- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американский эксперт о военной помощи США Ливанским вооруженным силам. Часть 1

В июле  с. г. эксперт из FOUNDATION FOR DEFENSE OF DEMOCRACIES (Washington, DC) Дэвид Килколлен опубликовал доклад на тему: «Переоценка военной помощи США Ливанским вооруженным силам».

Соединенные Штаты финансировали, обучали и оснащали Ливанские вооруженные силы (LAF), чтобы гарантировать, что «они служат институциональным противовесом «Хизбалле»», — заявил высокопоставленный чиновник Госдепартамента в августе прошлого года. С 2006 года американские налогоплательщики заплатили более 2,5 млрд долларов «для укрепления суверенитета Ливана, обеспечения безопасности его границ, противодействия внутренним угрозам и пресечения содействия терроризму». Основным (хотя и не единственным) источником этих внутренних угроз является, конечно, «Хизбалла». При этом LAF сейчас сталкивается  с резким сокращением оборонного бюджета Ливана, вызванным экономическим кризисом, который , по оценкам Всемирного банка, «вероятно, войдет в топ-10, а возможно, и в тройку самых серьезных кризисов в мире с середины девятнадцатого века». В 2020 году LAF перестали поставлять мясо в свои подразделения в условиях повсеместной нехватки продовольствия. Денежное довольствие рядовых военнослужащих упало до 100 долларов в месяц, что составляет одну восьмую от  докризисного уровня. В рамках формирования фонда срочной помощи французское правительство созвало международную донорскую конференцию в июле прошлого года, чтобы «укрепить сплоченность, устойчивость и стабильность LAF». По словам ливанского эксперта Арама Нергизяна,  Соединенные Штаты в свою очередь добавили 15 млн долларов к пакету военной помощи в размере 105 млн долларов, который уже готовился к 2021 году, и объявили о выделении еще 67 млн долларов в сентябре.  Белый дом также запросил 160 млн долларов на эти цели  на текущий финансовый год. Международные доноры, похоже, привержены продолжению или укреплению своей прежней политики, несмотря на беспрецедентный характер продолжающегося кризиса в Ливане. Как пишет автор доклада, государства-доноры потенциально должны разорвать порочный круг эксплуатации, коррупции и насилия, в результате которых ливанский народ обнищал и оказался в небезопасном положении. Вместо того, чтобы сохранять статус-кво, доноры должны подвергнуть сомнению основные предпосылки, лежащие в основе их политики. Поэтому пришло время внимательно изучить вопрос о том, позволили ли 15 лет существенной американской поддержки LAF стать институциональным противовесом «Хизбалле». С этой целью в данном докладе рассматривается динамика показателей оперативных возможностей LAF с 2006 года с акцентом на четыре цели, определенные Государственным департаментом США: оборона суверенитета, безопасности границ, внутренней безопасности и борьбы с терроризмом. Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о наличии корреляции между увеличением помощи США и большей эффективностью LAF в борьбе с терроризмом, но не в других областях. Однако это лишь частичный ответ, поскольку улучшение боевых характеристик — это не то же самое, что уравновешивание потенциала «Хизбаллы». Теория перемен, вдохновляющая военную помощь США, заключается в том, что «создание аппарата безопасности ливанского государства улучшит внутреннюю стабильность и общественное доверие к LAF», что, в свою очередь, «создаст политическое пространство для ливанского правительства для решения более сложных, политически чувствительных вопросов». В докладе делается вывод о том, что такое пространство не увеличилось, а, напротив, сократилось в период усиления американской помощи в области безопасности, что совпало со значительным усилением влияния «Хизбаллы». Аргумент в пользу укрепления LAF частично основывается на предположении, что LAF конкурирует с «Хизбаллой» ради престижа и влияния. Как считает американский эксперт, Вашингтон должен выйти за рамки кризисных размышлений о Ливане. Кризис там длится уже более двух лет и будет, вероятно, продолжаться. Вместо этого сейчас самое время пересмотреть рамки нынешней поддержки США LAF, параметры которой были определены при радикально отличающихся обстоятельствах 15 лет назад. На самом деле, эти два фактора взаимосвязаны на самых высоких уровнях, потому что влияние «Хизбаллы» на гражданские власти Ливана очень велико. Террористическая организация обладает эффективным правом вето в отношении выбора премьер-министра и действий ливанского правительства. «Хизбалла» имеет большинство в парламенте, а ее союзники занимают посты президента и спикера. Очевидно, что помощь для LAF не позволила им стать институциональным противовесом «Хизбалле». Пришло время пересмотреть программы помощи, чтобы идти в ногу с быстро меняющимся политическим и экономическим ландшафтом Ливана.

