- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Партийные войны Израиля : «русские» против «русских». Часть 2

 «Русский» Кнессет

Многие репатрианты 1970-х — 1980-х годов из СССР, были узиками совести и активистами сионистского движения, поэтому активно привлекались и правительством  Израиля и ведущими политическими партиями страны, для своей пропагандисткой деятельности. Однако изначально, в основном, вся эта пропаганда  была направленна на правительства СЩА и Европы и практически ни как не использовалась для партийной агитации внутри страны. И только в связи с массой репатриацией из СССР/СНГ в конце 1980-х — начале 1990-х годов, партии обратили внимание  на новый электорат. К тому же представители репатриантов поняли, что для решения вопросов в Израиле необходимо обладает политической силой и начали предпринимать усилия по созданию различных общественных движений и партий.

Так в 1986 году Натан Щаранский создал объединяющий русскоязычных репатриантов «Сионистский форум» и возглавлял его до 1996 года. Первые выборы в Кнессет после начала массой репатриации из состоялись в 1992 году и в них впервые приняла участия партии репатриантов из СССР/СНГ.

Кнессет 13-го созыва

На выборах в Кнессет 13-го созыва в 1992 года был зарегистрирован список «Национальное движение за демократию» во главе с одним из лидеров отказников из бывшего Советского Союза Юлием Кошаровским.  Список набрал всего лишь 0.4% голосов при проходном бале в 1,5%. На следующих выборах в Кнессет в 1996 году Кошаровский был включен в список Ликуда, но не на проходное место.

Кнессет 14-го созыва

Перед выборами в Кнессет 14-го созыва в 1996 года была образована партия, представлявшая интересы многочисленной русскоязычной общины — «Исраэль ба-Алия» (ИБА) во главе с Натаном Щаранским.  Партия ИБА была создана на финансовой базе и структуре «Сионистского форма». Партия ИБА подошла к  вопросу выборов более организовано и создала во многих городах страны свои партийные отделения на базе форума. Выборы прошли более чем удачно и партия набрав 5,7% голосов получила 7 мандатов, а 2 депутата потом стали министрами в правительстве. Н.Щаранский становиться министром промышленности и торговли, а Ю.Эдельштейн министром абсорбции.

Однако проблемы в партии из-за недовольства ряда депутатов распределением постов и должностей в Кнессете привело к тому, что депутат от партии ИБА Михаил Нудельман вместе с депутатом Юрием Штерном в 1999 году основали список «Алия», и уйдя в конце каденции, присоединился к партии «Наш дом — Израиль».

Параллельно с ИБА на выборах 1996 года шла партия «Единство для алии» под руководством выходца из Грузии Эфраима Гура , который набрал лишь  0.7% голосов.

Кнессет 15-го созыва

В январе 1999 года Авигдор Либерман объявил о создании партии «Наш дом — Израиль» (НДИ) как партии-сателлита Ликуда, во главе которой он вышел на выборы в Кнессет 15-го созыва. Партия шла на выборы как секторальная русскоязычная под девизом: «С Либерманом — мы! Без Либермана — нас!» В состав партии НДИ входила и партии «Алия», в составе депутатов Кнессета Нудельмана и Штерна, вышедшем ранее из партии ИБА. Стоит иметь в виду , что с момента образования этой партии и до сегодняшнего дня все партийные списки кандидатов в Кнессет формируются лично Либерманом, а потом для проформы утверждаются как бы Советом партии.

На выборах 17 мая 1999 года партия НДИ получила 4 мандата и оказалась в оппозиции к правительству председателя партии Авода Эхуда Барака.  Однако уже в 2001 году после ухода Барака Либерман стал министром национальной инфраструктуры.

На тех же выборах партия Щаранского ИБА получает 6 мандатов и входит в правительство Э.Барака.  Щаранский становиться министром МВД.

