- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О нормализации отношений между Турцией и Израилем. Часть 1

Турция продолжает предпринимать шаги по нормализации отношений с Израилем. В частности, официально сообщено о том, что между двумя странами будут восстановлены дипломатические отношения на уровне чрезвычайных и полномочных послов.

Безусловно, такая резкая нормализация отношений со страной, с кем у Турции на протяжении последних лет складывались непростые отношения, причем, во многом, именно по инициативе турецкой стороны, активно вставшей на сторону Палестинской национальной администрации (ПНА) в палестино-израильском конфликте.

Соответственно, базовым вопросом в Турции к руководству страны, в таком случае, является «а что изменилось?». В том смысле, устранены ли те причины, которые привели к нынешнему положению дел, чтобы можно было бы говорить о полноценной нормализации турецко-израильских отношений? – При отсутствии внятных ответов на эти вопросы, вопросы могут возникнуть не только внутри Турции, но и за пределами страны, частности, в отношениях Турции с ПНА.

Ярким примером является публикация во влиятельном турецком экономическом издании Dünya от 20 августа с. г. под заголовком «Нормализация с Израилем: конец политического ислама». Автором публикации стала обозревательница Зейнеп Гюрджанлы. Цитируем материал:

«Известен проект США «Зеленый пояс»:

Стратегия вашингтонской администрации состояла в том, чтобы противопоставить коммунистическим / светским движениям в странах, населенных мусульманами, движение политического ислама, чтобы предотвратить развитие советского блока.

Благодаря этой стратегии поддерживалось распространение движения «Братья-мусульмане / Ихван», зародившегося в Египте, в разных странах, от Афганистана до Пакистана, от Северной Африки до Ближнего Востока. Благодаря военной администрации, созданной после военного переворота 1980 года, Турция не осталась в стороне от этого климата.

После распада советского блока Соединенные Штаты вошли в места на Ближнем Востоке и в Северной Африке, куда им никогда не удавалось проникнуть раньше, поддерживая движение «Братья-мусульмане», иногда напрямую, а иногда через администрации некоторых стран. в регионе.

ПРОЕКТ «БОЛЬШОЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК»

В рамках стратегии, которая получила это имя:

В рамках «Большого Ближневосточного проекта» были свергнуты администрации Саддама Хусейна в Ираке, Каддафи в Ливии, Мубарака в Египте и Бен Али в Тунисе. В связи с гражданской войной в Сирии администрация Башара Асада потеряла способность пошевелить рукой.

Было обеспечено размещение американских солдат в Ираке и Сирии, а проамериканские силы в Ливии стали частью политики.

Однако, когда «Братья-мусульмане» / «Ихван», доминировавшие в Северной Африке и на Ближнем Востоке, стремились выйти из-под контроля и намеревались устроить собственную игру, на этот раз началась операция по избавлению от «Братства»:

ПОСЛЕДНЯЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ ИЗРАИЛЯ И ЛИКВИДАЦИЯ «ИСЛАМСКОГО ДЖИХАДА»

Неоспоримым фактом является то, что Израиль — это страна, которая больше всего выигрывает, в глобальном смысле, от того, что движению «Братья-мусульмане» / «Ихван» «ломают крылья».

Таким образом, палестинское движение сопротивления сначала разделилось на две части. Администрация Махмуда Аббаса, которая ставила политику выше вооруженного сопротивления, доминировала на Западном берегу. Палестинское подразделение «Братьев-мусульман», ХАМАС, было оттеснено в Газу.

Перевод администрацией США американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим предыдущим президентом Трампом стал самым большим ударом по делу палестинцев. Арабский мир не выступил против, а в некотором смысле «узаконил» ситуацию, одновременно нормализовав отношения с Израилем. Наиболее резкую реакцию на такое отношение США в то время продемонстрировало правительство ПСР в Турции. Дипломатические отношения между Анкарой и Тель-Авивом были понижены после переноса американского посольства и непропорционально жестокого подавления протестов со стороны Израиля.

В то время, как ХАМАС застрял в Газе, организация «Исламский джихад», еще одна ветвь «Братства» в Палестине, недавно начала мобилизацию на Западном берегу, который, по мнению Израиля, «очищен». Однако, реакция Израиля не заставила себя ждать. На прошлой неделе израильские вооруженные силы начали кампанию убийств лидеров организации. Интересно, что, когда израильские силы убивали лидеров «Исламского джихада» одного за другим, ХАМАС молчал — возможно, от удовлетворения свержением противника «врагом».

Сопротивление, которое «Исламский джихад» пытался возродить израильской операции в Палестине, было прекращено соглашением о прекращении огня, прежде чем оно могло начаться с вмешательства Египта при ас-Сиси. Условия соглашения о прекращении огня интересны: Согласно сообщениям арабских СМИ, «Исламский джихад» обязался не атаковать израильские цели в обмен на освобождение двух своих лидеров в израильских тюрьмах. Однако, Израиль заявил, что не брал на себя никаких обязательств по освобождению этих людей. Египет, заключивший на этом условии перемирие, вдруг замолчал. «Обман», распространенный в исламских движениях, по-видимому, имел место и здесь.