  1. Повышает ли помощь США эффективность LAF?

Правительство США, безусловно, является его крупнейшим спонсором, особенно с 2005 года, когда «кедровая революция» положила конец сирийской оккупации Ливана и создала возможности для расширения взаимодействия США с Бейрутом. В то же время региональная нестабильность, вызванная войной в Ираке, убедила американских политиков в необходимости более активного участия. Американские войска были частью многонациональных миротворческих сил в Ливане с августа 1982 года до их вывода в феврале 1984 года, через четыре месяца после того, как в результате взрыва бомбы в грузовике «Хизбаллы» в казармах морской пехоты в Бейруте погиб 241 военнослужащий («Хизбалла» отрицает ответственность за взрыв). В 1980 -х и 1990-х годах скромная поддержка Министерства обороны США LAF дала доступ Вашингтону к лицам, принимающим решения в Ливане, а также возможность оценки динамики в стране, чего в противном случае было бы трудно достичь. В условиях вакуума власти, образовавшегося после вывода сирийских войск в 2005 году, Вашингтон стремился укрепить светское ливанское государство против растущей мощи иранского ставленника «Хизбаллы». Борьба за постсирийский Ливан также была соревнованием за будущую миссию и идеологическое направление LAF. Целью США было создание жизнеспособного светского (или, по крайней мере, многоконфессионального) ливанского государства.   После войны между Израилем и «Хизбаллой» в 2006 году, и, несмотря на растущее влияние «Хизбаллы» в ливанском правительстве в результате этой войны, администрация Дж.Буша обратилась к Конгрессу с просьбой увеличить финансирование ливанской полицейской службы и Сил внутренней безопасности (ISF). Конгресс одобрил эту просьбу, которая получила двухпартийную поддержку. В среднем с 2006 года Вашингтон предоставлял Бейруту военную и экономическую помощь в размере 200 млн долларов в год, что сделало Соединенные Штаты крупнейшим официальным донором Ливана. Однако, по неофициальным данным, Иран отправляет «Хизбалле» примерно 700 млн долларов в год. По данным Госдепартамента, совокупные инвестиции Вашингтона в размере более 2,5 млрд долларов помогли LAF достичь четырех ключевых целей программы, а именно: «Укрепить суверенитет Ливана, обезопасить его границы, противостоять внутренним угрозам и пресечь содействие терроризму». В более широком смысле Госдепартамент заявил, что «партнерство США и LAF укрепляет их потенциал как единственного законного защитника суверенитета Ливана». Конкретные успехи программы включали:

— предоставление возможности LAF победить «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) в Ливане; проводить операции против «Аль-Каиды» (запрещена в России) и расширять контроль над ливанской территорией вдоль ее границы с Сирией;

—  увеличение присутствия LAF на юге Ливана для координации с Временными силами Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ) и поддерживать осуществление резолюций 1559, 1680 и 1701 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций;

— предоставление возможности LAF устранять опасности, «созданные ИГ для нанесения вреда гражданскому населению вдоль границы Ливана с Сирией, устранять взрывоопасные предметы вдоль «Голубой линии», на севере и в горах Ливана, а также обеспечивать важнейшую физическую безопасность и модернизацию складов боеприпасов для LAF».    Каждое из этих утверждений требует объективной оценки. Борьба с терроризмом является первой и наиболее важной миссией, по мнению многих американских аналитиков, поэтому оценка начинается именно  с этого пункта.

