- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Причина убийства немцев в Йемене — миссионерство

Германия в тревожном ожидании вестей с Аравийского полуострова. Жива ли еще немецкая семья, похищенная две недели назад, 12 июня, или надеяться уже не на что? Германия сохраняет надежду, что похищенные все же будут отпущены, поскольку «через несколько дней заложников отпускают», как сообщает, комментируя «неприятную тему» на сайте Немецко-йеменского общества (DJG) профессор Хорст Копп из Института географии Университета Эрлангена, и «все проходит гладко». Похищенные рассматриваются в качестве залога, разъясняет профессор. Похитители действуют в соответствии с племенными традициями, согласно которым они «несут ответственность за обеспечение благосостояния и целостности “гостей”». Йеменские власти накопили хороший опыт ненасильственного урегулирования подобных кризисов, утверждает Х. Копп. Надо принять во внимание, что «похищения людей в Йемене являются абсолютными исключениями, так же как насилие в отношении иностранцев… Так что нет никаких оснований для беспокойства, если вы следуете инструкциям по безопасности, указанным в документах федерального Министерства иностранных дел».

Насчет инструкций федерального МИДа скажем ниже, а по поводу «абсолютных исключений» — тут профессор явно погорячился. В Йемене нередко жертвами похищения становились немцы. В марте 1997 г. ими оказались четыре туриста — двое мужчин и две женщины из Северного Рейна-Вестфалии и Бранденбурга. Это случилось в пустыне Mариб к востоку от йеменской столицы Саны. Они были освобождены после десятидневного плена. В январе 1999 г. та же участь на севере Йемена постигла 30-летнюю акушерку из Германии вместе с матерью и братом. Через четыре дня они были освобождены. В июле 2001 г. заложником стал немецкий дипломат. Бывший секретарь МИДа Юрген Хробог, его жена и три сына, похищенные в регионе Мариб (декабрь 2005), были освобождены через три дня после похищения. Сотрудница Немецкого общества по техническому сотрудничеству Юлия Т., работавшая в Йемене в рамках строительного проекта, и ее родители были похищены в регионе Эль Байда (декабрь 2008) и освобождены через пять дней. Причиной похищений были политические или финансовые требования: освобождение родственников из тюрем, клановые распри, ускорение решения чиновниками имущественных споров, выкуп.

По вполне понятным причинам ни один из случаев похищения иностранцев, в том числе и немцев, на сайте DJG не упоминается. Его страницы полны речей о традиционном гостеприимстве местных жителей и о туристических красотах.

Пока профессор упражняется в призывах проникнуться любовью к Йемену, свою работу ведут дипломаты. Обнадеживающие данные предоставили сотрудники посольства Йемена в Берлине. По их мнению, ничто пока не указывает на повторение трагедии с двумя убитыми девушками. По публикациям немецкой печати, похищенные в Йемене немецкие заложники живы и скоро будут освобождены. Как сообщил Die Welt от 22.06.2009 со ссылкой на новостной канал Al-Аrabija в Дубаи, заложники находятся в руках повстанцев-шиитов Хути в провинции Саада. При этом сами повстанцы данный факт отрицают. Салих Хабра, один из лидеров движения, сообщил dpa, что мятежники не только непричастны к акции похищения, но и не имеют никакой информации о судьбе заложников. Вместе с тем он отметил, что есть «некоторые данные», которые позволяют идентифицировать похищенных. Федеральное правительство при этом не может подтвердить или опровергнуть факты, переданные по телеканалу, указав, что слухов различного рода вокруг события вполне достаточно.

Между тем новостное агентство AFP, ссылаясь на представителей различных племен, также сообщает о том, что заложники живы и находятся в руках повстанцев рода Рузмата в северо-йеменской провинции Саада. Их судьбу решает предводитель восставших Абаллах аль Рисани. Похищение реализовали двое мужчин — Мохсен эль Там и Фаяз Морки, принадлежащие к особо воинственной шиитской группировке. Представители йеменских спецслужб эту информацию подтвердили, как и тот факт, что повстанцы отказались выдать заложников.

Пока продолжаются поиски похищенной семьи Йоханнеса и Сабины Х, а также их детей, состоялась траурная церемония, в которой приняли участие, по данным Deutsche Welle, 2 тыс. человек, что сомнительно, поскольку церковь вмещает всего 1000 прихожан.

