- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ежегодной конференции послов Турции за рубежом. Часть 2

В период с 8 по 12 августа в городах Анкара, Невшехир и Кайсери проходит традиционная ежегодная, тринадцатая по счету, Конференция чрезвычайных и полномочных послов Турецкой Республики. Обратимся к тем материалам и выступлениям, которые опубликованы по этому поводу. Вдвойне важному с учетом того, сколь критический момент переживает современный мир и сколь активную роль в этих процессах пытается играть Турция.

Продолжаем анализировать официальных спикеров мероприятия. Напомним, что в предыдущей части нашего обзора мы разобрали выступление президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана и приступили к словам министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу.

Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке  http://www.iimes.ru/?p=88824#more-88824.

Напомним, что мы рассмотрели заявления министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, касающиеся войны в Нагорном Карабахе и решающей позитивной роли Турции в ней, а также перешли к словам по поводу обстановки в Сирии. Продолжаем цитирование по материалу издания A Haber. Цитируем:

«Отметив, что операции, проведенные вооруженными силами Турции и Сирийской национальной армией на севере Сирии, обеспечили безопасность гражданского населения и проложили путь к безопасному и добровольному возвращению в соответствии со стандартами ООН, Чавушоглу сказал: «Однако, террористические организации РПК/СНС/ПДС и ее филиалы пытаются нарушить эту стабильную обстановку и преследуют свои сепаратистские цели и нельзя ожидать, что наша страна, которая способствует безопасности миллионов сирийцев, будет бездействовать перед лицом этих нападений».

Отметив, что за развитием событий в Ираке также внимательно следят, Чавушоглу сказал:

«Мы хотим видеть стабильный, мирный, процветающий и полностью суверенный Ирак на каждом дюйме своей территории. Присутствие РПК в этой стране также является важным аспектом наших отношений с Ираком. Прежде всего, мы ожидаем, что Ирак объявит об известном, то есть о том, что РПК является террористической организацией и предпримет против этой организации конкретные шаги. Мы будем продолжать принимать меры, требуемые нашей национальной безопасностью, до тех пор, пока это ожидание не будет реализовано».

Заявив, что Турция имеет пятую по величине сеть (дипломатических) представительств в мире, Чавушоглу напомнил, что последнюю конференцию послов они провели онлайн в условиях эпидемии.

Чавушоглу заявил, что они поддерживали турецких граждан во всех уголках мира во время глобальной эпидемии, и они гордятся этим и переживают это.

Объясняя, что они доставили турецких граждан из-за границы в Турцию в рамках крупнейшей операции по эвакуации в истории Республики во время эпидемии коронавируса, Чавушоглу отметил, что они также протянули руку помощи другим нуждающимся народам.

Чавушоглу сказал, что они собрались вместе перед лицом сложных условий и преданно работали с иностранными представительствами и центральными подразделениями, как единый разум и сердце.

Заявив, что как семья Министерства иностранных дел, многие из их близких, в том числе их родственники и друзья, были принесены в жертву глобальной эпидемии, Чавушоглу напомнил, что ушли из жизни генеральный консул в Санкт-Петербурге Мехмет Ферхан Йорулмаз, сотрудник Постоянного представительства при ЕС Ахмет Эгри и недавно супруг посла в Подгорице Сонгюль Озан, Мурат Сенсер Озан, он пожелал Божьей милости тем, кто потерял свою жизнь и терпения своим семьям и близким.

Чавушоглу сказал, что 2022 год был отмечен как «Год самоутверждения» во внешней политике Турции во многих отношениях и продолжил (своей выступление) следующим образом:

«Точность решений, которые мы принимали в критические моменты, и политики, которую мы на них строили, становится все более и более очевидной. В наших выступлениях на конференции послов мы объясняли, что мир и наша окружающая среда — это не розовый сад в последние годы. Наша стратегия против этого состоит в том, чтобы сначала остановить негативные тенденции и использовать возможности, возникающие таким образом. При этом мы подчеркивали необходимость совместного использования различных силовых элементов. Мы подчеркивали важность сильного лидерства, обеспечиваемого нашим президентом (Реджепом Тайипом Эрдоганом) и национальной воли, стоящей за ним. Турция не состоит из единого региона, это страна с разной динамикой, состоящая из разных бассейнов. Мы осознали, что находимся на распутье. Мы объясняли, что в нашем окружении существуют разные хитрости, интересы, союзы и борьба, и что турецкая дипломатия выработала определенные рефлексы как государственный опыт».

Заявив, что они знали, что фундаментальной характеристикой турецкой дипломатии является быть «конем, уходящим корнями в прошлое» поэта Яхьи Кемаля, который служил послом, Чавушоглу сказал: «Исходя из этого, мы определили в качестве базового ключевого принципа инновационность, не противоречащую нашим традициям, которая будет нести в будущее турецкую дипломатию, имеющую глубокие корни. Среди основных навыков, которые необходимо развивать сегодня, мы выделили посредничество, цифровизацию и стратегическое предвидение. Таким образом, мы заявили, что нам следует разнообразить инструменты нашей дипломатии и добавить новые элементы в наш словарный запас. В то время, когда мир сталкивается с кризисами, Турецкая Республика добилась успехов, о которых будут говорить годами, благодаря нашей предприимчивой и гуманной внешней политике. У нас есть инструменты, которые делают нашу дипломатию универсальной».

