- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О назначении новых послов Израиля и Германии в Берлине и Тель-Авиве

На текущей неделе к исполнению обязанностей главы дипломатической миссии Израиля в ФРГ приступил Р.Просор. По прибытии в принимающее государство он отметил, что отношения между Берлином и Иерусалимом являются не просто «особыми», а уникальными, а также подчеркнул, что рассматривает в качестве «настоящей привилегии» работать над их дальнейшим совершенствованием. Практически параллельно с этим в Берлине определились с кандидатурой главы своего посольства в Тель-Авиве. Им стал экс-журналист и бывший официальный представитель правительства А.Меркель Ш.Зайберт. Несмотря на то, что дата ее вступления в должность пока не определена, «назначенный посол», как сам он себя называет, уже в середине месяца прошлого отправился в Израиль, где планирует заняться изучением иврита и более детальным знакомством с местной спецификой. По случаю приезда он также дал оценку двустороннему сотрудничеству, подчеркнув, что государства в настоящий момент «партнеры и друзья».

Эксперты и обозреватели с обеих сторон сходятся во мнении, что новые дипломатические представители призваны содействовать дальнейшему наращиванию контактов, однако, реализовываться эти задачи, судя по всему, будут по-разному. Р.Просор был утвержден Я.Лапидом в должности посла в Берлине еще в прошлом году. При этом во главу угла ставился его профессиональный опыт, включающий руководство посольством в Лондоне, пост постоянного представителя Израиля при ООН, а также участие в переговорах по нормализации с Бахрейном. В начале своего дипломатического пути Р.Просор занимал должность пресс-секретаря посольства в Бонне, а также содействовал установлению контактов ближневосточной страны с ГДР. Немаловажно и то, что Р.Просор имеет германские корни: его отец родился в Берлине и с семьей переехал в Палестину в детском возрасте. В итоге, по словам Р.Просора, он «тронут всем сердцем от возможности пройти полный круг и вернуться в качестве посла Израиля в Германию, на родину своего отца Ури».

Говоря о практических задачах, возложенных на руководителя израильской миссии в Берлине, германские обозреватели полагают, что таким образом Я.Лапид пытается укрепить сотрудничество с ФРГ в политико-дипломатической сфере, что в дальнейшем может позволить при успешном для «Еш атид» исходе грядущих досрочных выборов продолжить реформирование европейского вектора израильской внешней политики. Также можно добавить, что именно карьерный дипломат на текущем переходном этапе является более выгодным для главы правительства кандидатом на роль посла, поскольку из-за предвыборной гонки премьер-министр будет существенно ограничен в возможности лично контактировать с иностранными лидерами. Наконец, ранее, будучи главой МИД, Я.Лапид уже сделал одно довольно спорное политическое назначение во Франции, где послом стала член «Еш атид» и бывший министр здравоохранения Я.Герман. Соответственно, второй такой политический назначенец в одной из ключевых европейских столиц, особенно в текущих геополитических условиях, а также на фоне неурегулированного трудового конфликта во внешнеполитическом ведомстве стал бы для Я.Лапида непозволительной роскошью.

А вот с послом Германии в Тель-Авиве ситуация сложилась в корне противоположная. Для ФРГ политические назначения во внешнеполитическом ведомстве – практика гораздо менее распространенная, а новая роль Ш.Зайберта – результат договоренностей бывшего канцлера А.Меркель и ее преемника О.Шольца, который дал обещание найти применение нескольким приближенным своей предшественницы. Впрочем, изначально предполагалось, что бывшему официальному представителю правительства достанется пост руководителя дипломатической миссии в Испании, но при распределении портфелей пришлось учесть пожелания не только ныне оппозиционной ХДС, но и коалиционных партий, из которых активно, но не слишком успешно бороться за дипломатические посты попыталась СвДП. В итоге в Мадрид отправится глава одного из департаментов МИДа М.Госсе, а Ш.Зайберту была предложена с точки зрения внешнеполитического ведомства не менее значимая альтернатива в виде Тель-Авива. Причем место его дислокации подчеркивается федеральным правительством отдельно, как свидетельство отсутствия каких либо намерений пересматривать подход к вопросам т.н. окончательного статуса в палестино-израильском урегулировании.

Обозреватели из ФРГ склонны считать, что у нового посла довольно мало опыта, но компенсировать данный недостаток он может исполнительностью и умением подавать в нужном русле даже неудобные сообщения, что было наработано им на предыдущей должности. Также его часто сравнивают с несколькими предшественниками. Первый из них – главный редактор партийной газеты СДПГ Vorwärts Й. фон Путткамер, назначенный В.Брандтом послом в Израиль в 1971 г. и проработавший до 1974 г., а затем продолживший дипломатическую службу в Югославии, Португалии и Швеции. Второй – уходящая в отставку предшественница Ш.Зайберта С.Васум-Райнер, которая не только имеет богатый послужной список, но и фактически как Р.Просор в начале карьеры уже работала в Израиле в качестве атташе по культуре. Исходя из этого, складывается мнение, что, с одной стороны, Ш.Зайберт способен довольно успешно проработать каденцию и, возможно, продолжить карьеру в МИДе, а с другой стороны, в определенных аспектах все же будет уступать профессионалам.

В целом последние назначения демонстрируют стремление Иерусалима и Берлина развивать сотрудничество, прежде всего несмотря на политические перестановки в обоих государствах. Так, со стороны ФРГ кандидатура Ш.Зайберта – это еще и своего рода свидетельство преемственности с курсом А.Меркель, считавшимся весьма благоприятным для ближневосточной страны. Ранее правительство О.Шольца в целом и МИД ФРГ во главе с А.Бербок в частности разными способами пытались сгладить израильские опасения возможного ухудшения отношений после прихода к власти новой коалиции. При этом как минимум на начальном этапе ожидается, что Ш.Зайберт сосредоточится на вопросах исторической политики, а также, в силу журналистского опыта может привнести нечто новое в информационную работу посольства. От Израиля Р.Просор, в свою очередь, в долгосрочной перспективе – это гарантия продолжения контактов, в том числе по приоритетным направлениям, несмотря на политический кризис, перспективы окончания которого остаются весьма туманными. В том, что касается практической работы на текущем этапе, от него ждут активизации политических контактов, что может оказаться и важным подспорьем для германской дипломатии в момент, когда Ш.Зайберт только начинает погружаться в специфику своей должности.