- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация вокруг сектора Газа: оценки в Израиле. Часть 8

Израильская армия 5 августа авиаударами по сектору Газа начала военную операцию «Рассвет» в ответ на то, что, израильские официальные лица назвали продолжающимися «конкретными» угрозами израильским гражданским лицам и военнослужащим со стороны «Палестинского исламского джихада». Израильские лидеры объяснили начало военной операции тем, что группировка не отказалась от планов по нападению на израильские объекты вблизи границы. 7 августа благодаря посредническим усилиям во главе с Египтом Израиль и «Палестинский исламский джихад» договорились о режиме прекращения огня, тогда как правящее в секторе Газа движение ХАМАС в конфликт так и не вмешалось.

Израильские эксперты анализируют результаты операции «Рассвет», делая акценты на те или иные ее аспекты. В частности, генерал-майор в отставке Амос Гилад (директор Института политики и стратегии (IPS) в Университете Райхмана, в прошлом руководитель военно-политического отдела в Министерстве обороны Израиля) хоть и отмечает роль Египта, который «доказал свою эффективность в качестве посреднического фактора, возвращающего мир и стабильность в сектор Газа», тем не менее «главной причиной прекращения конфликта называет силу ЦАХАЛа, ШАБАКа и оперативный потенциал, основанный на разведывательных данных». Именно это и привело к «впечатляющим результатам, которые заставили «Палестинский исламский джихад» понять, что для него лучше прекратить атаки на Израиль».

В качестве достижений Израиля в ходе военной операции А.Гилад указывает, в первую очередь, сохранение свободы действий Израиля на Западном берегу р. Иордан для предотвращения террористических актов и убийств на израильской территории. Эту способность к противодействию террористическим ячейкам он называет «единственной причиной спокойствия на улицах Израиля». Отметим, что, несмотря на посреднические усилия Египта и Катара, «Палестинский исламский джихад» не только отказался отступить от своих попыток нападения на израильские цели, но и выдвинул требования, среди которых прекращение деятельности ЦАХАЛа против организации на Западном берегу р. Иордан[i] [1].

Другое достижение заключается в том, что «попытка «Палестинского исламского джихада» парализовать гражданскую жизнь в Западном Негеве для давления на Израиль была предотвращена благодаря точной и комплексной разведке». Отмечается «уничтожение противотанковых расчетов и высокопоставленных командиров, ответственных за многие убийства. Гибель палестинских мирных жителей в Газе в ходе атак джихадистов также произошла в результате их неспособности или успеха Израиля в предотвращении контрабанды оружия из Ирана». Кроме того, Израиль «усовершенствовал командование на передовой, система ПРО «Железный купол» доказала свою эффективность, что имеет значение для защиты мирных граждан. Ущерб, нанесенный ЦАХАЛом гражданскому населению, оказался незначительным, что облегчает действия на международной арене». Еще одним важным достижением в области безопасности А.Гилад называет провал всех попыток разжечь конфликты между евреями и арабами в смешанных городах.

По мнению эксперта, ХАМАС в этом противостоянии хоть и не участвовал, «но ответственность за происходящее в Хамастане, т.е. в секторе Газа, лежит на нем. Организация мотивирована идеологической и религиозной стратегией на уничтожение Израиля, без желания какого-либо его признания, компромисса и политических переговоров. Есть те, которые это оспаривают и говорят, что она стала более умеренной – но они ошибаются. Это религиозная организация, которая добивается уничтожения Израиля, и другие версии не состоятельны. ХАМАС использует эту идеологию для эскалации напряженности и стремится к конфронтации с Израилем. Для накопления значительного арсенала ракет был реализован дорогостоящий проект тоннелей. В общем военном балансе организация имеет преимущество, но будет постоянно стремиться использовать любую возможность для превращения конфликта в религиозный – между Израилем и исламом, а не только с террористическими организациями». А.Гилад считает, что в ХАМАСе рассчитывают на помощь «Палестинского исламского джихада» в противостоянии с Израилем, поэтому всячески избегают следования его действиям. Именно поэтому на этот раз они остались в стороне».