Чавушоглу отметил, что через Анталийский дипломатический форум они успешно создали глобально активную модель «дипломатии участия» (игра слов в то же время, банки участия – банки исламских финансов –И.С.), которая объединяет умы, а не наблюдает издалека, а также диверсифицирует и оживляет существующие инициативы, чтобы создать ценность (турецкого – И.С.) бренда в посредничестве.

Чаушоглу указал, что наряду со стратегической целью Европейского союза, Турция начала реализовывать разработанную программу «Снова Азия» вместе с конкретным планом мероприятий. Он отметил, что они увеличили количество механизмов стратегического сотрудничества высокого уровня до 28 вместе (с соглашением – И.С.) с Колумбией.

Чавушоглу заявил, что они продолжают диверсифицировать свои процессы трехстороннего и четырехстороннего сотрудничества, и что они впервые собрали процесс Турция-Азербайджан-Казахстан в июне в формате «тройки министров иностранных дел и транспорта». На прошлой неделе состоялась встреча с министрами торговли и транспорта Азербайджана и Узбекистана.

Заявив, что Турция эффективно использует свои инструменты многосторонности, Чавушоглу продолжил, подчеркнув, что своими инициативами они изменили ситуацию на всех многосторонних платформах, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация исламского сотрудничества, НАТО, ОБСЕ, G20, MIKTA и Организация тюркских государств. Он продолжил следующим образом:

«С девизом нашего президента «Мир больше, чем 5» мы являемся знаменосцами более справедливого мирового порядка. Мы построили её как предприимчивую, а не догматичную, гуманную, а не беспринципную внешнюю политику. Другими словами, мы стали «мудрыми, справедливыми и добрыми» с сильной на поле и за столом внутренней и национальной внешней политикой, которая возникла из самого сердца этой родины.

Результат был таким, как мы и предсказывали. Турецкая внешняя политика была построена на этих основах. Турецкая дипломатия добилась своих успехов, транслируемых по мировому телевидению, благодаря им, опять же. Именно благодаря им мы участвовали в украино-российских переговорах в качестве посредника-посредника в Анталии и в Стамбуле. Для урегулирования глобального продовольственного кризиса в вопросе экспорта украинского зерна был (подписан) Стамбульский меморандум и, таким образом, результатом является реализация этого меморандума. Эти события стали глобальной витриной нашей дипломатии».

В своем выступлении, в котором он также затронул политику Турции в отношении Эгейского моря и Восточного Средиземноморья, Чавушоглу сказал:

«Мы сорвали планы в Эгейском море и Восточном Средиземноморье, которые строились под лозунгом «Что бы я ни делал, мне это сойдет с рук». Если бы мы оставались наблюдателями в отношении нарушения наших прав, это породило бы обстановку нового противостояния и столкновений, которые продлились бы десятилетия.

Мы приняли эффективные меры. Мы показали, что бизнес в регионе не может вестись без нас. Мы установили барьер для исключения Турции и Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) из энергетических уравнений. Мы сорвали построенные против нас планы, через наши сейсмические исследования и с наши соглашением от 2019 года с Ливией. Мы прочертили границы нашего континентального шельфа. Теперь начали (оппоненты – И.С.) начали искать альтернативы, которые будут включать нас. Вместе с ТРСК мы приняли меры, чтобы воплотить эту динамику с предложениями мы выдвинули».

Отметив, что они оказали эффективную дипломатическую поддержку трансграничным контртеррористическим операциям Турции, Чавушоглу сказал:

«Эти операции имели большое значение с точки зрения территориальной целостности Сирии и Ирака. Мы очистили 4000 квадратных километров от террористов за пределами наших границ, и сюда удалось вернуть 515 713 человек. Если бы мы этого не сделали, то не смогли бы очистить (землю – И.С.) ни от «Исламсого государтва» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.), ни от РПК/ПДС/СНС. Мы даже не хотим думать о том, что бы было с территориальной целостностью двух стран (Ирак -Сирия – И.С.)».

Заявив, что они поддерживают законное правительство, признанное ООН в Ливии, несмотря на критику, Чавушоглу сказал: «Однако, если бы мы этого не сделали, геополитическое воздействие вышло бы далеко за пределы Ливии и даже гуманитарного разрушения. Наше решение было правильным, наша политика была правильной».

Чавушоглу сказал, что в первом веке существования Республики внешняя политика Турции определялась принципом «Мир дома, мир во всем мире», наследием основателя республики Мустафы Кемаля Ататюрка, и что неизменное направление внешней политики продолжает оставаться этой целью.