Эффективность борьбы с терроризмом LAF

С 2006 года LAF провели три крупные боевые операции против террористических группировок на территории Ливана. Это была кампания против связанной с «Аль-Каидой» организации «Фатх аль-Ислам» (FAI) с мая по сентябрь 2007 года; битва при Арсале в августе 2014 года против ИГ и аффилированной с «Аль-Каидой» «Джебхат ан-Нусрой (запрещена в России); и кампания в Каламуне против ИГ и преемника «Джебхат ан-Нусры «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России) с июля по август 2017 года. Эти три кампании дают возможность оценить, коррелировало ли увеличение помощи США с 2006 года с заметным улучшением показателей LAF с течением времени. Кампания LAF против FAI в 2007 году представляла собой интенсивную городскую войну, длившуюся 15 недель. В ее рамках было проведено  девять наземных атак с использованием бронетехники, инженерных войск, артиллерии и поддержки с воздуха против сети сильно укрепленных опорных пунктов повстанцев в лагере беженцев Нахр-эль-Барид, втором по величине палестинском лагере в Ливане, недалеко от северного прибрежного города Триполи. 105-дневная  кампания продемонстрировала самые тяжелые и разрушительные наземные бои в Ливане с момента окончания гражданской войны  в 1990 году. Это стало настоящим испытанием военного профессионализма LAF и их способности сражаться с ограниченными ресурсами «против вооруженных до зубов повстанцев, окопавшихся в многоэтажных зданиях с туннелями и подземными укрепленными позициями».  Потери LAF были тяжелыми:  было убито или ранено 576 военнослужащих. Со своей стороны, FAI потеряла 471 боевика убитыми и взятыми в плен. По меньшей мере 67 гражданских лиц были убиты и неизвестное число ранено, в то время как лагерю Нахр-эль-Барид был нанесен огромный ущерб, и в результате боевых действий более 30 000 гражданских лиц были вынуждены покинуть свои дома. В то время как несколько наблюдателей высоко оценили волю LAF сражаться в Нахр-эль-Бариде, битва выявила множество оперативных и тактических недостатков LAF. К ним относились отсутствие опыта ведения интенсивных боевых действий; нехватка боеприпасов; плохое техническое обслуживание и дефицит топлива для бронетранспортеров LAF 1950-х годов выпуска, недостаток транспортных средств; нехватка оружия класса «воздух-земля» для нескольких американских вертолетов; ограниченные возможности эвакуации пострадавших; отсутствие артиллерии и систем наведения; плохая разведка, наблюдение и рекогносцировка (ISR); нехватка высокоточных боеприпасов (PGMs), приборов ночного видения и снайперского оружия; и недостаточное количество шлемов и бронежилетов.  Несмотря на конечный успех LAF в освобождении лагеря, международные доноры впоследствии увеличили помощь для устранения этих недостатков. Вашингтон активизировал свои усилия по обучению, оснащению и финансированию ВВС и создал небольшое присутствие для проведения специальных операций в Ливане. Тем не менее, некоторые улучшения были очевидны во время следующего крупного боевого столкновения LAF семь лет спустя в битве при Арсале. В начале августа 2014 года LAF провели короткое, но интенсивное сражение против «Джебхат ан-Нусры» и ИГ в Арсале, городе среднего размера в восьми милях от сирийской границы в районе Баальбек на северо-востоке Ливана. Этот район стал маршрутом контрабанды оружия в Сирию после начала там гражданской войны в 2011 г. В сентябре 2012 г. и феврале 2013 г. в Арсале произошли столкновения  LAF с отрядами Свободной сирийской армии, выступающей против режима Башара Асада, и отдельно с FAI. В 2013 году совместное наступление «Хизбаллы» и сирийских правительственных войск очистило от повстанцев опорные пункты на сирийской стороне границы, вытесняя их и беженцев через границу в анклав Арсаль. Это превратило этот район в зону поддержки антиасадовских группировок, включая суннитских джихадистов, и создало плацдарм для нападений на Сирию. В то же время суннитские джихадистские группировки в Сирии, включая «Аль-Каиду» и ИГ, использовали коридор Арсаль для контрабанды автомобильных бомб в Ливан для использования против ливанских гражданских лиц в городских районах с шиитским большинством. Таким образом, анклав Арсаль представлял угрозу как для ливанского правительства, так и для  «Хизбаллы» и ее союзников в Дамаске. Анклав также служил плацдармом для нападений на иранские интересы.  