Из сообщения Deutsche Welle следует несколько фактов, о которых прежде руководители практики из числа шефов голландской благотворительной организации World Wide Service (WWS), учителей библейской школы Brake и родители девушек либо не говорили, либо говорили, но намеками. Речь идет о роде занятий, который и послужил причиной гибели Риты С. и Аниты Г., как и южнокорейской учительницы, работавшей в той же больнице.

Все три женщины были убиты за их миссионерскую деятельность, делает акцент Tagesspiegel. На основании фактов этой и других газет ФРГ вырисовывается следующая картина, касающаяся, в частности, убийства немок.

Во-первых, они принадлежали к вольфсбургской евангелической баптистской общине «Эммануил». Появившаяся в 1970-х гг. в вольфсбургском районе Вестхаген, насчитывающем 10 тыс. жителей, она является крупнейшим баптистским центром в земле Нижняя Саксония. Девушки воспитывались там согласно воззрениям этой общины, относящейся к ортодоксальныму направлению, с жесткими правилами и установкой на миссионерство, которое не следует прекращать ни при каких обстоятельствах. По этой причине обнародованную в немецкой печати реплику руководителя общины Йоханна Доктера: «то, что случилось с ними, просто непостижимо», не следует воспринимать буквально.

Во-вторых, они, если верить информации Deutsche Welle, считались сотрудницами WWS — организации, чьей штаб-квартирой является жилой дом в городке Bleiswijk ее шефа Пауля Ливерзе. Пауль Ливерзе, основной вид деятельности которого — анестезиолог в больнице Роттердама, уточнил в интервью Bild, что «ежегодно в больнице Саады происходит около 600 операций, 4000 случаев родовспоможения и 70 тыс. приемов для амбулаторного лечения», поэтому не исключено использование немок в качестве доноров. Кстати, больница используется и как учебный центр для подготовки акушерок и медсестер, однако П. Ливерзе не сообщает о том, что убитые женщины проходили там обучение. В любом случае, имеет смысл присмотреться к деятельности WWS, которая действует как благотворительная организация с 1989 г.; она официально зарегистрирована, но не имеет своей штаб-квартиры. Один факс, один телефон, один шкаф для деловых бумаг — «а большего нам и не надо для того, чтобы помогать людям, попавшим в беду», приводит его аргументы Bild. Как выручать из беды добровольцев наподобие Аниты и Риты, Ливерзе не уточняет. Не говорит Ливерзе и том, как, не имея надлежащей квалификации, можно считаться сотрудницами WWS, и что является в данном случае определяющим — квалификация, возраст, желание, вероисповедание.

В-третьих, путешествие в Йемен, оказавшееся первым и последним зарубежным в их коротких биографиях, было последней практикой в рамках профессионального обучения. Завершив его, одна готовилась стать работником социального страхования, другая — медсестрой. Причем в учебном плане библейской школы Brake дисциплин, соответствующих названным профессиям, нет. Этот важный факт, обнародованный в печати и вызвавший недоумение в обществе, где на определенную работу принимаются лица, имеющие соответствующий сертификат, руководитель библейской школы Brake Маттиас Рютнер не прокомментировал. Он просто назвал их «женщинами, любившими Бога и людей». Их потеря для библейской школы — болезненная рана, «но их следы остаются», подчеркнул он. Какие именно следы имел в виду господин Рютнер, не уточняется.

В-четвертых, девушки приступили к практике в начале июня, а 12 июня были похищены. Это означает, что десяти дней миссионерской деятельности им хватило, чтобы вызвать недовольство пациентов больницы в Сааде. Не исключено, что это недовольство вызвано формами и методами этой деятельности, о которых можно только догадываться. Безусловно одно: это те формы и методы, которые были привиты в баптистской общине «Эммануил», а затем дополнены в библейской школе Brake.

В-пятых, сообщение указывает на причину их глубокой личной привязанности. Оказывается, они были не просто подругами-сокурсницами, но и двоюродными сестрами. Таким образом, девушек роднили и общая кровь, и общие идеалы. Возможно, что решение поступить в библейскую школу и отправиться на практику в Йемен было одобрено на общем родительском совете. Тогда зафиксированное в печати утверждение Альберта, отца Риты С., о том, что он не подозревал, какого рода работу будут выполнять на Аравийском полуострове его дочь и племянница, является ложным.