Исходя из этого, эксперт делает вывод, что политика Израиля, направленная на решение экономических задач в секторе Газа, является правильной, но она не заставит организацию отклониться от своего пути. ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» он называет стратегическим вызовом Израилю, поскольку Иран считает их частью системы, которую пытается выстроить вокруг еврейского государства. «Реальную опасность Израилю представляет Иран – мусульманское государство, ставшее на путь создания ядерного оружия и угроз запуска баллистических ракет как с территории самого Ирана, так и несостоявшихся государств, таких как Ливан, Сирия, Йемен и Ирак, в которых он пользуется свободой действий», – считает А.Гилад.

Он напоминает, что скоро сентябрь, когда снова встанет вопрос о буровой установке в Средиземном море на газовом месторождении «Кариш», расположенном в пограничной зоне, которая в последние годы стала предметом сложных переговоров между Ливаном и Израилем. По словам А.Гилада, «США прилагают огромные усилия для заключения соглашения между Ливаном и Израилем о разграничении газовых месторождений, и это очень важно, особенно на фоне угроз Насраллы [генерального секретаря проиранской ливанской шиитской организации «Хизбалла» — прим. автора] нанести ущерб Израилю». По мнению эксперта, «Насралла понимает, что Израиль в случае возможного конфликта отреагирует с большой силой».

Помимо всего вышеперечисленного, эксперт задает принципиальный вопрос: какова стратегия Израиля в отношении палестинцев? По его мнению, Израиль движется к единому (с палестинцами) государству, что угрожает сохранению его демократической и еврейской сущности. Он отмечает, что в начавшейся в стране предвыборной кампании этому ключевому для страны вопросу внимание почти не уделяется, и если будет сформировано постоянное правительство, оно должно этим заняться[ii] [2].

По мнению д-ра Омера Достри, эксперта по стратегии и национальной безопасности Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), «решение Израиля начать военную операцию в секторе Газа только из-за угрозы причинения вреда обескуражило «Палестинский исламский джихад», ХАМАС и даже ливанскую «Хизбаллу». В ходе операции был нанесен значительный ущерб организационным и военным возможностям «Палестинского исламского джихада», но Израилю следовало бы ее продлить, чтобы нанести еще больший ущерб его военной инфраструктуре».

В том, что ХАМАС остался в стороне, эксперт видит и негативный момент, т.к. «разлад между организациями предоставил ему кажущийся «иммунитет» от израильских атак во время военной операции, несмотря на то, что он является властью в секторе Газа. Такая ситуация в будущем может привести к увеличению обстрелов Израиля «мятежными организациями», тогда как ХАМАС будет уходить от ответственности». О.Достри полгает, что «попытки расколоть террористические организации в секторе Газа приносят ограниченную пользу». Он напоминает, что во время операции «Страж стен» в мае 2021 г. ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» вновь сражались бок о бок, хотя в ходе операции ЦАХАЛа «Черный пояс» (2019) ХАМАС предпочел не вмешиваться в боевые действия.

Эксперт выделяет особенности боевых действий и заметные достижения израильской армии в операции «Рассвет»:

— Наступательная инициатива: «Палестинский исламский джихад» был шокирован и не смог эффективно отреагировать в первые часы после убийства командира Тайсира Джабари, что позволило ЦАХАЛу атаковать еще большее число активистов и военную инфраструктуру организации; наряду с наземными маневрами и авиа ударами израильской армии в секторе Газа, по всему Западному берегу р. Иордан были арестованы десятки боевиков организации; военная операция в Газе позволила ЦАХАЛу ослабить «Палестинский исламский джихад» на Западном берегу р. Иордан, где в последние годы он усилился в военном и политическом плане, особенно в Дженине.

