- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об экономических проблемах Египта, связанных с падением курса местной валюты

Валюта Египта упала до почти рекордно низкого уровня, когда Центральный банк АРЕ покупал 1 доллар за более чем 19 египетских фунтов. Обменный курс к доллару в понедельник достиг 19,01 фунтов, что на 22% меньше, чем в марте, что является самым резким падением египетской валюты с декабря 2016 года. Это снижение произошло через месяц после резкой 48-процентной девальвации, последовавшей за решением Египта пустить  свою валюту в свободное плавание пять лет назад.  Это означает, что правительство больше не контролирует стоимость египетского фунта по сравнению с другими валютами. На протяжении десятилетий она была привязана к доллару США, что означало, что ее стоимость будет расти или падать только в сочетании с относительно стабильным долларом США.  Международный валютный фонд (МВФ) приветствовал это решение, заявив, что оно «сделает более доступной иностранную валюту» и «улучшит внешнюю конкурентоспособность Египта, поддержит экспорт и туризм и привлечет иностранные инвестиции». Египту отчаянно не хватает иностранной валюты. Это затрудняет поддержание экономики, которая зависит от покупки огромного количества товаров из-за рубежа (используя эту дефицитную иностранную валюту). В настоящее время страна экспортирует энергоносители, но импортирует большинство других товаров – короче говоря, покупает гораздо больше, чем продает. Некоторые экономисты говорят, что плавающий курс поможет создать резервы иностранной валюты, помогая ей привлекать иностранные инвестиции. Это означало бы, что у Египта было достаточно наличных денег для импорта основных продуктов, что положило бы конец длинным очередям за продуктами и нехватке товаров первой необходимости. Но этого роста инвестиций не случилось, а вот инфляция предсказуемо скакнула вверх.  Плавающий курс валюты также был ключевым требованием МВФ. В августе он «в принципе» согласился на сделку по предоставлению Египту кредита в размере 12 млрд долларов. МВФ приветствовал решение о введении плавающего курса египетской  валюты, заявив, что это «улучшит внешнюю конкурентоспособность Египта».

В марте египетский фунт торговался на уровне 15,6 за доллар. Затем Центральный банк АРЕ впервые с 2017 года повысил процентные ставки, что позволило валюте Египта резко упасть в попытке обеспечить сокращение валютных резервов. Поступления в иностранной валюте упали более чем на 7 млрд долларов в апреле и мае, составив 33,4 млрд долларов в июне, после того, как инвесторы покинули ранее благоприятный рынок. Египет был одной из стран Ближнего Востока и Северной Африки, наиболее пострадавших от российско-украинского конфликта. Это крупнейший в мире импортер пшеницы, почти 80% поставок которой в прошлом году поступило из России и Украины. Туристический сектор, в котором занято 9,5% рабочей силы Египта, также зависит от России и Украины, которые отправили треть всех туристов, посетивших страну за последние годы. Каир стремится получить еще один кредит от Международного валютного фонда после получения кредитов на сумму 20 млрд долларов с 2016 года. В мае было сообщено, что египтяне накапливают доллары США и покупают золото, чтобы диверсифицировать свои инвестиции после повышения процентных ставок и падения Египетского фунта. Растущая инфляция в Египте привела к тому, что цена упаковки яиц, содержащей 30 яиц, выросла почти до цены килограмма мяса, несмотря на заверения правительства в том, что страна полностью обеспечивает себя яйцами и птицей. Согласно официальным заявлениям, Египет производит более 13 млрд яиц в год. Тем не менее, цена на яйца продолжает расти, достигнув 80 египетских фунтов (около 4,23 доллара США) за коробку, что эквивалентно цене некоторых видов замороженного мяса.

Одновременно  министр транспорта АРЕ Камель аль-Вазир объявил 26 июля о плане повышения цен на метро и железнодорожные билеты в течение нескольких дней после повышения цен на топливо. В телефонном интервью М.аль-Вазир подтвердил, что было принято решение о повышении цен, отметив, что решение ожидает одобрения парламента и президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси. «Мы стоим перед дилеммой», — указал  он. По его данным,  Министерство транспорта должно банкам 88 млрд египетских фунтов (4,65 млрд долларов), а Министерству нефти — около 5 млрд египетских  фунтов (0,26 млрд долларов). Он объяснил, что стоимость билета на метро будет увеличена на «один фунт», отметив, что «если цены на железнодорожные билеты увеличатся на 2, 3 или 5 фунтов, это останется меньше, чем стоимость проезда в микроавтобусе». В этой связи местные эксперты отмечают, что повышение цен на железнодорожные билеты является предтечей отмены субсидии на дизельное топливо. Египет тратит около 55 млрд египетских фунтов  в год (2,92 млрд долларов) на субсидии на дизельное топливо, заявил в конце прошлого месяца премьер-министр Мустафа Мадбули. Египет повысил цену на дизельное топливо в конце июля на 0,50 фунта до 7,25 фунта за литр после двух предыдущих повышений в 2021 году. С 2019 года цены на топливо в Египте устанавливаются в рамках ежеквартальных обзоров, которые учитывают тренды на мировых рынках, а также курсы иностранных валют после того, как Каир прекратил субсидирование большинства топливных продуктов в рамках программы реформ, согласованной с МВФ. Дизтопливо осталось последним в этом списке.  Дизтопливо широко используется в транспортной системе Египта и в сельском хозяйстве. Недавно сообщалось, что Мадбули «координирует с губернаторами меры по обеспечению того, чтобы транспортные компании не повышали цены ненадлежащим образом» в результате повышения цен на бензин. Но в любом случае – предстоящая отмена субсидии на дизтопливо автоматически усилит рост цен практически на все товары, перевозимые железнодорожным и автомобильным транспортом.