Заявив, что самым прочным фундаментом, который будет перенесен из внешней политики Турции в следующие столетия, является «установление мира на наших границах, в нашем регионе и во всем мире», Чавушоглу сказал:

«Турция живет не только со странами, соседними с нею, но с соседними землями, где наша государственная традиция формировалась в истории, с дружественными странами, где живут наши предки-родственники… Можем ли мы быть в мире, не устанавливая мира в дальних странах, где живут угнетенные народы?».

Чавушоглу подчеркнул, что под руководством президента Эрдогана Турция будет выступать в качестве движущей силы мира и сотрудничества как на региональном, так и на глобальном уровне благодаря своей предприимчивой и гуманной внешней политике.

Отметив, что на первый план выходят две особенности дипломатии, которая будет служить установлению прочного мира в 21 веке, Чавушоглу сказал, что первая из них — это сделать рациональный анализ и выработать решения для решения сложных и закостенелых проблем. Во-вторых, Чавушоглу отметил, что необходимо взвешивать найденные решения на чувствительных весах совести, и заявил, что «сила используется во имя сострадания, милосердия и добра».

Отметив, что 13-я конференция послов была проведена на тему «Мудрость и сострадательная турецкая дипломатия в 2023 году и далее», Чавушоглу заявил, что мир находится накануне серии новых потрясений, и это видение необходимо.

В своем выступлении Чавушоглу отметил, что мир находится в беспокойном и ищущем баланс положении, и сказал:

«Было сказано, что глобальность — это название международной системы. Теперь это ставится под сомнение. Мы находимся в среде, которая блокирует развитие, которого требуют нации. Мы сталкиваемся с новой повесткой дня и геополитикой, которые полностью изменят глобальную экономическую системы. Уравнения энергетической безопасности переписываются. Переход на чистую энергию и возобновляемые источники энергии будут основными исходными данными этого уравнения».

Отметив, что в дополнение ко всем этим событиям выход из углеводородной экономики не обошелся без проблем, Чавушоглу оценил, что мир скатывается в период экономического спада.

Чавушоглу отметил, что продовольственный кризис, начавшийся с нарушения цепочек поставок из-за эпидемии и негативных последствий изменения климата, достиг масштабов, угрожающих продовольственной безопасности во всем мире, вместе войной в Украине.

Чавушоглу подчеркнул, что война, которая принесла такие концепции, как «экспансионизм, аннексия», о которых мы хотим забыть, события, которые вновь привнесли ядерную угрозу на европейскую землю, что требует обновленной архитектуры европейской безопасности.

«Великие державы соревнуются в стратегическом соперничестве. Их причины можно искать в самых разных факторах, от изменения климата до трансформации энергетической и экономической системы, от передачи власти и соперничества до растущей слабости международных институтов».

В своем выступлении, со ссылкой на британского историка Эрика Хобсбаума, Чавушоглу указал, что 59 лет после Французской революции, были названы автором «эпохой революции», затем наступила «эпоха капитала», а затем «эпоха европейских империй», которая длилась 40-летие до Первой мировой войны. Он (Чавушоглу) отметил, что короткий, но разрушительный 20-й век до конца Холодной войны был охарактеризован как век экстремизма.

Заявив, что после этих примеров нынешний период можно назвать «эпохой депрессии», Чавушоглу сказал: «Мир слепо входит в этот беспорядок. Устойчивость к потрясениям и устойчивость стали основными условиями».

Отметив, что, хотя для многих стран это означает перемены, для Турции условия — «старая чаша, старый хамам» (то есть, ничего не поменялось), Чавушоглу сформулировал условия, которые привели к этому, следующим образом:

«Потому что в промежуточный период после Холодной войны многие страны извлекли пользу из «доли мир». Иными словами, мир внес дополнительный вклад в их экономику и в их покой. Турция, напротив, не могла получить свою долю от этого мира. Наоборот, непосредственно за нашей границей не было нехватки ни в холодных, ни в горячих состояниях (войн – прим.). Сегодня это Украина, а раньше Ирак, Залив, Кавказ, Балканы, Сирия, Ближний Восток всегда были в огне».

Заявив, что такие страны, как Афганистан, Йемен, Палестина, Ливия, Сирия и Украина, находятся недалеко от Турции, Чавушоглу отметил, что РПК / ПДС / СНС, ИГ и другие всегда находят себе место в этих условиях.

Чавушоглу сказал: «С 1990-х годов конфликтная обстановка вокруг Турции вынуждает нас жить таким образом, чтобы у нас в кармане не было бы постоянного счета за нашу безопасность. Турция вынуждена быть активной, и многие из наших друзей предпочли стать критически настроенными. Турция теперь ждет, что её друзья станут более дружелюбными, более активными, менее критичными и будут делать все от них зависящее. Мы надеемся, что украинский кризис заново открыл для них ценность Турции. Мы также говорим следующее: Турция — это страна, с которой вы хотите быть рядом во время каждого кризиса. Ход истории учит всех снова и снова ценности турецкой дружбы».