- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии политических и военных отношений между Израилем и Марокко. Часть 4

В декабре 2020 г. Марокко стало четвертым арабским государством (после Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Судана) за последние два года, которое нормализовало отношения с Израилем в рамках «Авраамовых соглашений». Израиль открыл свое бюро по связям в Рабате в августе 2021 г., а королевство открыло свое бюро в Тель-Авиве в феврале того же года. До сих пор они так и не стали посольствами[i] [1]. Израильская сторона на высшем уровне не раз выражала надежду на скорый приезд министра иностранных дел Марокко в Израиль, в ходе которого может быть объявлено об открытии посольства. Визит Насера Буриты, который планировался летом этого года, пока перенесен на сентябрь и связывается с мероприятиями по случаю второй годовщины «Авраамовых соглашений».

Помимо эмоциональной связи с королевством многих израильтян, рост потока туристов, является лишь одним из оснований, по которым расширение израильско-марокканских отношений в Израиле оценивают как выгодные.

Во-первых, в Марокко проживают 36,5 млн человек. Эта страна считается одной из самых влиятельных в арабском мире и Африке, а также имеет одну из самых сильных экономик на континенте. Таким образом, взаимодействие с королевством, особенно в складывающихся условиях в мировой экономике, может убедить другие страны региона наладить отношения с Израилем.

Во-вторых, на протяжении всей истории взаимоотношений Израиль и Марокко поддерживали как тайные, так и открытые связи. По словам бывшего начальника Управления разведки ЦАХАЛа Шломо Газита (1974-1979) и бывшего офицера разведки и министра Рафи Эйтана, в 1960-х гг. марокканский король Хасан II передал Израилю записи встречи Лиги арабских государств, которые помогли ему подготовиться к Шестидневной войне 1967 г. В том же году «Моссад» помог Марокко похитить диссидента из Франции.

В-третьих, Марокко также рассматривает Иран как угрозу, разорвав связи с Тегераном в 2018 г., потому что он через «Хизбаллу» финансировал Фронт ПОЛИСАРИО в Западной Сахаре. Как и в случае со странами Персидского залива, противодействие Ирану несет в себе большой потенциал для сотрудничества с Израилем в вопросах безопасности. В частности, Марокко закупает израильские беспилотники.

В-четвертых, торгово-экономические контакты. Основным экспортным товаром Израиля в Марокко являются пластмассы, машины и электрооборудование, в то время как Марокко в основном экспортирует в еврейское государство транспортные средства, одежду и аксессуары. В израильских СМИ сообщалось, что в израильском руководстве изначально рассматривали энергетику как потенциальную основу для сотрудничества между Израилем и Марокко, у которого не так много собственных энергоресурсов. Марокко импортирует около 90% энергоносителей с 2013 г. и стремится расширить использование возобновляемых источников энергии. Израиль экспортирует природный газ и имеет опыт в области солнечной энергетике. Сельское хозяйство составляет около 40% экономики Марокко и большую часть его экспорта, и страна будет заинтересована в израильских агротехнологических инновациях[ii] [2].

По мнению научной сотрудницы Института исследований национальной безопасности (INSS) Мор Линк, «несмотря на стратегическое значение в двусторонних отношениях вопросов безопасности, о чем свидетельствуют подписанные соглашения, развитие экономических связей может больше повлиять на обе страны и, таким образом, представляет значительный общий интерес». Кроме того, такие связи несут в себе значительный политический потенциал.

В контексте развития торгово-экономических отношений двух стран ситуация описывается следующим образом. Согласно Всемирному банку, на который ссылается М.Линк, Марокко – страна со средним и низким доходом населения, а по данным Trading Economics за 2020 г. (портал, на котором обобщена макроэкономическая информация по ведущим экономикам мира), Марокко экспортирует в основном электрическое и электронное оборудование, транспортные средства, удобрения, фрукты, овощи, орехи и одежду, а также туристические и транспортные услуги. Королевство импортирует в основном топливо; промышленное, электрическое и электронное оборудование; транспортные средства; и зерно, в дополнение к транспортным услугам, техническим услугам и услугам, предоставляемым государственными органами.

Хотя Европа является важным торговым партнером как для Марокко, так и для Израиля, направления экспорта и товары, экспортируемые в Европу двумя странами, не идентичны. По данным Министерства экономики Израиля за 2020 г., экспорт товаров из Израиля в Европу составил 13,8 млрд долларов (36% от общего объема экспорта), в основном в Великобританию, Нидерланды, Германию, Францию ​​и Бельгию. Основную часть этих экспортируемых товаров составляли химикаты, электрическое и механическое оборудование, резина, пластмассы, а также медицинские и оптические приборы. По данным Trading Economics, экспорт товаров из Марокко в Европу в 2020 г. составил 18,9 млрд долларов (69% от общего объема экспорта Марокко). Основными пунктами назначения были Испания и Франция, и большую часть экспортируемых товаров составляли электрооборудование, транспортное оборудование, продукты питания и сельскохозяйственная продукция, а также одежда и текстиль.