В-шестых, обе девушки-ровесницы — российские немки: Рита С. родилась в Казахстане, а Анита Г. — в Вольфсбурге. Этим обстоятельством немецкая пресса объясняет внешний вид прихожанок, головы которых были покрыты платками так, как это принято в храмах России. Община «Эммануил» на 40% состоит из российских немцев. К слову сказать, российские немцы составляют основу руководства Союза церквей евангельских христиан-баптистов Казахстана, откуда родом Рита и родители Аниты; Союз насчитывает более 11 тыс. членов. Не исключено, что к баптистской общине девушек приобщили их родители — уроженцы Казахстана. В таком случае поездка в Йемен могла быть своеобразной поездкой «как бы на родину», если учесть, что и Йемен, и Казахстан — страны Востока с близкими ландшафтами — географическим, климатическим и религиозным. Для Аниты же, родившейся в Германии и о родине родителей знавшей только по их рассказам, добавлялся еще и элемент экзотики.

Жертвы похищения были известны как ведущие миссионерскую деятельность, указывает Die Welt. Обе юные женщины находились в Йемене по заданию школы Bibelschule Brake. Миссионерскую деятельность они вели активно, и «именно поэтому стали мишенью исламистов». Девушки были не одиноки в своем рвении. Журнал Der Spiegel подчеркивает в этой связи, что особенно возмущала местное население, посещающее больницу в Сааде, миссионерская деятельность немецкого техника Йоханнеса Х., не уточняя, какие именно действия не нравились более всего. Не исключено, что это и есть одна из причин похищения. «Ну что же, преданность миссионерству всегда сопряжена с вытекающими отсюда последствиями» — так прокомментировал ситуацию Мартин Леззентин, сотрудник Международного общества по правам человека (Internationalen Gesellschaft fuer Menschenrechte, IGFM) в интервью Neue Osnabruecker Zeitung. Он, в частности, подчеркнул, что принцип миссионерства закреплен в Новом Завете и относится не только к странам Запада, но и к Востоку, включая наиболее опасные регионы мира. «Это право гарантировано и во Всеобщей декларации прав человека». М. Леззентин указал, что обе убитые девушки заслужили уважение хотя бы потому, что прибыли в Йемен с христианской благотворительностью, а не за приключениями в пустыню, как это делают десятки их ровесников. При этом он умолчал о том, кто в мусульманской стране просил о христианском миссионерстве, ибо давать, в том числе и слово свыше, как сказано в Новом Завете, следует тогда, когда об этом просят («Просите, и дано будет вам»). Местные же жители-мусульмане неоднократно протестовали против этого рода деятельности.

Анализируя в целом причины трагедии, невольно приходишь к выводу: она — в коллективной безответственности. Есть доля вины и библейской школы, и баптистской общины, и благотворительной организации, и, конечно, самих девушек. Порознь и вместе принимая решение о поездке в Йемен, они основывались на том, что она безопасна для жизни. Тем сомнительней кажется утверждение бургомистра Вольфсбурга Рольфа Шнеллека, который, как пишет Deutsche Welle, «отверг обвинение в том, что Рита и Анита подвергали себя чрезмерной опасности». Между тем накануне поездки девушки получили от сотрудников федерального МИДа исчерпывающую информацию о том, какому риску они собираются подвергнуть себя. Сообщали им и о том, насколько опасна обстановка на севере Йемена, где практически царит безвластие. Тем не менее они отправляются на практику и еще раз испытывают судьбу тем, что, считая себя, видимо, в полной безопасности, памятуя об обстановке в том же родном Вольфсбурге, едут шумной компанией на пикник по случаю завершения рабочей недели.

Чьи руки совершили насилие, пока не очень понятно. Die Welt публикует опровержение лидеров шиитского движения Хути заявления о том, что они причастны к похищению. Не в интересах Хути портить отношения с Германией, хотя потому, что брат одного из лидеров, Яхья Бадреддин аль-Хути, проживает в ФРГ в качестве беженца. Кроме того, похищения и убийства христиан абсолютно несовместимы с идеологией движения, подчеркивается в заявлении.

