- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Цели Турции в Сирии и меняющийся региональный баланс сил

24 мая президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (тур. Recep Tayyip Erdoğan) заявил, что Турция начнет новую трансграничную операцию в Сирии, как только предварительная подготовка будет завершена. Главной целью новой операции он определил создание «безопасной зоны» глубиной 30 километров на южных границах Турции. Через неделю президент Турции повторил свои заявления и определил новую оперативную зону как сирийские Телль-Рифаат и Манбидж[i] [1]. Операция в этом районе направлена на расширение безопасной зоны, уже контролируемой Турцией на севере Сирии, при этом оттесняя Рабочую партию Курдистана (тур. Kürdistan İşçi Partisi, РПК) и ее ответвления дальше от турецких границ.

Учитывая интересы других геополитических и негосударственных акторов в регионе, такой шаг будет иметь политические последствия. Однако турецкая администрация, похоже, полна решимости провести эту операцию, снизив существующие риски и ведя тесный диалог со своими партнерами, особенно с Москвой. Анкара также планирует получить некоторые политические выгоды после операции[ii] [2].

 

Переход к превентивной стратегии

Воспользовавшись мирным процессом (тур. çözüm süreci), начатым Партией справедливости и развития (тур. Adalet ve Kalkınma Partisi, ПСР) в 2013 году, РПК попыталась заявить о своем контроле и установить контролируемые повстанцами зоны в южных провинциях Турции. Чтобы не допустить проникновения турецких сил безопасности, члены РПК вырыли траншеи и туннели, построили баррикады и начали устанавливать блокпосты на дорогах. Такая деятельность достигла своего апогея в 2015 году, и Турция провела крупную операцию по борьбе с РПК, которая была сосредоточена в районах Диярбакыре, Хаккари, Мардине и Ширнаке.

Повестка дня, ориентированная на безопасность, способствовала популярности ПСР на выборах в ноябре 2015 года, в результате которых партия одержала убедительную победу, получив более 49% голосов. После проведения турецких операций изменились формы подрывной деятельности РПК внутри страны, и турецкие города стали объектами атак как «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), так и РПК, в том числе в Анкаре, Стамбуле, Газиантепе и Килисе (18 февраля 2016 г.[iii] [3]; 14 марта 2016 г.[iv] [4]; 20 марта 2016 г.[v] [5]; 30 июня 2016 г.[vi] [6]; 21 августа 2016 г.[vii] [7]; 9 мая 2016 г.)[viii] [8].

Затем в 2016 году Анкара приняла упреждающую стратегию и провела многочисленные операции в Ираке и Сирии[ix] [9]. Краткосрочной целью этой стратегии было устранение асимметричных угроз, исходящих от негосударственных субъектов за пределами Турции, и обеспечение безопасности приграничных городов. В долгосрочной перспективе турецкие официальные лица воспринимали расширение РПК и связанных с ней групп, Партии демократического союза (ПДС) и Сил народной самообороны (СНС) как основную угрозу национальной безопасности, и поэтому операции также были направлены на предотвращение «террора» рядом с южными границами страны.

Изменение стратегии Анкары в 2016 году привело к резкому сокращению числа террористических нападений в Турции, но это не относилось к оперативным зонам присутствия турок в Сирии и Ираке. Действительно, с начала операций сирийские гражданские лица и турецкие войска по-прежнему становятся мишенями в Аазазе, Эль-Бабе и Джараблусе в Сирии, а также и Ираке в виде бомбовых или ракетных ударов[x] [10]. Чтобы устранить эти риски и обезопасить турецкие границы, в апреле 2022 года  Вооруженные силы (ВС) Турции начали операцию «Коготь-замок» (тур. Pençe-Kilit) на севере Ирака, а теперь планируют новую трансграничную операцию в Сирии[xi] [11]. Президент Р.Т.Эрдоган заявил, что, хотя целями будут Телль-Рифаат и Манбидж, операция будет продолжаться в других регионах до тех пор, пока не будет установлена «безопасная зона» глубиной 30 километров.

Другой фактор, формирующий стратегию Анкары, связан с социально-экономической структурой Телль-Рифаата и Манбиджа, которые до гражданской войны в Сирии были населены преимущественно арабами, и в последнее десятилетие тысячи сирийцев из этих районов бежали в Турцию[xii] [12]. Расположенный к западу от Евфрата Манбидж имеет доступ к водным ресурсам, что делает его критически важной целью в планах Турции по переселению еще полумиллиона сирийцев из Турции в новую «безопасную зону». Хотя в своих нынешних операционных зонах, таких как Джараблус и Африн, Турция продолжает строить инфраструктуру и предоставлять коммунальные услуги, расселение большего количества людей в этих зонах требует планирования в части касающейся снабжения проживающего населения водой и продовольствием. Данные вопросы могут быть намного проще организованы в Манбидже. 