Эти нападения включали двойной взрыв смертника против иранского посольства в Бейруте в ноябре 2013 года и взрыв иранского культурного центра в пригороде Бейрута Бир-Хасан в феврале 2014 года, оба из которых были совершены ливанским союзником «Аль-Каиды» группой «Бригады Аззама». Столкнувшись с общей угрозой, LAF, «Хизбалла» и сирийская разведка тесно координировали свои усилия с 2012 по 2014 год.  Их усилия охватывали как общественную информационную кампанию, направленную на суннитскую общину с целью минимизации уровня ее поддержки терроризма, а также поддержку военным усилиям, которые включали целенаправленные убийства в Арсале и его окрестностях. В июле 2014 года LAF нанесли удар по джихадистам близ Арсаля совместно с «Хизбаллой» и сирийскими правительственными войсками. «Хизбалла» перекрывала трассы с востока на  Арсаль и развернула силы в шиитских поселениях к западу от города, а сирийские ВВС нанесли трансграничные удары с воздуха в Ливане. Подразделения LAF зачищали этот анклав.  Как отметил один наблюдатель, «сочетание действий LAF, сил сирийского режима и  «Хизбаллы» предполагает скоординированные трансграничные усилия по изоляции повстанцев в городе Арсаль». Координация между Ливанскими вооруженными силами и «Хизбаллой» также подтверждается видеозаписью, на которой видно, как колонна автомобилей «Хизбаллы» проезжает через контрольно-пропускной пункт LAF по пути в Арсаль, не будучи остановленной или обысканной. Эти доказательства противоречат заявлениям Министерства обороны о том, что LAF работают в одиночку. ИГ и «Джебхат ан-Нусра» ответили полномасштабным нападением на Арсаль. 2 августа 2014 года более 700 боевиков атаковали и захватили город при поддержке террористических атак ИГ в Триполи. Но на фоне наступлений против оплотов  ИГ в Ираке и Сирии с мая по июль 2014 года LAF организовала захват Арсаля.  Спецназ LAF вместе с 8-й пехотной бригадой LAF и ISF сражались в течение пяти дней, чтобы вернуть город. Потери составили 20 убитых, 85 раненых и 49 захваченных в плен, из которых 13 были казнены боевиками. В конечном итоге LAF вновь взяли под контроль Арсаль после того, как суннитские религиозные лидеры заключили сделку, которая привела к эвакуации повстанцев и освобождению некоторых выживших пленных. Часть пленных по-прежнему числятся пропавшими без вести. В то время как операция в Арсале в конечном счете достигла своей цели, потери LAF были относительно серьезными для масштабов и продолжительности сражения, и они вновь заняла город только после того, как «Хизбалла» заключила соглашение об эвакуации. В целом, битва предполагала, что LAF были лишь немного более способной в тактическом плане , чем в 2007 году, и ничего не делали, чтобы уравновесить потенциал «Хизбаллы» с точки зрения военного влияния. Действительно, сотрудничество LAF и «Хизбаллы» против суннитских боевиков продолжалось с 2015 по 2017 годы. Например, в течение этого периода LAF построили множество наблюдательных постов и укрепленных позиций по всему региону, чтобы лучше контролировать местность и предотвратить трансграничное передвижение. Это улучшило безопасность границ Ливана, но также помогло усилиям «Хизбаллы» по поддержке режима Асада, устранив угрозу с западной границы Сирии. События в Арсале также усилили политическое влияние «Хизбаллы». Как отметила в то время ведущий региональный аналитик Лина Хатиб, LAF боролись против суннитских группировок, тем самым выставляя эти группировки в качестве главной угрозы, игнорируя роль «Хизбаллы» как магнита, притягивающего суннитских джихадистов в Ливан. Хатиб добавила, что из-за слабости LAF «Хизбалла» поддержала законность своего статуса с главной военной силой Ливана.  Таким образом, вместо того, чтобы служить противовесом, LAF по факту  усилили влияние «Хизбаллы».

