- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии политических и военных отношений между Израилем и Марокко. Часть 3

В декабре 2020 г. Марокко стало четвертым арабским государством (после Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Судана) за последние два года, которое нормализовало отношения с Израилем в рамках «Авраамовых соглашений». Израиль открыл свое бюро по связям в Рабате в августе 2021 г., а Марокко сделало то же самое в Тель-Авиве в феврале того же года, хотя они так и не были преобразованы в посольства[i] [1]. С тех пор израильская сторона на высшем уровне не раз выражала надежду на скорый приезд министра иностранных дел Марокко в Израиль, в ходе которого может быть объявлено об открытии посольства. Визит Насера Буриты, который планировался летом этого года, пока перенесен на сентябрь и связывается с мероприятиями по случаю второй годовщины «Авраамовых соглашений».

С декабря 2020 г. две страны подписали важные соглашения в социально-экономической сфере и в области безопасности.

Приглашенный эксперт Института исследований национальной безопасности (INSS) Сара Фойер (Sarah J.Feuer) рассматривала осложнения во взаимоотношениях между двумя странами из-за палестинской проблемы. Так, в мае 2021 г. израильско-марокканские отношения подверглись серьезному испытанию в результате беспрецедентной вспышки насилия между еврейским и арабским секторами Израиля и последовавшими за этим  «тревожными контактами» Королевства с ХАМАСом.

Стоит отметить, что даже во время заключения «Авраамовых соглашений» в сентябре 2020 г. в марокканских СМИ с возмущением писали о распространяемых в США и Израиле слухах о том, что Марокко будет следующим в очереди на нормализацию отношений с еврейским государством. В частности, мароккано-американская онлайн газета Morocco World News, которая сегодня освещает дружественные визиты израильских делегаций в королевство, тогда утверждала, что «Рабат не заинтересован в возобновлении отношений с Израилем за счет палестинцев». «Он также не заинтересован в использовании нормализации в обмен на предполагаемую поддержку Америки его позиции по Западной Сахаре». Главным бенефициаром «маловероятной нормализации отношений между Марокко и Израилем» назывался премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, т. к. «такого рода дипломатия помогла бы ему восстановить имидж в израильском обществе; это придало бы ему ауру лидера, которому удалось положить конец региональной и международной изоляции Израиля, нормализовав его отношения с арабскими странами»[ii] [2].

После объявления Рабатом о нормализации отношений с Израилем, С.Фойер акцентировала внимание на месте палестинского вопроса в марокканской политической повестке дня и предложила относиться к палестинскому фактору в израильско-марокканских отношениях в контексте внутренней политической ситуации в королевстве. Она также предложила учитывать желание Марокко, чтобы Вашингтон сохранил американское признание его суверенитета над Западной Сахарой. В этих условиях, чтобы успешно продвинуться в нормализации отношений, она посоветовала Израилю сосредоточить свои усилия на непубличном и методичном развитии связей с деловым сообществом  Марокко[iii] [3].

С.Фойер отмечает, что после возобновления дипломатических отношений между Марокко и Израилем в декабре 2020 г. руководство королевства избегало термина «нормализация». Марокканские официальные лица вместо этого представили соглашение как возвращение к положению дел до 2000 г., когда в соответствующих странах работали бюро по связи, а израильские туристы регулярно приезжали в королевство. Решение Марокко воздержаться от установления полноценных дипломатических отношений после декабря 2020 г. отражает, как оказалось, дальновидную попытку застраховаться от сценария, при котором новая администрация Дж.Байдена не поддержит решение Дональда Трампа о признании США суверенитета Марокко над Западной Сахарой. Это свидетельствует также о желании короля Мухаммеда VI, который одновременно является главой государства и главным религиозным авторитетом королевства, сохранить доверие к себе в вопросах, связанных с палестинской проблемой и особенно статусом Иерусалима.