Политические мотивы репатриации сирийцев

За последние шесть лет более полумиллиона сирийских мигрантов в Турции вернулись в свои дома[xiii] [13]. «Безопасная зона» на северо-западной оси Джараблус-Африн северо-запада Сирии стала для них местом сбора. Тем не менее, миграционный импульс замедлился из-за нестабильности обеспечения безопасности, вызванной внезапными атаками. Другой причиной стала ограниченность ресурсов в этом районе. Турецкие официальные лица утверждают, что новая операция может открыть путь для переселения еще полумиллиона сирийцев в расширенную безопасную зону[xiv] [14].

Проблема сирийской миграции также стала важным элементом внутренней политики Турции после муниципальных выборов в 2019 году и, вероятно, будет доминировать в повестке дня предстоящих президентских и парламентских выборов в 2023 году. Социологические опросы показывают, что недавно созданная политическая партия Zafer («Победа») с нуля увеличила свою популярность до 2%, проводя кампанию исключительно по вопросу сирийской миграции[xv] [15]. Столкнувшись с резкой критикой со стороны оппозиции, правительство планирует использовать свой план переселения как пример успеха в предстоящий политической кампании.

Учитывая националистический характер программы ПСР, новая специальная военная операция послужит интересам партии, чтобы отвлечь внимание общественности на «программу выживания», ориентированную на борьбу с террористическими элементами. Это также представляет собой прагматичный политический выбор, поскольку экономические показатели в Турции упали в постпандемийный период. Экономика потенциально может стать «ахиллесовой пятой» ПСР впервые за два десятилетия ее правления, и партии необходимо компенсировать это, продемонстрировав, что она переселяет сирийцев в их родную страну и одерживает военные победы над ответвлениями РПК.

Кроме того, турецкое правительство стремится воспользоваться изменяющимся международным балансом сил. Кремль предпринимает все усилия, чтобы сломить украинское сопротивление на Донбассе, борясь с последствиями санкций со стороны стран Запада. Естественно, что Сирия стала второстепенным вопросом в повестке дня Кремля. Таким образом, Турция пытается использовать эту ситуацию как рычаг в своем диалоге с Россией по Сирии. Пока российские войска пересматривают свои позиции в Сирии, создается впечатление, что Иран пытается заполнить создаваемый вакуум власти[xvi] [16]. Анкара считает, что в этих условиях реакция России будет ограниченной по масштабам, если будет запущена новая трансграничная операция. Турецкие специалисты считают, что хотя Кремль продолжает подавать смешанные сигналы, похоже, что российское политическое и военное руководство планирует, чтобы силы сирийского правительства продвигались на север и наоборот, чтобы турецкие военные не продвигались на юг в западной части Сирии.

Тем не менее Кремль оставил некоторое пространство для переговоров. Министр иностранных дел России С.Лавров заявил во время своего визита в Анкару, что «мы понимаем и принимаем во внимание чувствительность наших турецких друзей к угрозам безопасности, исходящим от сепаратистских группировок, поддерживаемых США на их границах»[xvii] [17]. Заявление С.Лаврова многие турки интерпретируют как «желтый свет» одобрения новой турецкой специальной военной операции. Но Москва также стремится перенаправить усилия Турции в районы дислокации американских войск, а не туда, где дислоцированы ВС РФ.

Визиты Р.Т.Эрдогана в Тегеран и Сочи

19 июня Р.Т.Эрдоган посетил Тегеран, чтобы присоединиться к трехстороннему саммиту со своими коллегами В.Путиным и Э.Раиси. Он также провел двустороннюю встречу с иранским религиозным лидером аятоллой А.Хаменеи. Во время визита Р.Т.Эрдоган вновь подчеркнул обеспокоенность Турции по поводу «коридора террора» рядом с ее южными границами. Официально опубликованное коммюнике на веб-сайте А.Хаменеи показало, однако, что Иран был недоволен планами Турции относительно новой трансграничной операции, поскольку в нем говорилось, что Хаменеи сказал Эрдогану, что «территориальная целостность Сирии имеет решающее значение. Военное нападение на Сирию было бы вредно для Сирии, вредно для Турции и вредно для региона, и это было бы на пользу террористам»[xviii] [18].

