- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления о нормализации турецко-израильских отношений

Сближение Турции с Израилем началось после того, как в середине 2021 года на смену правительству Б.Нетаньяху пришло новое правительство. Президент Израиля Ицхак Герцог, говоря о достигнутых успехах, заявил:  «Мы заключили соглашение о гражданской авиации, и в сентябре мы проведем заседание Совместного экономического совета».  Говоря о нормализации двусторонних отношений, Луи Фишман, доцент Бруклинского колледжа и автор книги «Евреи и палестинцы в позднюю османскую эпоху, 1908–1914 годы: претензии на родину» обращает внимание на то, что действующий премьер-министр Я.Лапид хочет укрепить сближение с Турцией в преддверии ноябрьских выборов в Израиле. Он также считает, что Турция будет сочувствовать делу палестинцев, и отношения могут быть ограничены по масштабам, если Израиль не предпримет конкретных шагов для улучшения жизни палестинцев.

Синан Ульген, старший научный сотрудник Carnegie Europe и бывший турецкий дипломат считает, что недавнее сотрудничество двух стран по вскрытию иранского заговора с целью убийства иностранных туристов и отставных дипломатов в Стамбуле помогло установить доверие между двумя странами. Поэтому в ближайшее время можно увидеть незначительные шаги по развитию связей в сфере торговли или оборонной промышленности. Конечно, в Турции ожидают проявление позиции еврейского лобби по вопросу закупке в США истребителей F-16.

Официальный представитель правительства Кипра Мариос Пелеканос считает, что  восстановление отношений между Турцией и Израилем не повлияет на отношения Кипра с Израилем.  «Отношения между государствами ни в коем случае не являются игрой с нулевой суммой. Наше двустороннее сотрудничество с Израилем носит строгий характер и основано на внешнем праве, честности и взаимном уважении. Это открытое многостороннее сотрудничество на Кипре с Израилем, как в рамках трехстороннего механизма с участием Греции, так и в рамках многосторонних схем, в том числе с участием США» — считает он.

Со своей стороны отметим, что в условиях энергетического кризиса в Европе планируемый проект строительства трубопровода из Израиля в Турцию приобрел еще большее значение. Прежде всего, стоит отметить следующее. Республика  Кипр объявила о своей так называемой исключительной экономической зоне в 2003 году, затем подписала соглашения о морской юрисдикции с Египтом, Ливаном, Израилем. Однако, по мнению турецких экспертов, благодаря этим соглашениям, Никосия отхватила некоторые территории у этих трех стран. Настолько, что под его юрисдикцию попали 21 500 кв. км Египта и 3 600 кв. км Ливана.

Нормализация дипломатических отношений между Турцией и Израилем поставила на повестку дня вопрос о морской юрисдикции. И Египет, и Израиль получат больше выгоды, если вместе с Турцией определят зоны своей морской юрисдикции. Будет ли израильский газ поступать в Европу через Турцию? Потенциал экономического сотрудничества между Турцией и Израилем в Восточном Средиземноморье во многом определяется транспортировкой природного газа из региона в Европу. Фактически, проект Восточно-Средиземноморского газопровода (EastMed) между Израилем, Грецией и Республикой Кипр от 2 января 2020 года был направлен на транспортировку израильского газа в Европу в обход Турции. Проект предусматривал транспортировку 10 миллиардов кубометров израильского природного газа сначала на Кипр, а затем в Грецию и Италию. Однако США отказались от поддержки проекта, и проект был в значительной степени сорван.

В Европе, где с началом российско-украинского противостояния разразился большой энергетический кризис, ускорились шаги по диверсификации энергоресурсов. Было подписано соглашение о транспортировке израильского и египетского газа в Европу в виде СПГ. Однако это соглашение, похоже, не столько обеспечивает решение проблемы, сколько создает все предпосылки для создания трубопровода между Израилем и Турцией. Это связано с тем, что трубопроводы из Израиля в Египет также используются на внутреннем рынке Израиля. Поэтому в жаркие летние месяцы, когда Израилю и Египту требуется больше газа для себя, трубопроводы имеют меньшую пропускную способность для отправки его на заводы СПГ.

Достоверно известно, что количество газа, которое Израиль может экспортировать в год, зависит от способа транспортировки. Если экспортировать СПГ через Египет, это может составить всего 1-2 млрд куб. м в краткосрочной перспективе и 4-5 млрд куб. м в долгосрочной. По мнению турецких экспертов, по трубопроводу из Израиля в Турцию можно было бы транспортировать от 10 до 16 млрд куб. м газа в год, и это было бы дешевле, чем СПГ.

С другой стороны, нормализация отношений между двумя странами привела к тому, что проект трубопровода стал обсуждаться и в Израиле. Например, Элай Реттиг, доцент кафедры политических исследований Университета имени Бар-Илана, отмечает, что многие события последних месяцев сделали израильско-турецкую газовую сделку более финансово жизнеспособной, чем когда-либо прежде.  «Энергетическое сотрудничество является одной из главных тем в текущем диалоге между Турцией и Израилем. Основным потенциальным направлением в этом сотрудничестве является прокладка трубопровода по дну моря между израильским месторождением «Левиафан» и Турцией», – заявил израильский ученый.

В завершении отметим, что Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК) является важной опорой в вопросе транспортировки газа в Европу по трубопроводу через Турцию. По различным оценкам, ТРСК может получить как экономическую, так и политическую выгоду от соглашения, которое будет достигнуто между Израилем и Турцией.