Эксперт отмечает, что после того как Израиль и Марокко возобновили свои отношения в декабре 2020 г., торговля между ними заметно расширилась. Согласно данным Центрального статистического бюро Израиля, экспорт Израиля в Марокко вырос с 3,9 млн долларов в 2019 г. до 30 млн долларов в 2021 г. Хотя Израильский институт экспорта оценивает годовой экспортный потенциал из Израиля в Марокко в 250 млн долларов, по данным Министерства экономики, он по-прежнему составляет менее 1% от общего объема экспорта Израиля в размере 143 млрд долларов в 2021 г. С точки зрения экономического потенциала, помимо туристических услуг, еще одной перспективной статьей в торговых отношениях является автомобильный сектор. По данным Министерства промышленности и торговли Марокко, за последнее десятилетие с приходом в страну иностранных компаний автомобильная промышленность развивается: экспорт автомобилей из Марокко в 2020 г. составил 8,5 млрд долларов. В то же время спрос Израиля на машины продолжает расти: согласно данным Центрального статистического бюро, в 2021 г. импорт автомобилей в Израиль вырос на 24,9% по сравнению с 2020 г. С другой стороны, основной потенциал импорта в Марокко из Израиля заключается в туризме и передовых технологиях, особенно в сельском хозяйстве, водоснабжении и возобновляемых источниках энергии.

Экономическое сотрудничество двух стран могло бы также способствовать реализации их интересов в африканских странах. Марокко активно развивает отношения с Африкой. По мнению М.Линк, об этом свидетельствуют десятки визитов короля Мухаммеда VI на африканский континент за последние 20 лет и возвращение Марокко в Африканский союз пять лет назад после выхода из организации в 1984 г. Эти дипломатические усилия имеют и экономический аспект. Несмотря на то, что по данным Trading Economics, только 7,7% марокканского экспорта в 2020 г. предназначалось для Африки, Марокко стремится увеличить этот процент и стать экономическим центром на континенте. Для достижения цели Рабат подписал десятки экономических соглашений с африканскими странами. Торговый потенциал Королевства с Африкой оценивается как значительный, хотя и не в ближайшей перспективе, особенно с учетом соглашения об Африканской континентальной зоне свободной торговли (AfCFTA).

Предполагается, что используя израильские технологии и ноу-хау, особенно в сельском хозяйстве, Марокко может представить их африканским странам. Это позволит Королевству стать важным фактором в развитии Африки. Такое стремление израильский эксперт прослеживает в национальных и региональных планах развития Марокко.

Для Израиля укрепление экономических отношений с Марокко может открыть ворота в Африку, особенно в страны, с которыми Израиль не имеет дипломатических отношений, опираясь на опыт и инфраструктуру Марокко. В последние годы Рабат развивает финансовую и деловую инфраструктуру в странах Африки к югу от Сахары, в основном во франкоязычных странах Западной и Центральной Африки, где действуют марокканские банки и развито транспортное сообщение между этими странами и Марокко. В дополнение к экономическому потенциалу в виде экспорта на рынки, к которым у Израиля в настоящее время нет доступа, открытие ворот в Западную и Центральную Африку также имеет политический потенциал в виде укрепления связей с африканскими странами. Это может принести Израилю пользу на международных площадках, особенно в ходе голосований в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН.

В качестве наиболее перспективных направлений плодотворного сотрудничества между Израилем и Марокко лидеры делового сектора обеих стран выделяют туризм, здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство, водные ресурсы и возобновляемые источники энергии. На фоне пандемии COVID-19, войны на Украине и климатического кризиса последние три становятся все более значимыми. В данном случае эксперт ссылается на бизнес-конференцию в конце марта с. г. в Тель-Авиве, на которой присутствовали лидеры деловых и промышленных секторов обеих стран.

Сельскохозяйственный сектор очень важен для марокканской экономики, т.к. в нем занята одна треть рабочей силы страны, на его долю приходится около 20% экспорта и 12% внутреннего производства. Однако он также очень уязвим перед климатическими условиями и страдает от низкой производительности, о чем свидетельствует разрыв между долей занятых в секторе и отдачей. Значительная часть сельского хозяйства в Марокко по-прежнему опирается на традиционные методы производства, и страна поставила перед собой цель сделать этот сектор индустриализированным и продуктивным. Низкая производительность в сельском хозяйстве отражена в данных Всемирного банка за 2019 г., согласно которым добавленная стоимость на одного работника является самой низкой в регионе.

Потенциал сотрудничества в области сельского хозяйства заключается в основном в экспорте и применении израильских ноу-хау и технологий. За последнее десятилетие сектор сельскохозяйственных технологий Израиля значительно вырос и все чаще выходит на международный рынок. По данным Израильского института экспорта, экспорт в этом секторе (за исключением удобрений и химикатов) постоянно рос и достиг 1,9 млрд долларов в 2019 г. Израильские агротехнические компании в последние годы также быстро расширяются и разрабатывают технологии в самых разных областях, которые, согласно данным Startup Nation Central (крупнейшая платформа, занимающаяся поиском стартапов в Израиле и наведением контактов между ними, предприятиями, государством и различными учреждениями), включают ирригацию, очистку воды для сельского хозяйства, теплицы, молочную промышленность и производство морепродуктов. Стремление Марокко развивать свой сельскохозяйственный сектор, не в последнюю очередь для обеспечения продовольственной безопасности своего населения, может стать основой для плодотворного сотрудничества с Израилем.

