- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Сомали: июнь 2022 г.

9 июня в Могадишо состоялась церемония приведения к присяге нового президента Сомали Хасана Шейха Махамуда. В своем выступлении на церемонии глава государства обещал работать «над политической стабильностью путем консультаций, взаимных уступок и единство между федеральным правительством и штатами – членами федерации», что отличало его от предшественника, оказавшегося неспособным к совместной работе с властями на местах, и в частности, с властями Джубаленда.

Новый глава государства призвал «сомалийскую диаспору и весь мир сыграть определенную роль в «спасении нашего народа, страдающего от  засухи».

10 июня министр сельского хозяйства Кении Питер Мунья сообщил, что Сомали согласилось снять запрет на доставку воздушным транспортом из Кении производимого там ката – наркосодержащего растения. Этот запрет действовал в течение более чем двух лет. Объявление об этом последовало сразу после визита в Могадишо президента Кении Ухуру Кеньятты, присутствовавшего на церемонии приведения к присяге нового президента Сомали Хасана Шейха Махамуда. Этот визит стал признаком примирения двух соседних стран, отношения между которыми испортились в период правления предыдущего президента Сомали Махамеда Абдуллахи Махамеда (Фармаджо).

В контексте сложных отношений Могадишо не снимал запрет на транспортировку воздушным путем из Кении мираа – другое название ката. Этот запрет был введен в  марте 2020 г. на фоне начала пандемии коронавируса.

Как отметил кенийский министр, две страны договорились заключить ряд торговых соглашений, одно из которых будет предусматривать, что Кения сможет возобновить экспорт мираа, а Сомали будет поставлять соседней стране морепродукты. По его словам, эти соглашения должны были быть подписаны через две недели.

Введенный в 2020 г. запрет на поставки ката больно ударил по крестьянам в центральной части Кении, откуда ежедневно в Сомали направлялось 50 тонн мираа на сумму 50 тысяч долларов. В ряде европейских стран кат считается наркотиком.

У Кении и Сомали совместная граница имеет протяженность 700 км. Несмотря на то, что теоретически они были союзниками в борьбе против джихадистов из сомалийского движения «Аш-Шабаб», отношения между ними были достаточно напряженными. Сомали регулярно обвиняло Кению в том, что та якобы вмешивается в его внутренние дела. Найроби в свою  очередь обвинял Могадишо в том, что он ищет «козла отпущения», на которого можно было бы списать его внутренние проблемы. В декабре 2020 г. Сомали разорвало дипломатические отношения с Кенией после того, как У.Кеньятта принял в Найроби главу самопровозглашенного Сомалиленда. В Могадишо считают это образование частью Сомали. Дипломатические отношения были восстановлены в августе 2021 г. У двух стран также существуют противоречия относительно прохождения границы между ними в Индийском океане.

Уже 14 июня Сомали обвинило Кению в нарушении его суверенитета после того, как в Найроби на дипломатический брифинг был приглашен представитель сепаратистского Сомалиленда. В знак протеста против его присутствия на встрече ее покинул посол Сомали в Найроби Махамуд Ахмед Нур.

Со своей стороны власти Сомалиленда заявили, что «разочарованы» действиями посла Сомали. «Это ясно демонстрирует ненависть Сомали по отношению к Республике Сомалиленд и ее народу», — заявило МИД Сомалиленда. Бывшая британская колония Сомалиленд заявил о своей независимости от Сомали в 1991 г.

15 июня президент Сомали Хасан Шейх Махамуд назначил депутата парламента Хамзу Абди Барре на пост премьер-министра. Перед новым премьером стоят две главные задачи – борьба с движением «Аш-Шабаб» и противостояние неминуемому голоду в стране. 48-летний Барре – депутат от Джубаленда и активист президентской партии. Он стал 21-м премьер-министром Сомали, сменив на этом посту Мохаммеда Хусейна Робле. Последний занимал этот пост с сентября 2020 г. Барре в период с 2019 по 2020 гг. возглавлял избирательную комиссию в Джубаленде. Депутатом избирался на выборах в декабре в портовом городе Кисмайо под знаменами партии, созданной Хасаном Шейхом Махамудом. Он занимал пост генерального секретаря Партии за мир и развитие с момента ее основания в 2011 г. и до 2017 г. Сейчас она называется Союз за мир и развитие. Он стал первым премьером, вышедшим из клана огаден. К этому же клану относится глава Джубаленда Шейх Адан Мохамед Нур, известный также как Шейх Адан Мадобе, который находился в открытом конфликте с Фармаджо.

В ходе совместной пресс-конференции президент заявил, что «принял это решение с учетом знаний, опыта и способностей Хамзы». Он потребовал от парламента «срочно одобрить кандидатуру нового премьера с тем, чтобы он сформировал правительство». Президент также перечислил многочисленные «приоритетные задачи», которые стоят перед премьером – «безопасность, засуха, примирение, социальное развитие, предупреждение катастроф, вызванных климатическими изменениями, работа над улучшением отношений страны с остальным миром».

Рано утром 17 июня боевики движения «Аш-Шабаб» несколькими группами атаковали несколько объектов в городе Баксдо в центральной части страны. Бои шли в течение нескольких часов. В них погибли 3 солдата правительственных войск. При отражении атак были уничтожены 13 джихадистов. Этот инцидент стал первым подобного рода после избрания нового главы государства. Он в очередной раз показал всю широту проблемы, которую придется решать новым властям Сомали.

Президент после этого инцидента приветствовал своих военных за то, что они отразили атаки. «Вы послали храброе послание и показали, что то время, когда террористы могли найти убежище в нашей стране, миновало», — отметил он. В свою очередь движение «Аш-Шабаб»  распространило коммюнике, в котором сообщалось, что его боевики «после операции вернулись на базу».

24 июня Хасан Шейх Махамуд сообщил, что получил положительный результат теста на ковид. Это произошло несколько часов спустя после его возвращения из ОАЭ, где он побывал с первым официальным визитом. Он сразу же перешел на режим самоизоляции, хотя, по его словам, не чувствовал каких-либо симптомов.

25 июня парламент Сомали единогласно утвердил Хамзу Абди Барре на посту премьер-министра. Он немедленно приступил к исполнению своих обязанностей. По словам премьера, его правительство сконцентрируется на «достижении инклюзивной политической стабильности в согласии с волей президента видеть подъем Сомали, живущего в мире со всем миром». «Наше правительство представит амбициозную политическую программу, которая будет нацелена на укрепление безопасности, консолидацию экономики и предоставление базовых услуг населению», — написал в напутствии кабинету министров глава Сомали, находившийся на самоизоляции.

Как будут достигаться указанные цели новых властей Сомали – покажет уже ближайшее будущее. Определенный оптимизм внушает то, что у федерального центра нет конфронтационных настроений в отношении  властей на местах, и он теоретически сможет больше сконцентрироваться на борьбе с движением «Аш-Шабаб».