— Атаки по «качественным» целям в первые два дня операции: ликвидация Т.Джабри; групп, планировавших запуск противотанковых ракет; убийство командира Халеда Мансура и его заместителя Хаттаба Амаси, командира бригады «Рафах», а также Рафата Салеха и Зиада аль-Мдаляля, члена руководства организации и правой руки Х.Мансура; взорван тоннель. В последний день военной операции израильские военные значительно снизили интенсивность обстрелов, сосредоточившись на предотвращении запусков ракет, уничтожении ракетных установок и рядовых боевиков.

— Повышение эффективности перехвата ракет: по официальным данным в этой операции ЦАХАЛ добился 97-процентного успеха в перехвате ракет, что стало новым рекордом по сравнению с предыдущими операциями. Например, в операции «Облачный столп» (2012) «Железный купол» перехватил примерно 75% запущенных по населенным пунктам ракет, в ходе «Нерушимой скалы» (2014) было перехвачено около 80%, а во время «Черного пояса» (2019) и «Стража стен» (2021) — около 90%. Основная причина прогресса связана с постоянными улучшениями и обновлениями системы «Железный купол».

— Успех в информировании и пропаганде («хасбара»). Благодаря эффективному взаимодействию между ВВС, ШАБАК, пресс-секретарем ЦАХАЛа и национальной информационной системой Израилю удалось предотвратить серьезные нападки в международных СМИ в связи с инцидентом в Джабалии, в результате которого шестеро детей были убиты и десятки человек получили ранения. О.Достри указывает на «слаженность действий, благодаря которым оперативно были предоставлены заслуживающие доверия доказательства того, что эта трагедия произошла в результате неудачного запуска ракеты «Палестинским исламским джихадом»». Позднее были опубликованы дополнительные видеозаписи неудачных запусков ракет, в результате которых пострадали ни в чем не повинные жители Газы. Быстрая и профессиональная реакция Израиля привела к тому, что международные СМИ не решились обвинить Израиль в этих убийствах. В качестве примера можно привести сообщение об инциденте в РИА Новости со ссылкой на израильских военных: «Изображения и сообщения о гибели детей и других жителей Газы в Джабалии на севере сектора Газа трагичные и удручающие. После проверки обстоятельств происшествия было установлено, что ущерб территории и жертвы среди гражданского населения являются результатом неудачного запуска ракеты террористической организацией «Исламский джихад»»[iii] [3].

О.Достри отмечает, что операция «Рассвет» сильно ударила по «Бригадам аль-Кудс», военному крылу «Палестинского исламского джихада». Дело в том, что оно управляется своего рода военным советом, где решения принимают командующие областями и подразделениями. Это связано с тем, что нет одного военачальника (глава военного крыла Акрам Аджури живет в Сирии, а генеральный секретарь Зиад ан-Нахала – в Ливане). Уничтожение в ходе операции нескольких командиров в Газе означает ущерб как организационно-стратегическому, так и военному потенциалу на местах. Убийства привели к смятению среди рядовых бойцов организации. Создается вакуум лидерства, для заполнения которого потребуется время. Эксперт также не исключает начало «войн за престолонаследие».

Наступательная инициатива ЦАХАЛа произвела сдерживающий эффект и на ХАМАС. По мнению эксперта JISS, «решение начать упреждающую военную операцию, а не в ответ, придает Израилю некий образ «взбесившегося хозяина дома»». Результаты военной операции, в том числе ликвидация почти всей цепочки командиров «Палестинского исламского джихада», свидетельствуют о разведывательных возможностях ЦАХАЛа и точных атаках, а также сигнализируют руководству ХАМАСа, что они могут стать следующими в очереди. Повышение эффективности системы «Железный купол» также сводит на нет надежды ХАМАСа на нанесение Израилю значительного ущерба.