Отмечается еще одно перспективное направление сотрудничества – возобновляемая энергетика. По данным Министерства энергетического перехода и устойчивого развития Марокко, страна импортирует около 90% своих энергетических потребностей. Чтобы уменьшить зависимость от импорта, Королевство пытается увеличить производство возобновляемой энергии, и эти усилия приносят результаты. По состоянию на 2020 г. на возобновляемые источники энергии приходилось около 37% производственных мощностей страны, и по оценкам экспертов, поставленная правительством цель – к 2030 г. довести этот показатель до 52% – будет достигнута.

По данным Startup National Central, в Израиле насчитывается более 100 энергетических технологических компаний, и эти компании стремятся выйти за пределы внутреннего рынка. Применение израильских технологий на всех этапах производства возобновляемой энергии может повысить конкурентоспособность Марокко в этом секторе, сократить расходы и увеличить производство, потребление и экспорт, особенно в Европу. Согласно эксперту INSS, первые признаки сотрудничества появились в марте прошлого года, когда израильская компания Marom Energy приобрела 30% акций марокканской компании по возобновляемым источникам энергии Gaia Energy, которая работает в ряде африканских стран в партнерстве с Международной финансовой корпорацией (IFC), входящей в группу Всемирного банка. Marom Energy купила акции за 70–80 млн шекелей. Таким образом, израильская компания закрепилась в марокканском секторе возобновляемых источников энергии, который имеет большой потенциал благодаря обилию площадей и подходящих климатических условий.

М.Линк делает ряд рекомендаций в области государственной политики. Она исходит из того, что потребности Марокко в развитии и модернизации инфраструктуры для сельского хозяйства, водоснабжения и энергетики в сочетании с достаточно хорошей деловой средой и географическим положением между Африкой и Европой, делают для Израиля сотрудничество с Королевством привлекательным и имеющим экономический и политический потенциал. Сотрудничество также может способствовать продвижению интересов Израиля и Марокко в их экономических и дипломатических отношениях со странами Западной и Центральной Африки.

Для дальнейшего развития сотрудничества Израиль должен действовать тремя способами.

Во-первых, следует продолжить расширение инфраструктуры системы регулирования экономических отношений. Одной из трудностей ведения бизнеса в Марокко называется правовая система страны, которой не доверяют бизнесмены и инвесторы. Практический способ решения этой проблемы заключается в заключении инвестиционного соглашения между двумя странами, по которому сейчас ведутся переговоры. Следует позаботиться о том, чтобы это соглашение предоставило инвесторам доступ к международному арбитражу в случае инвестиционных споров, как это предусматривается инвестиционным соглашением, которое Израиль подписал с ОАЭ в 2021 г.

Во-вторых, Израиль и Марокко должны создать основу для конкретного сотрудничества между правительствами. В рамках экономического рамочного соглашения было решено создать совместный комитет в составе Министерства экономики Израиля и Министерства промышленности и торговли Марокко, который будет нести ответственность за контроль выполнения соглашения. Предлагается создание аналогичных совместных комитетов между Министерством национальной инфраструктуры, энергетики и водных ресурсов Израиля; Министерством сельского хозяйства и развития сельских районов; и Министерством регионального сотрудничества и их марокканскими коллегами. Эти комитеты могут изучать возможности для сотрудничества, предлагать решения проблем и организовывать конференции для делового сектора.

В-третьих, Израилю следует оценить возможность создания совместных предприятий с третьими странами. Перспективным является сотрудничество с ОАЭ. Марокко и ОАЭ в последние годы укрепляют свои отношения, о чем свидетельствует политическая поддержка по ключевым вопросам и укрепление торговых связей. Укрепление отношений между Израилем и ОАЭ, особенно в экономической сфере, может способствовать трехстороннему сотрудничеству, которое будет сочетать израильские технологии, экспертов и обученную рабочую силу из трех стран[iii] [3].

Таким образом Израиль может с выгодой для себя использовать потребности Марокко в развитии важных отраслей экономики, к тому же у израильских компаний есть амбиции выйти за пределы внутреннего рынка.  Торгово-экономические отношения между двумя странами могут способствовать решению военно-политических задач Израиля не только в регионе, но и на международной арене.

[i] [4] Morocco slated to open embassy in Israel this summer, says Lapid // Times of Israel. 15.06.2022. https://www.timesofisrael.com/liveblog_entry/morocco-slated-to-open-embassy-in-israel-this-summer-says-lapid/

[ii] [5] What does Israel stand to gain from relations with Morocco? – analysis // Jerusalem Post. 14.12.2020. https://www.jpost.com/middle-east/what-does-israel-stand-to-gain-from-relations-with-morocco-analysis-651979

[iii] [6] A Gateway to Africa? Economic Opportunities in Israel-Morocco Relations / INSS. 26.05.2022. https://www.inss.org.il/publication/morocco-economy/