- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О поставках газа из Европы в Марокко в условиях энергетического кризиса для ЕС

В конце июля министры энергетики стран-членов Европейского союза договорились плане добровольного сокращения потребления газа, 5 августа постановление о снижении потребности в голубом топливе на 15 % одобрил Совет ЕС. Однако, некоторые государства, такие как Испания, получили послабление. Объяснил гибкие условия для себя Мадрид тем, что ранее «не жил не по средствам с энергетической точки зрения». Особое положение этой страны получило продолжение в виде все чаще обсуждаемого в СМИ сотрудничества с Марокко, к которому также имеет отношение Германия. При этом характер данных контактов вступает в противоречие как с формирующимися каналами получения энергоносителей, так и с приведенным выше планом сокращения потребления ресурсов.

Не так давно сразу несколько крупных европейских изданий сообщили, что германская энергетическая компания RWE из Эссена договорилась о поставках газа в Марокко, дабы помочь стране урегулировать ее энергетические проблемы, возникшие ввиду конфронтации с Алжиром. Для этого было решено использовать Магрибский газопровод, эксплуатация которого была прекращена осенью прошлого года после того, как две североафриканские страны разорвали отношения. Теперь для отправки газа в Европу Алжир пользуется газопроводом Medgaz, а Марокко получает голубое топливо по старому каналу, запущенному в реверсивном режиме.

По официальным данным трейдера, речь идет отправке в Марокко сжиженного природного газа из США, который регазифицируется в Испании на терминале в Бильбао, поскольку у Марокко нет собственных мощностей для этого. Первый опцион был заключен на поставки 70 млн куб. м газа в период 28 июня – 31 декабря текущего года. Ориентировочная стоимость контракта составляет, по разным оценкам, от 70 до 90 млн евро. Не так давно королевство даже официально объявило о конце своей энергетической зависимости от Алжира, подтвердив эти слова возобновлением эксплуатации двух электростанций комбинированного цикла Tahaddart и Ain Beni Mathar.

Впрочем, описанные условия упомянутой выше сделки вызывают вопросы, ответы на которые ни одна из сторон не хочет давать. В частности, в Испании утверждают, что по стандартным тарифам предоставляют Марокко свою инфраструктуру для получения, регазификации и последующей отправки в королевство газа, который Рабат самостоятельно закупает на внешнем рынке. По этой причине ни в Мадриде, ни в Бильбао не имеют сведений, откуда именно приходит голубое топливо. Отсюда у европейских обозревателей закрадывается подозрение, что в действительности газ может оказаться не американским, а алжирским. Аналогичная ситуация характерна для вовлеченности RWE, которая также напрямую не подтверждается, но и не опровергается. Наконец, как написал марокканский франкоязычный журнал TelQuel, ссылаясь на данные из Испании, реальные объемы поставок далеки от того, чтобы рассматривать их как победу над зависимостью от Алжира. В частности, утверждается, что в первый день использования 28 июня по трубопроводу было прокачано порядка 1,1 млн куб. м, а к началу следующего месяца этот показатель упал до 400 тыс. куб. м.

Если проблемы Марокко волнуют европейцев мало, то вот собственные, особенно по мере приближения к зиме, вызывают серьезную критику в адрес своих правительств. Заключается она в том, что, по сути, спасая Рабат, Испания, а частично и Германия, через базирующуюся там RWE, прямо или косвенно лишают потребителей ЕС нескольких каналов получения газа. Первый – это Магрибский газопровод, используемый теперь в реверсивном режиме, а второй – Medgaz, который грозиться перекрыть Алжир в том, случае, если получит хоть малейшие доказательства реэкспорта своего газа в Марокко. Более того, у данной трубопровода отмечаются технические проблемы, обострение которых может прийтись на зимний сезон. Их решением ни одна из сторон всерьез не занимается, концентрируясь на конфликте между Марокко и Алжиром. Наконец, есть еще третий – MidCat, чьи дополнительные мощности могли бы серьезно повлиять на энергетическую безопасность Франции и Германии. Однако его реализация пока не получила продолжения, в то время как работа над спасением Марокко ведется европейцами довольно интенсивно.

Помимо этого, растет критика внешнеполитических решений Мадрида, а отчасти и Берлина, которые поддерживают Рабат. С точки зрения ряда местных довольно влиятельных изданий, поставки газа из Испании в Марокко вместо того, чтобы совместно с Алжиром работать над экспортом его голубого топлива в ЕС стала следствием недальновидности в принятии решений по статусу Западной Сахары. При этом если мотивы Испании делать ставку именно на Марокко считаются более или менее объективными, т.к. включают, к примеру, проблему беженцев, то вот с Германией речь в большей степени идет не о собственных интересах, а о чужих. В последнюю категорию попадают не только попытки поддержать некую европейскую солидарность, но и следование в русле политики США, которые при Д.Трампе активно поддерживали марокканский суверенитет над Западной Сахарой, что даже стало условием нормализации с Израилем. Примечательно, что наибольшая волна недовольства в ФРГ касается  партии «зеленых», контролирующей Министерства иностранных дел и энергетики.

Впрочем, тезис об объективности маррокано-испанских отношений, в том числе в области энергетики можно рассматривать объективным лишь отчасти. На фоне сообщений о поставках газа в Марокко в ряде СМИ были опубликованы материалы о том, что лояльность Мадрида была обусловлена тем, что Рабат прибегнул к использованию скандально известного израильского шпионского программного обеспечения Pegasus. С его помощью предположительно могли быть получены сведения с персональных мобильных устройств членов правительства, которые и стали предметом торга при заключении сделки.

В целом основной вывод из сложившейся ситуации заключается в проявлении очередных свидетельств эрозии общеевропейского консенсуса. Примерами тому можно считать как разные подходы к энергетическим проблемам и путям их решения, так и отсутствие общего видения внешнеполитических приоритетов, как минимум на отдельных направлениях, что, кстати сказать, влияет и на вопрос диверсификации источников поставки энергоресурсов. Данные обстоятельства, в свою очередь, способны спровоцировать общеевропейский кризис, в центре которого, но по разные стороны рискуют оказаться Испания и Германия. Первая идет по пути нарастания напряженности в отношениях с Алжиром, что отдаляет страну от превращения в европейский энергетический хаб, одновременно способствуя росту зависимости ЕС от сжиженного природного газа из США. А вот ФРГ оказывается от такого рода шагов в затруднительном положении, будучи одним из ключевых государств Евросоюза и накладывая ограничения на использование энергоресурсов собственным населением и промышленностью.