные», «необходимы», «невероятные» и «экстраординарные», наряду с традиционными «стратегические», «жизненно важные», «беспрецедентные», «прочные», «знаковые», «исторические», «обширные», «последовательные», «обширные», «критические», «новаторские», «уникальные», и «замечательные».  Есть много выводов, связанных с реальной целью декларации, которая, очевидно, заключается в устранении чувства незащищенности Израиля и его страха потерять поддержку США. Например, в то время как «экономика» упоминалась дважды; слово «безопасность» упоминалось 12 раз; «оборона» и «поддержка» по 5 раз; «угроза», «террор или террорист» по 3 раза; и «военный» 2 раза. Даже когда упоминается о мире, это происходит в контексте нормализации отношений с арабскими странами или того, что американцы называют «интеграцией Израиля в регионе». Одна из интересных вещей в том же контексте заключается в том, что, хотя Палестинская национальная  администрация (ПНА), предполагаемый «партнер Израиля по миру», упоминается в декларации один раз, ее политический соперник и враг Израиля номер один, ХАМАС, упоминается три раза. Аналогичным образом, предполагаемые партнеры Израиля Египет, Иордания, Саудовская Аравия, Марокко и Бахрейн были упомянуты только по одному разу, но заклятый враг Иран получил два упоминания. Кроме того, хотя документ называется «Иерусалимская декларация», в нем ничего не говорится о ситуации в Иерусалиме.  В документе также не упоминается политика фактической иудаизации Израилем Иерусалима. В декларации просто использовалось слово «Иерусалим», чтобы сообщить миру, что Израиль при поддержке США создал новые факты на местах в этом городе, и статус-кво мертв, дискуссии о городе окончены, и независимо от того, что говорит международное сообщество, Совет Безопасности ООН и международное право, досье Иерусалима закрыто навсегда. Удивительно, но документ не ограничился обычной риторикой о демократии и свободе. Вместо этого там впервые упоминается  религиозная терминология, такие еврейское выражение «тиккун олам» — «спасение мира». Другими словами, надо сделать очевидный вывод о том, что палестинское досье сейчас точно не находится в системе приоритетов администрации президента Дж.Байдена.