Последнее по времени крупное тактическое столкновение между LAF и суннитскими террористическими организациями произошло во время наступления в Каламуне с мая по август 2017 года, в ходе которого LAF и «Хизбалла» проводили параллельные операции по зачистке суннитских боевиков из районов вокруг Арсаля и провинций  Баальбек-Хермель и Бекаа. Одновременно сирийские правительственные войска перешли в наступление на холмах Каламун на сирийской стороне границы. «Хизбалла» через одного из своих союзников в ливанских службах безопасности в конечном итоге спонсировала соглашение о прекращении огня, в результате которого «Джебхат ан-Нусра» (переименованная в ХТШ) и боевики ИГ ушли в Сирию, в то время как Ливан впервые получил контроль над своим спорным пограничным регионом с начала гражданской войны в Сирии. Во время этой кампании LAF действовали в больших масштабах, задействовав до 7000 военнослужащих,  на высоком уровне сложности, ведя общевойсковую маневренную войну на сложной горной и густонаселенной местности. Один опытный наблюдатель описал это сражение как «самое искусное в истории LAF». Контртеррористическая операция с момента окончания гражданской войны 1975-1990 годов,  продемонстрировала улучшение их возможностей со времени последней крупной контртеррористической операции  в 2007 году в Нахр эль-Барид. Командование LAF и ливанские политические лидеры признали кампанию 2017 года возможностью продемонстрировать улучшенные возможности армии после десятилетия усиленной помощи США в области безопасности. И все же «Хизбалла» вновь сыграла ключевую роль. В июле она начала свою собственную кампанию против ХТШ, координируя ее с сирийской армией по другую сторону границы. ХТШ контролировала 35 кв. миль внутри Ливана к востоку и юго-востоку от Арсаля, а 400 боевиков окопались на оборонительных позициях, в пещерах, бункерах и наблюдательных пунктах на вершинах гор. Наступление «Хизбаллы» с использованием спецназа, пехоты, саперов и артиллерии привело к  поражению ХТШ в пятидневном сражении, принеся военно-политическую победу «Хизбалле», в то же время в значительной степени оставив LAF в стороне. Артиллерийские подразделения LAF действительно использовали предоставленные США гаубицы для поражения боевиков ХТШ, бегущих в Арсаль, что только подчеркивало вспомогательную роль армии в этой операции. Отстранение LAF от участия обеспокоило международных спонсоров, особенно Соединенные Штаты, Францию и Соединенное Королевство. Возможно, в результате этой озабоченности LAF предприняли нападение на крупный оборонительный комплекс ИГ на втором этапе  кампании в Каламуне. LAF использовали воздушно-десантные войска, авиацию, артиллерию и современную бронетехнику, включая бронированные бульдозеры.  Сочетание воздушного и наземного прессинга оказалось эффективным, как отметили как международные, так и местные наблюдатели. Огневое воздействие включали в себя 155 мм управляемые артиллерийские снаряды Copperhead, AGM-114 ракеты «Хеллфайр», которые запускались с самолетов Cessna AC208, специально модернизированный для этих целях.  Однако видимость — намеренно поощряемая «Хизбаллой» — координации между LAF и боевиками «Хизбаллы» по факту дезавуируют заявления ливанских лидеров о том, что военные восстанавливают государственный суверенитет и обеспечивают безопасность границ страны. Хасан Насралла, лидер «Хизбаллы», похвалил LAF после операции, назвав ее партнером «Хизбаллы» и опорой ливанской безопасности. Насралла покровительственно отметил, что LAF сыграла важную вспомогательную роль в «одержании этой победы». «Хизбалла» усилила впечатление о своей главенствующей роли в этой операции через утечку данных о том, что один из ее союзников в ливанских службах безопасности заключил сделки с ХТШ и ИГ, которые позволили боевикам бежать на сирийскую территорию. Подчиненная роль LAF становится еще более очевидной в отношении второго набора миссий, связанных с помощью США, — обеспечение безопасности границ и обеспечение выполнения резолюций Совета Безопасности ООН (СБ ООН) в сотрудничестве с UNIFIL.