Tagesspiegel считает, что и убийство трех женщин, и похищение немецкой семьи из пяти человек и британского инженера — акции, «по-видимому, на почве весьма религиозного фанатизма, совершенные исламистскими экстремистами». Издание, ссылаясь на экспертов, указывает, что основная причина похищений — христианская миссионерская деятельность в рамках гуманитарной. Как теперь известно, все жертвы «действовали как глубоко религиозные и были подготовлены к христианской миссии в Йемене». Голландская благотворительная организация WWS, название которой переводится как «Услуги по всему миру», действует в том числе и оказывая чрезвычайную гуманитарную помощь в государственной больнице в северо-западной части города Саада в Йемене. Она имеет репутацию не только медицинского, но и миссионерского учреждения, причем прежде всего — миссионерского. Непомерное христианское рвение иностранных помощников, как отмечают йеменские СМИ, уже приводило к жертвам на религиозной почве. WWS действует по одной программе с международной миссионерской организацией «Всемирная евангелизация за Христа» (WEC), в соответствии с которой Поль Ливерзе, шеф WWS, формирует «медицинскую миссионерскую работу», отмечает британская Times. Основой этой программы является «страдание за Господа» и «сострадание Христу». Детально положения программы WEC изучали в библейской школе убитые Рита и Анита, а также осуществляли в йеменской больнице похищенные техник Йоханнес Х., его жена медсестра Сабина и пропавший вместе с ними британский инженер. Все они, подчеркивает Spiegel, работали в рамках одной миссионерской программы. Поэтому действия местных жителей против них не носят характер личной мести. Это своего рода исламский ответ непрошенным миссионерам. Осуществлен он методами, принятыми в радикально настроенной исламской среде.

Те в баптистской общине «Эммануил» и в библейской школе Brake, кто сегодня критикует «неблагодарных йеменцев», видимо, не утруждают себя представлением последствий картины наоборот: если бы, к примеру, в больницу, относящуюся к баптистскому приходу в Вольфсбурге, явились йеменцы и начали славить пророка Мухаммеда и проповедовать его идеи. Между тем итоги такой деятельности довольно легко спрогнозировать. До трагических последствий дело в Европе скорее всего не дошло бы, но даже в самых толерантных кругах данная миссионерская акция выглядела бы и нелепо, и оскорбительно, и дело непременно дошло бы до скандала. Как после этого относиться к словам уже упомянутого М. Леззентина из IGFM о том, что право миссионерства как часть свободы вероисповедания «гарантировано и во Всеобщей декларации прав человека»? Остается ли действительным данное положение в условиях не Аравийского полуострова, а Германии?..

По существу, как отмечают немецкие эксперты, мы имеем дело с религиозным противостоянием. Фанатично настроенные мусульмане — местные жители против фанатично настроенных христианских миссионеров. Экстремальные формы восприятия действительности и своих духовных задач диктуют адекватные методы их решения. Особого удивления это вызывать не должно. С одной стороны, баптистская община, которая вполне допускает жертвы на пути миссионерства. Это подтверждают заключительные слова траурной церемонии, которые приводит газета Epoch Times: «Не будьте же печальны: Иисус живет!» Иными словами, несущие слово Христа должны быть готовы к трагическим последствиям и смерть следует воспринимать как вполне вероятный исход миссионерства. С другой стороны, записанный в Коране призыв убивать неверных. «Убивайте их, где ни застигнете их» (2:187) — говорит учение, которое сами мусульмане считают религией мира, добра и света. Йеменские радикалы застигли их после Джума-намаза — пятничной молитвы в мечети, где скорее всего получили благословение от духовного лица на это убийство. Если это так, то мулла запамятовал, что, согласно общепринятой версии, Коран — третье по счету учение от Всевышнего, ибо «прежде ниспослал Он Закон и Евангелие в руководство людям» (3:2). Однако, судя по обстоятельствам, йеменским бандитам и их наставникам некогда было вдаваться в обременительные тонкости, поскольку немецкие миссионеры представляли безнадежный, с их точки зрения, человеческий материал: ведь, внедряя христианство, они отрицали ценности ислама, и ответ мог быть только один, и он, кстати, зафиксирован в Коране (47:4,5): рубить неверным головы и требовать выкуп за них. «Гостеприимные» йеменцы от профессора Х. Коппа делают и то, и другое.