По мнению О.Достри, закрытие контрольно-пропускных пунктов для ввоза и вывоза товаров в сектор Газа, запрет около 14 000 рабочим из анклава выйти на рабочие места в Израиле и прекращение работы местной электростанции из-за нехватки топлива, продемонстрировали ХАМАСу гражданские и экономические последствия военного противостояния, в котором он в настоящее время не заинтересован (в связи с необходимостью укрепления своего военного крыла после операции «Страж стен» и экономической стабилизации анклава). Это также является одним из объяснений того, что ХАМАС не присоединился к военному противостоянию. Эксперт не исключает, что в подобной ситуации в будущем ХАМАС предпримет более убедительные попытки пресечь атаки на израильские объекты со стороны действующих в анклаве организаций.

О.Достри допускает, что операция «Рассвет» повысила израильские возможности сдерживания ливанской «Хизбаллы», генеральный секретарь которой теперь дважды подумает, прежде чем начинать боевые действия против Израиля в связи с его планами на морское газовое месторождение «Кариш».

По мнению эксперта, Израиль мог воспользоваться невмешательством ХАМАСа и тем, что внимание международного сообщества направлено на более важные для мира дела, чтобы продлить военную операцию на несколько дней для нанесения большего ущерба инфраструктуре «Палестинского исламского джихада». Возобладало мнение, что продолжение боевых действий могло заставить ХАМАС вмешаться по той или иной причине. Скорее всего, в настоящее время движение не заинтересовано к столкновению с Израилем и предпочитает сосредоточиться на наращивании военного потенциала, стабилизации экономической ситуации и усилении своей власти в секторе Газа.

Эксперт JISS указывает и на относительные успехи «Палестинского исламского джихада». Во-первых, несмотря на мощные атаки ЦАХАЛа в первые два дня боевых действий, организации удавалось поддерживать скорострельность на всех этапах операции до объявления о прекращении огня. Такой высокий темп обстрелов был и во время операции «Черный пояс». Кроме того, организации удалось увеличить количество пусков в сторону Израиля по сравнению с прошлыми столкновениями. В ходе операции «Черный пояс» «Палестинский исламский джихад» за два дня выпустил около 450 ракет, а в этом году за три дня — около 1100 ракет. С точки зрения ЦАХАЛа эксперт считает правильным нанесение непрерывных ударов по «качественным» целям до прекращения огня. Израиль должен использовать любую возможность для атаки по целям, которые могут быть направлены против него в будущем.

Достижением «Палестинского исламского джихада» называется также то, что, несмотря на отстраненность ХАМАСа, организация смогла привлечь как минимум три другие военизированные группировки, которые также обстреляли Израиль: «Бригады мучеников Аль-Аксы» (военизированное крыло ФАТХа), «Демократический фронт освобождения Палестины» и «Бригады моджахедов». Это может повысить авторитет «Палестинского исламского джихада» как выдающейся силы «сопротивления» в секторе Газа и навредить имиджу и власти ХАМАСа. В этом контексте эксперт рекомендует израильскому руководству заявить, что ХАМАС остается суверенным правителем в Газе, ответственным за любые атаки с территории анклава и обязанным предотвращать нападения на Израиль различных действующих там группировок[iv] [4].

[i] [5] והשלכות משמעויות:”השחר עלות “ מבצע / JISS. 11.08.2022. https://jiss.org.il/he/dostri-operation-breaking-dawn/

[ii] [6] ואיראן  חיזבאללה ,חמאס לפינה מעבר מחכים לישראל.טעימה רק הוא דאהי’הג // Walla. 08.08.2022. https://news.walla.co.il/item/3522964

[iii] [7] Люди в Газе погибли из-за ракеты «Исламского джихада», заявили в Израиле // РИА Новости. 06.08.2022. https://ria.ru/20220806/gaza-1807795179.html

[iv] [8] והשלכות משמעויות:”השחר עלות “ מבצע / JISS. 11.08.2022. https://jiss.org.il/he/dostri-operation-breaking-dawn/