Однако уже через месяц после выборов из-за амбиций и желания получить должность, 2 депутата Александр  Цинкер и Роман Бронфман покинули партию ИБА, чтобы сформировать новую фракцию в Кнессете. Изначально она называлась «Махар» (аббревиатура на иврите от Партия общества и реформ), а в октябре получила название « Демократический выбор».

Резонанс , которые вызвал развал партии ИБА, ради получения должности в правительстве, обещанное одному их перебежчиков, привел к принятию в Кнессете соответствующего закона, запрещающее давать министерские посты перебежчикам.

Кнессет 16-го созыва

На этих выборах в 2003 году две «русские» партии ИБА и НДИ боролись за голоса одних и тех же избирателей. Стоит отметить, что партия ИБА придерживалась право-центристских взглядов и была в основном сориентирована на решение социальных проблем вновь прибывших репатриантов Партия НДИ стояла на правых, а порой и ультраправых позициях и всегда пыталась демонстрировать, что она не партия репатриантов, а общеизраильской партия, хотя основными ее избирателями были русскоязычные избиратели.

С самого начала своего существования партии НДИ под руководством А.Либермана частичного включала в свой список не только представителей репатриантов, но и коренных представителей страны. Однако чаще всего все включенные  и попавшие в Кнессет по «квоте» Либермана израильтяне, редко пребывали там более одной, двух каденций, а обычно со скандалом уходили из партии НДИ.

В  начале каденции Кнессета 15-го созыва партия НДИ объединилась с партией Моледет  для создания новой структуры «Национального союза — Израиль Бейтену».

В тот момент ситуация в стране в связи с периодическими ракетными обстрелами Израиля и развязанным в стране арабским  террором, а так же чувство незащищённости как от врагов, так и от местной бюрократии вывело вопросы безопасности на первое место среди русскоязычных избирателей.  В итоге воинствующая риторика Либермана и блок партий под его руководством получил 7 мандатов из которых только 3 были у партии НДИ (Либерман, Штерн и Нудельман). Либерман был назначен на пост министра транспорта. Однако в конце каденции из-за разногласий с Либерманом список покинул Нудельман, воспользовавшийся тем, что он входил в партию НДИ в качестве лидера партии «Алия».

Партия ИБА Щаранского получила всего 2 мандата. В связи со снизившимся рейтингом партии ИБА и её финансовым банкротством, в 2003 году партия ИБА слилась с Ликудом, а сам Щаранский покинул Кнессет, уступив место Марине Солодкиной. Не являясь членом парламента, Щаранский занял пост министра по делам Иерусалима.

На этих выборах в Кнессет 16го созыва, так же участвовали еще несколько «русских» партий. Партия Романа Бронфмана  «Демократический выбор» отколовшаяся ранее от ИБА  присоединилась к списку партии МЕРЕЦ, где Бронфман занял 5 место. По итогам выборов МЕРЕЦ получила 6 мандатов и Бронфман стал депутатом, но это была его последняя каденция в Кнессете.

Стоит имеет в виду, что каждый депутат  Кнессета при выборах в новый парламент имеет право на государственное финансирован в размере чуть более 1 миллиона шекелей. Поэтому часть депутатов , не попавшие в списки своих партий, обычно получают предложения от других партий, заинтересованных в финансировании, присоединиться к ним. Иногда это присоединение бывает на реальные места, иногда с расчётом  на будущие дивиденды.

Перед выборами в Кнессет 16-го  созыва Александр Цинкер покинул «Демократический выбор» (который стал союзником МЕРЕЦ) и учредил новую партию «Гражданин и государство», которую возглавил. Но видимо не нашел желающих «прикупить» мандат и пошел сам. Однако партия получила только 1566 голосов (менее 0,05%).

С этого момента в Израиле осталось лишь одна «русская» партия НДИ, хотя практически на всех последующих выборах в Кнессет как минимум одна , а то и три новые «русские» партии пытались взобраться на этот Олимп.