- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О направлениях развития российско-иранского военно-технического сотрудничества и поддержания гражданской авиации в условиях длительных санкций

Насыщение Ираном проблемных зон Ближнего Востока беспилотниками поставило в центр внимания его отношения с Китаем. Выступая на сенатских слушаниях, посвященных КНР, помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока Барбара Лиф заявила, что Пекин несет ответственность за поток БПЛА иранским прокси в регионе. «Меня беспокоит, что Китай не оказывает давления на Иран в такие моменты, когда мы видим кинетическую активность», – обратила внимание дипломат[i] [1]. Похоже, в Вашингтоне уверены, что часть дронов, которые атакуют американских партнеров на Ближнем Востоке, имеет китайское происхождение. Отдельный вопрос – военно-техническое сотрудничество между государствами Персидского залива и Китаем. «Это своего рода вопрос, в котором мы очень четко пытаемся разобраться с нашими партнерами: экономические отношения – это одно, покупка оборонных изделий – это другое», – заметила Лиф.  Из ее высказываний следует, что санкционный ответ со стороны США последует не только на появление в странах Залива военных пунктов КНР (такие подозрения появлялись в отношении ОАЭ), но и на обычное расширение оружейного импорта.

Американские специалисты считают, что даже в отношении заявления поставками в Россию беспилотников, хотя Иран выступил с формальным опровержением, общественность не услышала последнего слова. В том-то и дело, что Иран входит в пятерку мировых лидеров по разработке и производству БПЛА, которые могут заинтересовать Россию – ударные комплексы Shahed, тактические беспилотники Mohajer, различные версии разведывательно-ударных БПЛА Karrar с дальностью действия 500-1000 км, беспилотники-камикадзе «Араш» и др[ii] [2]. Интересно, что представитель МИД Ирана сослался на существующие рамки ирано-российского военно-технического сотрудничества, существовавшие еще до конфликта на Украине.

Иранские новостные агентства сообщили[iii] [3] о готовности России направить сирийской армии свои средства ПВО С-400 и передать под ее контроль комплексы С-300, которые, как ранее считалось, управляются только российскими специалистами во избежание непредвиденной эскалации с Израилем. Это, утверждают иранцы, было согласовано в ходе трехсторонней встречи между военными РФ, Сирии и Ирана. На фоне решения израильтян направить в Москву межведомственную делегацию, которая должна будет обсудить пути урегулирования споров вокруг потенциального закрытия еврейских организаций, сообщение выглядит как минимум провокационно (особенно если учесть, что иранская сторона ссылается на неназванный ивритоязычный первоисточник).

Представитель иранской Организации гражданской авиации Миракбар Разави сообщил, что на состоявшейся встрече заместителя министра транспорта России и главы Организации гражданской авиации Ирана  был подписан меморандум о взаимопонимании согласно которому предполагается увеличение пассажирских рейсов между странам до 35 в неделю и выполнение  грузовых рейсов  без ограничений[iv] [4]. Было также решено подписать соглашение о сотрудничестве Ирана и России в рамках обеспечения возможности экспорта в деталей и оборудования, произведенных в Иране, а также осуществления  ремонтно-эксплуатационных услуг, технического обслуживания и поддержки российских самолетов иранскими сервисными центрами. В этом нет ничего удивительного, учитывая колоссальный многолетний опыт Ирана в самостоятельном поддержании парка самолетов американского и европейского производства в условиях санкций. Более того, иранцы активно занимаются ремонтом и техобслуживанием гражданских самолетов других стран попавших под санкции, вроде Венесуэлы и Сирии. Интересен также опыт этой страны по установлению тарифов на авиабилеты для иностранцев. Иран устанавливает тарифы в долларах на внутренние авиабилеты для иностранцев, о чем сообщила Ассоциация авиакомпаний Ирана. «Тариф составит 100 долларов для внутренних полетов продолжительностью менее одного часа и 150 долларов для рейсов более одного часа», – говорится в заявлении. При этом не уточняется, по какому курсу будет высчитываться доллар США для оплаты билетов в иранских риалах. В стране существует несколько валютных курсов. Так, рыночная стоимость доллара США в обменных пунктах в несколько раз превышает официальный государственный курс.

Таким образом, иранский опыт проведения военно-технического сотрудничества с зарубежными странами и поддержания гражданской авиации в условиях длительных санкций может быть полезен для России в новых условиях международной обстановки. С другой стороны, в ближайшее время стоит ожидать закрытие информации о российско-иранских военно-технических контактах, поскольку их детально освещение даст повод странам НАТО пересмотреть текущие подходы к санкциям путем их увеличения и изменения их структуры.

[i] [5] https://english.alarabiya.net/News/middle-east/2022/08/04/Top-US-diplomat-for-Middle-East-warns-of-China-s-growing-influence-in-region

[ii] [6] Практически каждый день иранские прокси в Ираке в виде различных шиитских группировок записывают видеоугрозы с запуском беспилотников-камикадзе по турецким военным базам. До сих пор использовались БПЛА Qasef-2k и Shahed-136.

[iii] [7] https://www.tasnimnews.com/fa/news/1401/05/05/2749271/%D8%B1%D8%B3%D8%A7%D9%86%D9%87-%D8%B9%D8%A8%D8%B1%DB%8C-%D8%B3%D9%88%D8%B1%DB%8C%D9%87-%D8%B1%D9%88%D8%B3%DB%8C%D9%87-%D9%88-%D8%A7%DB%8C%D8%B1%D8%A7%D9%86-%D8%AF%D8%B1%D8%A8%D8%A7%D8%B1%D9%87-%D9%81%D8%B9%D8%A7%D9%84-%D8%B4%D8%AF%D9%86-%D8%A7%D8%B3-400-%D8%AA%D9%88%D8%A7%D9%81%D9%82-%DA%A9%D8%B1%D8%AF%D9%86%D8%AF

[iv] [8] https://en.mehrnews.com/news/189520/Iran-Russia-passenger-flights-increased-to-35-per-week