НОРМАЛИЗАЦИЯ ТУРЦИИ-ИЗРАИЛЯ

С этим же периодом совпала и нормализация отношений между Турцией и Израилем.

Правительство ПСР по согласованию с коалиционным правительством в Израиле объявило, что на условиях взаимности назначит послов.

Условия Израиля для нормализации отношений включали «изгнание» элементов ХАМАСа и других движений «Братьев-мусульман» / «Ихван» в Турции. Критическое решение израильской администрации нормализовать отношения с Анкарой накануне досрочных выборов в стране можно интерпретировать как «удовлетворенность развитием событий в Турции».

Арабская пресса ранее писала и рисовала, что правительство ПСР нейтрализовало СМИ «Братьев-мусульман» в Турции во имя нормализации отношений с Египтом.

Вдобавок ко всему, политики ПСР почти «игнорируют» происходящее в Тунисе. Добавьте к этому сигналы от правительства ПСР о заключении мира с режимом Асада, решившего положить конец движению «Братья-мусульмане» в Сирии.

В новую эру международных отношений возможность политических движений ислама быть «актерами», кажется, полностью исчезает…».

На этом фоне, 26 августа с. г. турецкое издание Daily Sabah публикует интервью-статью со временным поверенным в делах Израиля в Турции под заголовком: «Посол: Турция и Израиль будут развивать отношения на хорошей и прочной основе». Цитируем:

«На этот раз мы стремимся строить наши отношения на хорошем, прочном фундаменте, который также является устойчивым и гибким, чтобы преодолевать вызовы, заявила временный поверенный в делах Израиля Ирит Лилиан после недавнего шага Анкары и Тель-Авива по нормализации отношений, подчеркнув, что связи с третьими странами не должны служить препятствием.

«Мы очень хорошо знаем, что кризис в нашем регионе существует — вопрос не в том, если, а в том, когда. Мы должны убедиться, что извержения не разрушат наши отношения и не повредят тому, что было достигнуто за последний год», — сказала Лилиан группе журналистов.

«В рамках этой перезагрузки отношений мы уделяем большое внимание механизму разрешения конфликтов», — сказала она, отметив, что этот механизм служит важным каналом диалога для устранения напряженности или кризисов между двумя странами, признав при этом, что он был для тестирования в последние несколько месяцев.

«Мы следим за тем, чтобы этот канал связи был активным, чтобы все объяснялось. Потому что наша главная задача, восстанавливая наши отношения, состоит в том, чтобы максимально способствовать миру, стабильности и безопасности в регионе».

Турция и Израиль закрепили сближение после десятилетия непростых отношений, объявив о планах по повторному назначению послов впервые за четыре года в результате процесса примирения, который продолжается с декабря (2021 года – И.С.).

Две региональные державы выслали послов в 2018 году из-за убийства 60 палестинцев израильскими войсками во время протестов на границе с Газой против открытия США. Посольство в Иерусалиме.

Визит в Турцию президента Израиля Ицхака Герцога в марте, за которым последовали визиты обоих министров иностранных дел, помог наладить отношения после более чем десятилетия напряженности.

Лилиан охарактеризовала связи между Турцией и Израилем как «отношения, которые могут содержать разногласия» и сказала, что есть несколько вопросов, по которым страны соглашаются не соглашаться.

Что касается назначения послов, Лилиан сказала, что дата не установлена, поскольку процесс остается неясным с точки зрения того, будет ли это политический кандидат или карьерный дипломат, а также из-за того, что Израилем в настоящее время руководит временное правительство.

Поэтому временный поверенный в делах заявил, что Турция и Израиль не могут назначать своих послов одновременно.

«Из-за выборов процесс в Израиле может затянуться».

Лилиан, однако, подчеркнула, что «даже принципиальное решение о возвращении послов является важным шагом в продолжении очень позитивной тенденции, которую мы наблюдали в течение этого года».

Лилиан также сказала, что посол Турции представит свои верительные грамоты в Иерусалиме, однако не указав, восточный или западный Иерусалим.

Отметив, что две страны провели несколько телефонных переговоров на высоком уровне и двусторонних визитов, Лилиан подчеркнула, что отношения между Турцией и Израилем продолжаются без перерыва уже почти 75 лет.

«Это исторические отношения. Были этапы, когда представительство было ниже, но отношения никогда не разрывались полностью».

Подчеркнув, что процесс сближения между Турцией и Израилем включает в себя также соглашения, Лилиан сказала, что помимо дипломатического канала также продолжается сотрудничество в области безопасности, что было продемонстрировано на фоне недавнего усиления иранских угроз в отношении израильских граждан.