С геополитической точки зрения, в свете позиции Ирана Анкара пытается призвать Москву перейти на ее сторону, чтобы уравновесить Тегеран. Фактически встреча Р.Т.Эрдогана с В.В.Путиным в Сочи всего через три недели после саммита в Тегеране подкрепила эту цель. Одной из главных тем в повестке дня президента Турции была проблема Сирии. По итогам встречи стороны приняли совместное заявление и «подтвердили свою решимость действовать согласованно и солидарно в борьбе со всеми террористическими организациями»[xix] [19]. Турецкий политолог Серхат Эркмен (тур. Serhat Erkmen) утверждает, что Турция может преодолеть сопротивление Ирана, включив «в уравнение силы сирийского правительства в координации с Россией и начав операцию в Телль-Рифаате. Другими словами, сделка с Москвой может позволить силам Б.Асада продвинуться на север, в то время как Турция расширит свой контроль в Телль-Рифаате, а затем в Манбидже»[xx] [20].

Тем временем напряженность между Западом и Турцией несколько снизилась параллельно с эскалацией российской специальной военной операцией на Украине. Спецоперация по сути помогла Западу вспомнить о решающей роли Турции на южном фланге России. С началом спецоперации на Украине Анкара прагматично разыграла свои карты: расположившись на безопасном расстоянии от Москвы, одновременно оказывала военную помощь Киеву. Кроме того, Анкара использовала заявки Швеции и Финляндии на членство в НАТО в качестве рычага, чтобы заставить эти страны пересмотреть свои подходы к РПК как к террористической организации[xxi] [21]. Таким образом, Запад может быть более благосклонен к турецкой операции в Телль-Рифаате или Манбидже, чем если бы на Украине не было специальной военной операции ВС РФ.

Выводы

В прошлом международная реакция влияла на сроки проведения, но не предотвращала трансграничные операции Турции в Сирии. В настоящее время Турция пытается координировать свои шаги с региональными игроками, а также с США и Россией. Трудно определить, есть ли у Турции четкий «зеленый свет» от кого-либо из этих акторов. Однако оперативные планы ВС Турции уже готовы, и на этот раз позицию турецкого правительства формируют не только соображения безопасности Турции, но и баланс сил на международной арене, а также внутриполитическая динамика.

[i] [22] https://www.aa.com.tr/tr/politika/cumhurbaskani-erdogan-tel-rifat-ve-munbici-teroristlerden-temizliyoruz/2602818

[ii] [23] https://jamestown.org/program/turkiyes-objectives-in-syria-and-the-changing-regional-balance-of-power/

[iii] [24] https://www.sozcu.com.tr/2016/gundem/baskentte-patlama-sesleri-1095807/

[iv] [25] https://www.yenisafak.com/gundem/baskentte-3-alcak-saldiri-35-sehit-122-yarali-2433183

[v] [26] https://www.hurriyet.com.tr/gundem/arsivdeki-isim-40072294

[vi] [27] https://www.cumhuriyet.com.tr/haber/istanbul-ataturk-havalimani-saldirisi-icin-son-aciklama-44-olu-237-yarali-560118

[vii] [28] https://www.hurriyet.com.tr/gundem/gaziantepde-patlama-40203650

[viii] [29] https://www.bbc.com/turkce/haberler/2016/05/160509_kilis_roket

[ix] [30] https://www.haberturk.com/yerel-haberler/haber/9770918-cumhurbaskani-erdogan-bundan-sonra-sorunlarin-kapimizi-calmasini-beklemeyecegiz-bundan-sonra

[x] [31] https://www.amerikaninsesi.com/a/suriyenin-kuzeybatisinda-bombali-saldiri/6395928.html

[xi] [32] https://www.aa.com.tr/tr/politika/cumhurbaskani-erdogan-tel-rifat-ve-munbici-teroristlerden-temizliyoruz/2602818

[xii] [33] https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/176-the-pkks-fateful-choice-in-northern-syria.pdf

[xiii] [34] https://www.haberturk.com/goc-idaresi-baskani-unlu-500-bine-yakin-suriyeli-geri-dondu-3389018

[xiv] [35] https://www.hurriyet.com.tr/gundem/1-milyon-suriyeliye-eve-donus-projesi-42056101

[xv] [36] https://www.cumhuriyet.com.tr/siyaset/metropoll-arastirma-yeni-secim-anketi-sonuclarini-paylasti-1965633

[xvi] [37] https://www.jpost.com/middle-east/article-707075

[xvii] [38] https://www.cumhuriyet.com.tr/dunya/turkiyenin-olasi-suriye-operasyonuna-rusyadan-sari-isik-1945518

[xviii] [39] https://english.khamenei.ir/news/9086/Syria-s-territorial-integrity-is-crucial-and-a-military-attack

[xix] [40] http://en.kremlin.ru/supplement/5830

[xx] [41] https://www.haberturk.com/yazarlar/muharrem-sarikaya/3483337-sam-ile-ortak-operasyon-

[xxi] [42] https://jamestown.org/program/terrorism-accusations-from-turkiye-stymie-swedish-and-finnish-nato-membership/