- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 51

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

Эфраим Инбар, президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), рассматривает влияние конфликта на Украине на глобальный миропорядок. В частности, он считает, что «поддержка Соединенными Штатами Украины и растущая напряженность в отношениях с Россией подтолкнули Москву к сближению с Пекином. Более того, война затронула и главную составляющую международной системы — американо-китайскую конкуренцию. Все большее вовлечение Америки в происходящее на европейском театре военных действий отвлекает ее внимание и ресурсы от борьбы с главным соперником — Китаем».

Э.Инбар согласен с теми, кто считает, что «США, по крайней мере, частично несут ответственность за войну [на Украине] из-за возглавляемого американцами расширения НАТО на восток, что наносит ущерб их международному статусу». К этому он добавляет «маловероятный сценарий, по которому слабый президент США Джо Байден добьется того, чтобы Америка успешно конкурировала с Китаем».

Таким образом, израильский эксперт исходит из того, что «война России на Украине привела к ряду важных событий, которые еще долго будут влиять на международный порядок, а представление о том, что войне не видно конца, только усиливает ее долгосрочные последствия».

Во-первых, полагает Э.Инбар, «война спровоцировала международный экономический кризис, добавив дополнительные проблемы мировой экономике, и так страдающей от последствий COVID-19. Нехватка энергии и продовольствия, прежде всего зерна, ударила по большинству стран. Экономические последствия войны привели к инфляционному давлению, затронувшему даже американскую экономику. Во многих частях мира наблюдается экономический спад и опасения рецессии».

Во-вторых, в глобальном масштабе он видит рост рисков ядерного распространения. При этом применением ядерного оружия, по его мнению, угрожает Москва, которая таким образом «пытается сдерживать военное вмешательство Запада после, того как она вторглась на Украину, что нарушило хрупкий ядерный порядок». «Ядерные угрозы Москвы» якобы заставили многие страны пересмотреть использование ядерного оружия. Так, «Китай с целью завоевания Тайваня может прибегнуть к ядерным угрозам для сдерживания обычного военного вмешательства». Более того, эксперт не исключает возможность ядерных угроз в целях принуждения, а не только сдерживания.

По мнению Э.Инбара, многие страны, которые считают себя уязвимыми, стремятся к получению ядерного оружия, так как они, с одной стороны, видят «Северную Корею, государство-изгой, но вооруженный ядерным оружием, что практически исключает вторжение». С другой стороны, пример Украины, которая «в конце холодной войны согласилась демонтировать имеющийся у нее ядерный арсенал в обмен на международные гарантии своей территориальной целостности», но «осталась уязвимой перед лицом ядерного соседа в виду того, что гарантий оказалось недостаточно, чтобы предотвратить захват ее территории». На фоне этого большой вопрос – поверит ли Япония или Южная Корея обещаниям Америки? Позицию Ирана по ядерной сделке и заявления его руководства Э.Инбар расценивает как акцентирование на «пользе ядерного оружия в оборонительных целях». Турция и Саудовская Аравия, полагает эксперт, последуют за Ираном в случае его прогресса в ядерной сфере.

Опуская тот факт, что в истории человечества именно США являются единственной страной, сбросившей ядерные бомбы на мирное население, израильский эксперт пишет о том, что «российские угрозы могут обесценить [пока существующее в мировом сообществе] моральное возмущение, препятствующее применению ядерного оружия». По его словам, «виды разрушения Хиросимы и Нагасаки забываются, и некоторые диктаторы, вооруженные ядерным оружием, могут проявлять моральное безразличие к массовому уничтожению». В данном случае он имеет в виду, прежде всего, Иран, так как указывает на то, что «религиозные фанатики, такие как члены Корпуса стражей исламской революции, без колебаний запустят ракеты с ядерными боеголовками по Израилю, если контрреволюция свергнет исламистский режим в Тегеране».

Беспокоиться следует не только Израилю, но и Европе, для которой, полагает Э.Инбар, именно «война между Россией и Украиной стала тревожным сигналом, напомнившим европейцам, что война по-прежнему является политическим инструментом в руках политических лидеров. Чувство неадекватности и готовность тратить деньги на оборону заменили самоуспокоенность перед лицом вызовов национальной безопасности». При этом он затрудняется предсказать, как долго продержатся такие настроения.