Предлагается учитывать, что Мухаммед VI возглавляет Комитет по Аль-Кудсу (Иерусалиму) в Организации исламского сотрудничества, который называется «символически значимым, хотя и функционально бездействующим органом». Эксперт отмечает, что в марте и апреле 2021 г. заявления из Вашингтона свидетельствовали о том, что администрация Байдена оставит в силе решение Д.Трампа относительно Сахары, пусть даже Белый дом настаивал на возобновлении переговоров, направленных на достижение политического урегулирования конфликта. В условиях наметившейся в политике США определенной преемственности израильско-марокканские связи начали продвигаться, хотя и гораздо менее заметно по сравнению с отношениями между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Первым серьезным испытанием для и без того хрупких израильско-марокканских отношений – впрочем как и для процесса нормализации с ОАЭ, Бахрейном и Суданом – стало «начало боевых действий между ХАМАСом и Израилем в мае 2021 г. Как и другие арабские страны, королевство сначала осудило действия Израиля в Иерусалиме, но когда зона конфликта сместилась в сектор Газа, заняло более сдержанную позицию. Тем не менее, импульс в двусторонних отношениях, который был задан декларацией в декабре 2020 г., ослаб во время и после операции ЦАХАЛа «Страж стен». Рабат «подавал смешанные сигналы относительно своей позиции по нормализации отношений с еврейским государством». Это проявилось в том, что премьер-министр Марокко (2017-2021) Саад-Эддин эль-Османи, возглавлявший исламистскую Партию справедливости и развития (имеющую связь с «Братьями-мусульманами»), написал письмо лидеру ХАМАСа Исмаилу Ханийе, в котором высоко оценил победу его движения над Израилем. Через некоторое время И.Ханию пригласили в Марокко с официальным визитом, в ходе которого он встретился с высокопоставленными лицами в правительстве королевства, в его честь король устроил торжественный обед. Одновременно, в день, когда лидер ХАМАСа высадился в Рабате, Мухаммед VI тепло поздравил премьер-министра Нафтали Беннета с формированием правительства по результатам прошедших в Израиле очередных выборов.

По мнению С.Фойер, для того, чтобы Израилю добиться поддержки марокканцев необходимо по возможности незаметно, но решительно налаживать контакты с деловым сообществом страны, широко представленным в двух группах общества: в той, которая с симпатией относится к палестинцам и скептически смотрит на нормализацию отношений с Израилем, хотя и готова попробовать; и в той, которая состоит из энтузиастов развития отношений с еврейским государством.

Решению задачи, полагает эксперт, способствуют объективные факторы: Марокко стремится получить доступ к израильским технологиям и инвестициям, особенно в области сельского хозяйства, которое остается доминирующим сектором его экономики. Отмечается, что в королевстве появился небольшой, но многообещающий технологический сектор. Это важно, т.к. в стране молодежь в возрасте 15-24 лет составляет треть 36-миллионного населения. На этом фоне Израиль мог бы продемонстрировать более молодой части населения Королевства, что вовлечение в израильскую высокотехнологичную экосистему поможет им выйти на глобальный рынок. Эксперт указывает на то, что налоговые льготы для израильских компаний, инвестирующих в Марокко и/или иным образом контактирующих с марокканскими деловыми кругами, сигнализируют Рабату о том, что Иерусалим серьезно относится к перспективе развития деловых связей с Королевством. В любом случае, именно взаимные экономические выгоды могут углубить двусторонние отношения и послужить примером для других арабских государств, рассматривающих возможность установления дипломатических контактов с Израилем.

Тем не менее, израильской стороне не удается удалить палестинскую проблему из процесса развития двусторонних отношений с арабскими странами. Заверяя марокканское руководство в том, что оно играет «ключевую роль в поддержании и укреплении мира и безопасности в регионе», высокопоставленные израильские официальные лица подчеркивают «потенциал Марокко в плане содействия диалогу между израильтянами и палестинцами». Об этом заявил министр регионального сотрудничества Израиля Исави Фредж, который накануне вместе с министром юстиции Гидеоном Сааром совершил визит в Рабат. По словам И.Фреджа, «Марокко – единственная взаимоприемлемая страна, которая может способствовать реальному диалогу между Палестиной [а не палестинцами, по крайней мере, так передают слова марокканские СМИ – прим. автора] и Израилем»[iv] [4].

[i] [5] Morocco slated to open embassy in Israel this summer, says Lapid // Times of Israel. 15.06.2022. https://www.timesofisrael.com/liveblog_entry/morocco-slated-to-open-embassy-in-israel-this-summer-says-lapid/

[ii] [6] Morocco Won’t Normalize Relations With Israel, Here’s Why // Morocco World News. 29.09.2020. https://www.moroccoworldnews.com/2020/09/321093/morocco-wont-normalize-relations-with-israel-heres-why

[iii] [7] A Boost in Israeli-Moroccan Normalization? // INSS. 13.07.2021. https://www.inss.org.il/publication/israeli-moroccan-normalization/

[iv] [8] Moroccan FM Expected to Travel to Israel in September // Morocco World News. 31.07.2022. https://www.moroccoworldnews.com/2022/07/350564/moroccan-fm-expected-to-travel-to-israel-in-september