- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Юг Судана: начало большой смуты?

22 июня с.г. министр иностранных дел Судана Донг Ало объявил о создании новой политической партии Судана Суданского народно-освободительного движения – Демократические изменения (СНОД-ДИ). Похоже, что те опасения, которые высказывали многие независимые эксперты, начинают сбываться. Речь идет о фрагментации ранее внешне монолитного СНОД и дробления его на различные, прежде всего племенные, политические образования.

Решение Д.Алора произошло не спонтанно. Создание новой партии – это прежде всего попытка заручиться поддержкой того африканского населения Экваториальных провинций Судана, которые чувствуют себя глубоко разочарованными итогами правления правительства Южного Судана. Речь идет о тех африканских племенах, которые не входят в два традиционно титульных племенных образования южан, которые являются традиционными столпами СНОД: динка и нуэр. Суданский юг оказался, увы, не чужд обычным для африканских стран проблемам, а именно трайбализму во всех его исключительно деспотических проявлениях. Выходцы из динка и нуэр фактически монополизировали власть на юге, сконцентрировав в своих руках основные финансовые потоки и рычаги управления силовиками. Как следствие, деньги выводятся в Кению и Уганду и выгодно вкладываются в местную инфраструктуру, а социальное развитие юга фактически заморожено. За то время пока Дж. Гаранг и его последователи находятся у власти, в регионе не реализовано фактически ни одного крупного социального проекта. При этом нефтедоллары исправно поступают в южносуданскую казну, а реального экономического результата нет.

Автор статьи далек от мысли, что все дело в «плохих» динка и «хороших» экваториальцах. Поменяй их местами, итог будет тот же. Но то, что ряд крупных партизанских лидеров, таких как Д.Алор, чувствуют себя обделенными при «дележе пирога», это плохой признак.

Экваториальные племена всегда находились под прицелом у динка и нуэр. Многие их лидеры погибли во время межфракционных разборок «при невыясненных обстоятельствах» в прошлом, и представляется, как это ни печально, многие погибнут и будущем. Д.Алор уже один раз в 1991 году устраивал раскол в СНОД, выйдя со своей фракцией из группы нуэр, куда он ранее входил. Этот шаг ему большого успеха не принес, хотя и позволил закрепиться в руководстве СНОД (при помощи тех же динка) и даже позже занять пост министра иностранных дел в коалиционном правительстве. Одновременно он заручился поддержкой Хартума и лично президента О.аль-Башира, который не преминул воспользоваться еще одним шансом по внесению раскола в ряды южан.

Шаг Д.Алора – это попытка части южносуданской племенной элиты «занять свое место под солнцем», которая серьезно угрожает намерениям южносуданского руководства (в лице нынешнего руководства СНОД во главе с С.Киром) успешно провести меморандум о независимости 2011года. Перед С.Киром стоит предельно простая и в то же время исключительно сложная задача: найти баланс между лидерством динка на юге и удовлетворением экономических интересов остальных племенных образований.

Справедливости ради надо сказать, что шаг Д.Алора не является чем-то из ряда вон выходящим. СНОД уже давно лихорадит. Массовая кадровая перетасовка в южносуданском правительстве, которая произошла на прошлой неделе, это лишь отголосок обострившейся внутриполитической борьбы. Смена начальника генерального штаба южносуданской армии тому подтверждение. Если посмотреть, как она проходила (то назначили, то отменили, то снова назначили), становится ясно, что о прежнем монолите в руководстве тех же динка говорить уже не приходится. Не говоря уже о том, что часть динка еще в годы гражданской войны вполне осознанно воевали на стороне северян. Еще одним косвенным доказательством этого является выступление на днях С.Кира, который «обвинил некие силы в попытках дестабилизировать ситуацию на юге и сорвать тем самым поступательное движение южан к референдуму о независимости». Силы были поименно не названы, остается лишь предположить, что они находятся внутри движения.

Еще раньше О.аль-Башир пригрозил объявить СНОД фактически «вне закона», если его лидеры не найдут между собой взаимопонимания. Несомненно, что в таких заявлениях больше пафоса, но суданский лидер публично посылает ясный сигнал тем, кого это касается (США, ЕС), что южане погрязли во внутриплеменных разборках.

Д.Алор прекрасно понимает, что выдвинутые им сейчас лозунги о внутреннем реформировании СНОД мертворожденные. Недаром он подтвердил свою верность основным постулатам этого движения, оставив в названии своей новой партии основную аббревиатуру, и прибавив к ним только «демократические изменения». Представляется, что министр иностранных дел просто чутко уловил момент для рывка.

Это очень похоже на торг. Как следствие, руководство СНОД тут же решило заменить его на посту министра иностранных дел, назначив взамен на пост министра по делам кабинета министров. Возможно, этот пост дает больше вариантов для получения экономических преференций, не беремся точно судить. Это очень легко проверить по дальнейшим шагам того же Д.Алора.

Автору статьи приходилось встречаться с Д.Алором. Он производит впечатление очень рационального и осторожного человека. Комментируя недавно (на момент встречи) выданный ордер на арест суданского президента, он умудрился и не осудить его, и не поддержать. То есть подтвердил квалификацию настоящего министра иностранных дел.

И еще. Д.Алор имеет репутацию человека, поддерживающего тесные контакты с американцами. Его семья уже долго и со вкусом проживает в Сан-Франциско, сам, уже бывший министр, тоже проводит там массу времени. Не скрывает своей проамериканской ориентации. По некоторым данным, его нынешний маневр также согласован с Вашингтоном. Цель? Возможно, что американцы начинают отчетливо понимать, что «независимый юг» не укладываться в их нынешнюю концепцию по возвращению Судана в орбиту своего политического влияния и начинают думать об альтернативе СНОД в его нынешнем качестве. Такая концепция подразумевает единый Судан. Получить на ровном месте еще одно «непредсказуемое» африканское государство со всеми его трайбалистскими пережитками в планы Вашингтона, судя по всему, не входит.

Помимо политических волнений, независимый Юг не отвечает и экономическим реалиям. Строить новые нефтепроводы в Кению дорого и небезопасно с точки зрения постоянных стычек с различного рода партизанами.

Естественно не остается в стороне и Хартум. Он ведет свою игру, кого-то подкупая, кого-то запугивая. Но все-таки очевидно следующее. СНОД просто не пережил мирных реалий, не смог пройти «медные трубы». Три года мирной жизни отчетливо показали неспособность вчерашних героев войны что-то созидать в мирной жизни. В этой связи возникает реальная перспектива того, что вопрос референдума 2011 года может исчерпать себя еще задолго до наступления дня «Х».