Безопасность границ и обеспечение соблюдения Резолюции СБ ООН

В соответствии с рядом резолюций СБ ООН, LAF поручено сотрудничать с UNIFIL для обеспечения безопасности спорной южной границы Ливана с Израилем. Миссия LAF заключается в поддержании режима района, «свободного от любого вооруженного персонала, имущества и оружия, отличное от оружия правительства Ливана и ВСООНЛ «между Голубой линией (контролируемая ООН линия разъединения) и Литани, самая южная крупная река Ливана. Это положение направлено на стабилизацию режима прекращения огня при посредничестве ООН, который положил конец войне между Израилем и «Хизбаллой» в 2006 году, путем создания буферной зоны на юге Ливана, свободной от «Хизбаллы». Значительная часть помощи США для LAF связана с этой миссией. Как отмечалось ранее, Госдепартамент заявляет об улучшении сотрудничества с ВСООНЛ в качестве заслуживающего внимания успеха.  Однако факты свидетельствуют об обратном. После войны в 2006 году Резолюция 1701 СБ ООН санкционировала шестикратное увеличение сухопутного компонента ВСООНЛ и создания новых морских сил в соответствии с мандатом ВСООНЛ. Это породило ожидания того, что военно-морские силы значительно увеличат свое  присутствие в буферной зоне. Войска LAF должны были патрулировать вместе с недавно расширенными ВСООНЛ, устанавливать совместные контрольно-пропускные пункты и меры контроля и тем самым предотвращать проникновение боевиков «Хизбаллы» или проникновение оружия «Хизбаллы» в этот район. Новая миссия создала «конкурирующие приоритеты для LAF», которые традиционно ограничены как с точки зрения имеющегося персонала, так и оборудования. Следовательно, мандат 1701 года требует перенаправление приоритетов LAF, несмотря на существующую нехватку персонала и оборудования. Поскольку война в Сирии перекинулась на Ливан с 2011 по 2017 год, LAF действительно были вынуждена выполнять  одновременные задачи по борьбе с терроризмом и обеспечению безопасности границ. Возможно, возросшая поддержка США позволила LAF развернуть дополнительные транспортные средства, оружие, самолеты и наземные подразделения для контртеррористической миссии, сохранив при этом свое присутствие рядом с  ВСООНЛ. Тем не менее имеющиеся данные свидетельствуют о том, что усиление присутствия армии в районе расположения ВСООНЛ привело к худшему, а не лучшему выполнению Резолюции СБ ООН 1701. LAF неоднократно закрывала глаза на деятельность «Хизбаллые» в буферной зоне и препятствовали ВСООНЛ в расследовании незаконной вооруженной деятельности.  Как отметил израильский аналитик и бывший бригадный генерал Армии обороны Израиля Асаф Орион «ВСООНЛ координируют свои операции с Ливанскими вооруженными силами, которые, в свою очередь, координируют свои действия с «Хизбаллой». Доступ ВСООНЛ к незаконным объектам, как в населенных районах, так и в «заповедниках», запрещен правительством Ливана под предлогом «частной собственности» и прав личности». LAF играет активную роль в этой деятельности. Подразделения LAF также препятствовали следователям ВСООНЛ в расследовании инцидентов, в том числе нескольких инцидентов 2007, 2011 и 2014 годов, в которых миротворцы ВСООНЛ были ранены или убиты. Совсем недавно командиры LAF запретили ВСООНЛ устанавливать системы видеонаблюдения на стационарных наблюдательных пунктах, сославшись на «местные проблемы». В этих обстоятельствах увеличение присутствия LAF в пограничной зоне, благодаря усиленной помощи США, может ухудшить ситуацию, а не улучшить ее. По мере роста ракетного потенциала «Хизбаллы» растет и ее способность поражать израильские цели на  суше или на море,  не заходя в патрулируемую ВСООНЛ буферную зону к югу от Литани. Это подрывает обоснование Резолюции 1701 Совета Безопасности ООН.  В течение 34 дней войны между Израилем и «Хизбаллой» в 2006 году группировка выпустила 4000 ракет по Израилю (их общий запас составлял примерно 15 000 единиц). С тех пор «Хизбалла»— наиболее хорошо вооруженный негосударственный субъект в мире и признанная террористической группировкой по мнению 26 стран и многочисленных международных организаций — увеличила свои запасы более чем в восемь раз, по меньшей мере, до 130 000 ракет. В арсенал «Хизбаллы» теперь входят противокорабельные ракеты, ПЗРК, противотанковые ракеты и ракеты наземного базирования увеличивающейся дальности и точности. Несколько ключевых объектов для расширения ракетного потенциала «Хизбаллы» находятся к северу от реки Литани и, следовательно, за пределами зоны ответственности ВСООНЛ. Системы  точного наведения для ракет «Хизбаллы» производятся в Бейруте, по мнению израильских аналитиков, в то время как стартовые площадки для противокорабельных крылатых ракет «Яхонт» расположены в северных пригородах Бейрута. Израиль рассматривает наличие у «Хизбаллы» ркет, способных нанести удар по израильской территории или воспрепятствовать его морской торговле, как «красную черту». Поскольку «Хизбалла» теперь может строить и запускать такие ракеты, не входя в зону к югу от реки Литани, продолжающаяся поддержка США миссии LAF в соответствии с резолюцией 1701 СБ ООН мало что делает для снижения риска новой войны, даже если LAF выполняли свои обязательства. Другими словами, поддержка США LAF и Резолюции 1701 СБ ООН, возможно, просто выиграла время и дала политическое прикрытие для «Хизбаллы» для создания ее ракетного потенциала, который делает соглашение после 2006 года устаревшим.