- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецко-сирийских контактах по вопросу восстановления двусторонних отношений

Заявление министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу в четверг 11 августа о том, что он встретился со своим сирийским коллегой после десятилетия разрыва отношений из-за гражданской войны в Сирии, вызвало настороженность среди повстанческих группировок и мирных жителей на севере Сирии, удерживаемых протурецкой оппозицией. Но большинство турецких источников не ожидают какого-либо дипломатического прорыва между Анкарой и Дамаском в ближайшее время, Чавушоглу сказал, что встретился с Фейсалом Мекдадом в Белграде в октябре на полях саммита Движения неприсоединения. «Там я также сказал, что единственным решением для Сирии является политическое примирение. Сирия должна быть очищена от террористов. С другой стороны, я сказал, что между сирийской оппозицией и режимом должен быть мир, и что мы, как Турция, можем оказать поддержку в такой ситуации».- сообщил министр. Чавушоглу отвечал на вопрос, существует ли возможность телефонного разговора между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом Сирии Башаром Асадом, о котором сообщалось в недавнем сообщении турецкой газеты, полученным от сомнительного источника. Чавушоглу сказал, что «прямо сейчас» дипломатических контактов между Анкарой и Дамаском не было. Внутреннее давление на Анкару растет,  с требованием потепления отношений с Дамаском. Призывы турецкой оппозиции к примирению между Турцией и Сирией усиливаются с каждым днем, поскольку общественность становится все более враждебной по отношению к почти 4 млн сирийских беженцев в стране. Турецкий дипломатический чиновник на условиях анонимности заявил, что в заявлении Чавушоглу нет ничего нового, в нем  упоминаются политические переговоры, проведенные сирийским правительством и оппозицией в Женеве, а затем в Нур-Султане, бывшей Астане, столице Казахстана: «Турция уже пытается установить мир с помощью этих официальных механизмов. Но режим блокирует прогресс, как это происходит в комитете, который работает над разработкой конституции».

В последние недели Эрдоган во всеуслышание поддержал перспективу нового турецкого наступления на сирийских курдских боевиков на севере Сирии, в частности, вокруг городов Телль-Рифаат и Манбидж. На прошлой неделе президент Турции заявил, что его российский коллега Владимир Путин предложил Анкаре сотрудничать с сирийским правительством, чтобы очистить эти места от курдских боевиков YPG. Но турецкие дипломатические источники сообщили, что Анкара уверены, что у Дамаска нет ни желания, ни сил для этого. Ойтун Орхан, эксперт по Ближнему Востоку из базирующегося в Анкаре Центра ближневосточных стратегических исследований, полагает, что в турецком и сирийском правительствах есть партии, которые призывают к нормализации и предполагают, что повесткой дня возможной сделки между Дамаском и Анкарой могут быть группы, связанные с РПК, таких как YPG,  и возвращение беженцев. «Однако официальные лица сирийского режима в интервью местному информационному агентству на этой неделе ясно дали понять, что их правительство даже не будет встречаться с какими-либо турецкими официальными лицами, пока Турция полностью не уйдет с севера Сирии. Я не думаю, что кто-то может найти золотую середину и заключить сделку прямо сейчас. Потребуется много времени, чтобы преодолеть разногласия между ними по поводу РПК и беженцев», — полагает Орхан.

В последние годы многие арабские страны, в первую очередь ОАЭ, возобновили связи с Дамаском. Некоторые призывали Лигу арабских государств восстановить членство Сирии, а тем временем Вашингтон провел прямые переговоры с сирийскими официальными лицами в поисках компромиссов и освобождения американского журналиста Остина Тайса. При этом практически все турецкие аналитики полагают, что условия сирийского правительства для переговоров не только с Турцией, но также с США и Лигой арабских государств нереалистичными. Несмотря на то, что Сирия настаивает на серьезных уступках для переговоров, и Чавушоглу, и Эрдоган заявили, что переговоры между двумя странами ведутся через их соответствующие разведывательные службы. Мурат Есилташ, эксперт по безопасности аналитического центра SETAV, базирующегося в Анкаре, полагает, что Анкара никогда не использовала эти диалоги с разведкой для достижения нормализации: «Они напрямую поговорили с сирийским мухабаратом [тайной полицией] и обсудили вопросы, связанные с конкретными и ощутимыми файлами безопасности. Я не думаю, что есть какие-либо планы по изменению политики Турции в отношении Сирии, но они все еще могут прощупывать почву». Он также уверен, что турецкому правительству, тем не менее, необходимо ослабить внутреннее давление, с которым оно сталкивается из-за проблемы беженцев, поскольку до президентских и парламентских выборов в Турции осталось меньше года, но найти решение непросто: «Это должно быть сделано путем соглашения с режимом, или вы эвакуируете больше территорий в Сирии и позволите большему количеству беженцев вернуться в эти районы. Но я не думаю, что Турция может заключить такую сделку с режимом, или кто-то захочет вернуться на контролируемые режимом территории».