В июне Израиль призвал своих граждан избегать Стамбула или возвращаться домой, если они — уже там, сделав рекомендацию от 30 мая против поездок в Турцию, сославшись на иранский план убивать или похищать отдыхающих израильтян. Однако, турецкая разведка предотвратила попытки терактов и в рамках этого произвела несколько арестов.

Отвечая на вопрос, был ли Иран заинтересован в нормализации отношений (Израиля – И.С.) с Турцией, Лилиан сказала, что, хотя есть несколько факторов, повлиявших на начало процесса, в основном это двусторонний процесс.

«Я думаю, что Израиль и Турция сходятся во взглядах на угрозы Ирана региональной безопасности. Я думаю, что ни одна страна не позволила бы третьей стране использовать террористические ячейки против туристов. Решимость турецких властей противостоять этим угрозам была очень впечатляющей, и мы очень благодарны за это», — добавила Лилиан.

Она заявила, что Израиль также возражает против СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий – прим.), ядерной сделки 2015 года между Ираном и шестью мировыми державами, Великобританией, Китаем, Францией, Германией, Россией и США, которую пытаются возобновить в ходе переговоров. «Это продвигает возможности и амбиции Ирана стать ядерной державой. Мы считаем, что это не послужит общей цели мира и стабильности в регионе».

Описывая Турцию и Израиль как «жертв обстоятельств», Лилиан сказала, что основной мотивацией сближения была попытка «повернуть колесо обратно к ситуации, в которой обе страны, которые исторически являются крупными игроками в регионе, сотрудничают».

«Взаимный интерес диктует обеим странам вернуться к отношениям, в которых может быть достигнут диалог», — сказала она, отметив, что внутренние процессы и выборы не должны нарушать связи.

«Если судить по цифрам, этот год будет очень успешным для туризма и возвращения израильских туристов в Турцию», — сказала Лилиан, добавив, что в течение примерно 10 лет граждане Израиля почти не приезжали в Турцию.

«Какими бы ни были наши политические отношения, на протяжении многих лет отношения между людьми всегда были очень сильными. Израильские туристы очень хотели вернуться в Турцию, и цифры говорят сами за себя — мы наблюдаем увеличение туризма почти на 300% по сравнению с прошлым годом», — сказала она, добавив, что это число, вероятно, будет расти и дальше.

«Двусторонний туризм имеет огромный потенциал, как и многие другие сектора, и тот факт, что израильтяне собираются вернуться сюда, является очень важной новостью для туризма и взаимных экономических связей, а также торговли».

Касаясь областей сотрудничества, Лилиан сказала, что потенциал огромен и что объем двусторонней торговли в прошлом году почти достиг 8 миллиардов долларов, а обе страны входят в первую десятку стран, когда речь идет о торговле.

«Очень скоро у нас состоится заседание Совместного экономического комитета в Израиле впервые с 2009 года, и мы увидим визиты министров экономики обеих сторон, среди прочих», — продолжила она.

Восстановление отношений также можно рассматривать в более широком контексте, уточнил поверенный в делах, заявив, что Израиль уже некоторое время налаживает отношения с мусульманским миром.

«Было бы неприемлемо представить себе ситуацию, в которой первая мусульманская страна, признавшая Израиль, а именно Турция, и такой важный лидер мусульманского мира, как Турция, не присоединились бы к этой тенденции», — сказала Лилиан.

Нормализация отношений с Турцией происходит через два года после подписания соглашений Авраама, в результате которых нормализовались отношения между Израилем, Бахрейном, Объединенными Арабскими Эмиратами и Марокко.

Турция также запустила процесс региональной нормализации в 2020 году, чтобы восстановить связи с отчужденными соперниками, сделав предложение Египту, ОАЭ, Израилю и Саудовской Аравии.

«Было бы естественно вернуть Турцию в этот круг, потому что она была локомотивом, который тянул поезд столько лет», — подчеркнула Лилиан, сказав, что очень рада, что отношения и диалог между лидерами достигли того уровня, который мы наблюдаем сегодня.

Подчеркнув свой оптимизм по отношениям, Лилиан также признала, что существуют постоянные препятствия с офисом ХАМАСа в Стамбуле, закрытия которого Израиль ожидает.

Группа сопротивления ХАМАС правит Газой уже 15 лет с момента захвата власти в 2007 году и участвовала в четырех войнах с Израилем. В то время как Израиль и западные страны рассматривают его как террористическую группу, многие палестинцы, с другой стороны, рассматривают эту группу как борцов за свободу, сопротивляющихся 55-летней военной оккупации Израилем земель, которые палестинцы хотят для своего будущего государства.

Официальный представитель ХАМАСа недавно заявил, что организация выступает против нормализации отношений между Турцией и Израилем».