Отмечается, что «война вызвала новую волну расширения евроатлантических институтов». На фоне того, что НАТО решило принять в свои ряды Финляндию и Швецию, эксперт вполне реалистичными считает разговоры о будущем расширении альянса за счет Украины. Кроме того, Европейский союз предоставил статус кандидатов в члены ЕС Молдове и Украине, которые Россия считает частями своей орбиты безопасности. На фоне таких действий Запада Э.Инбар не сомневается в том, что международная напряженность в Европе будет нарастать «до тех пор, пока не уляжется пыль войны».

Он допускает, что «после украинского конфликта Россия станет менее терпимой к неопределенности на своих границах. Это может помешать ее соседям заигрывать с идеей независимости во внешнеполитических сношениях». Предполагается, что «государства ближнего и дальнего зарубежья России, Кавказ и Центральная Азия столкнутся с более сильным, чем в прошлом, давлением, направленным на ограничение сотрудничества с Западом. Производители энергоносителей, такие как Азербайджан и Казахстан, могут быть интересны Москве в ее стремлении увеличить свое влияние на мировом энергетическом рынке».

Что касается Израиля и Ближнего Востока, который Э.Инбар называет «задним двором России», отмечается, что «новые международные обстоятельства сблизили Москву с Ираном и укрепили напряженные турецко-российские отношения». В саммите в Тегеране, состоявшемся 19 июля этого года, на котором присутствовали лидеры трех государств, эксперт усмотрел предвестник будущего сотрудничества против американских интересов в регионе, особенно в Сирии и Ираке. Он указывает на то, что «»Авраамовы соглашения» подкрепляются недоверием к США и их склонностью капитулировать перед капризным поведением Ирана. В то же время, нехватка продовольствия подорвала стабильность Египта, ключевого государства в регионе, в котором и так есть много несостоявшихся государств».

Война на Украине имеет неоднозначные последствия и для Израиля. Во время энергетического кризиса в мире израильские газовые ресурсы стали более привлекательными для потенциальных покупателей. Помимо этого Э.Инбар указывает на то, что новый статус экспортера энергии положительно влияет на международное положение Израиля.

Эксперт полагает, что меняющийся глобальный стратегический ландшафт, скорее всего, пойдет на пользу израильским оборонным предприятиям. «Они ожидают значительного увеличения продаж на фоне кризиса в сфере безопасности, вызванного вторжением России на Украину, поскольку для военных закупок будет доступно больше средств». По оценкам Э.Инбара, «члены НАТО, особенно страны Восточной Европы, которым непосредственно угрожает российская агрессия, или государства Западной Европы, стремящиеся восстановить потенциал сдерживания Москвы, увеличат программы военных закупок».

Помимо этого, еврейское государство решает и демографический вопрос, т. к. в настоящее время Израиль принимает большое количество евреев из России и Украины. Отметим, что в марте этого года Еврейское агентство («Сохнут») объявило о запуске программы «Экспресс Алия», направленной на ускорение иммиграции в Израиль от сотни до тысяч человек в неделю[i] [1]. На июнь месяц по статистике «Сохнута» на Украине «все еще» остается около 200 000 евреев, т. е. потенциальных граждан Израиля. Вице-президент Федерации еврейских общин Украины раввин Рафаэль Ротман, рассказывая о проделываемой работе по направлению евреев с территории Украины в Израиль, что он называет «оказанием помощи многочисленным семьям, которые после российского вторжения успешно воссоединились за пределами Украины», указал на то, что для некоторых таких евреев встреча с ним была их первым знакомством с иудаизмом. По его словам, «некоторые люди никогда раньше не были на пасхальном седере. Чтобы это произошло, понадобилась война»[ii] [2].

Из минусов для Израиля Э.Инбар отмечает то, что «для международного сообщества Иран является более приемлемым в силу сильного желания получить его нефть на мировом рынке. Кроме того, ирано-российская разрядка может сделать ЗРК С-400 доступными Тегерану».

В целом, израильский эксперт хотел бы напомнить не только своему руководству, но и всем государствам, что они живут в «системе самопомощи». Это значит, что «необходимо самостоятельно создавать военную доктрину без иллюзий относительно иностранной помощи во время кризиса»[iii] [3].

[i] [4] Jewish Agency to launch Aliyah Express program to increase number of Ukrainian immigrants // Jerusalem Post. 21.03.2022. https://www.jpost.com/aliyah/article-701900

[ii] [5] Russia invaded Ukraine — what about the Jews that remain? // Jerusalem Post. 21.06.2022. https://www.jpost.com/diaspora/article-709998

[iii] [6] Ukraine war distracts US from China, legitimizes nuclear bombs – opinion // Jerusalem Post. 12.08.2022. https://www.jpost.com/opinion/article-714528?traffic_source=Connatix