- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Партийные войны Израиля: «русские» против «русских». Часть 3

 «Русские» амбиции и цена вопроса

В Израиле парламентские выборы проходят на основании «Закона о выборах в Кнессет», который основан на «Основном законе о Кнессете» и дополняет его, предоставляя подробные правила для осуществления указанных в нём прав, а также способы фактической реализации избирательной системы.  Закон так же обговаривает процедуру финансирования всей избирательной кампании и в частности подразумевает компенсацию расходов, всем партиям прошедшим в Кнессет, соразмерно количеству полученных ими мандатов.

В настоящий момент «стоимость» одного мандата оцениваться примерно 1,38 млн шекелей. Электоральный барьер в Кнессет с января 2019 года составляет 3,25% всех поданных на выборах законных голосов избирателей или 4 мандата.  То есть подразумевается, что  партия, набравшая минимум 4 мандата может получить компенсацию своих расходов в сумме 5,5 млн шекелей.

Как показывает практика, для прохождении в Кнессет партии, особенно впервые идущие на выбора, тратят как минимум в полтора раза больше. Еще ни разу, ни одна из вновь созданных партий, идущих на выборах не с таким бюджетом, не только не выигрывала выборы, но даже не приближалась к заветному электоральному барьеру.
С другой стороны, цена одного мандата в голосах в последние годы колеблется от 35 до 40 тысяч голосов. То есть , чтоб пройти в Кнессет необходимо получить как минимум 140 тысяч голосов. К примеру на выборах в Кнессет 21-го созыва в апреле 2019 года партия «Ямина» под управлением Нафтали Беннета набрав 138 598 голосов в Кнессет не прошла.

Однако в Израиле, есть много амбициозных активистов желающих, хоть как-то заявить о себе и они создают как «русские» , так и не «русские» партии, с бюджетами в несколько десятков тысяч шекелей и идут на выборы, получая традиционно от 0,01% до 0,2% голосов избирателей.

В то же время как минимум четверть депутатов попавших в Кнессет по партийным спискам, из-за повышенных амбиций, связанных обычно с неполучением министерских должностей, начинают проявлять недовольство и либо переходят в другие партии, либо создают новые партии и фракции.

Кнессет 17-го созыва

Кнессет 17-го созыва был избран в марте 2006 года и партия НДИ набирает 11 мандатов. В список партии включено трое израильтян. В то время против Либермана была начата компания дискредитации и судебных расследований и скорее всего он, для усиления своей позиции, в списке НДИ забронировал третье место за экс-заместителем главы ШАБАКа Исраэлем Хасоном, а восьмое место за бывшим заместителем генерального комиссара полиции Ициком Аароновичем.

Однако уже в 2008 году Исраэль Хасон объявил о своем переходе из НДИ в партию «Кадима. На пятом месте в списке партии  была   активиста поселенческого движения, которая запомнилась лишь скандалом в 2007 года, когда выяснилось, что она видимо для «солидности» приписала себе диплом о высшем образовании.

Партия Ликуд была представлена двумя «русскими» представителями : Н.Щаранским, который потом вышел из Кнессета, передав свое место М.Сододкиной и Ю.Эдельштейном.

После выхода из партии НДИ и создания партии «Кадима» в 2005  к ней присоединилась партия «Алия» во главе с М.Нудельманом. Получив в партийном списке партии «Кадима» 27 место Нудельман становиться депутатом Кнессета. Так же депутатом становиться Солодкина покинувшая Ликуд  вместе с Шароном и занявшая в партийном списке партии «Кадима» 8 место.

Кнессет 18-го созыва

На выборах в Кнессет в 2009 году партия НДИ набирает 15 мандатов В составе списка лишь половина «русских», остальные различного уровня местные политики. 5 депутатов от партии становятся министрами.

В партии Ликуд вновь было два «русских» представителя  Ю.Эдельштейн и З.Элькин. В списке партии «Кадима», две представительницы «русской» улицы Н.Абисадзе и Ю.Шамалова-Беркович так же становятся депутатами Кнессета.

Бывший депутат от партии «Кадима» М.Нудельман пошел на выборы самостоятельно, возглавляя партию  «Исраэль митхадешет» («Обновлённый Израиль»), которая не получила минимального количества голосов.

На выборы так же шла партии «Ха-Исраэлим» (Израильтяне) основной целью была защита интересов русскоязычных граждан Израиля, но партия не прошла в Кнессет, набрав 0,03 %. 

Кнессет 19-го созыва

В преддверии выборов в Кнессет 19-го созыва Ликуд и НДИ договорились идти на выборы совместным списком. Однако опыт оказался неудачным и суммарно две партии взяли значительно меньшем , чем могли взять порознь. Партия НДИ получает 12 мандатов, и среди них 7 «русских» депутатов.

На этих выборах впервые появляется партия «Еш атид» («Есть будущее»), которая сразу набирает 19 мандатов и в ее списке два «русских» депутата.

Партия Ликуд вновь представлена двумя «русскими» депутатами.

Было так же две «русские» партии, подавшие заявки на участие в выборах в Кнессет 19-го созыва. Снова на выборы шла партия «Ха-Исраэлим», но с другим составом. Первым номером в списке партии стоит журналист Давид Кон, около 10 лет ведший передачи на русскоязычном израильском телеканале «Израиль плюс». Показав самый «лучший» результат среди всех непрошедших в Кнессет «русских» партий и набрав почти полмандата, партия «Ха-Исраэлим» в Кнессет не прошла.

Бывшая депутат Кнессета от партии «Кадима» Юлия Шамалова-Беркович, не получив проходного места в партийном списке, ушла и зарегистрировала партию «Мифлегет калькала» («Партия экономики»), которая так же набрала мизерное число голосов.

            Кнессет 20-го созыва

Досрочные выборы в Кнессет 20-го созыва прошли 17 марта 2015 года. Партия НДИ вновь идет самостоятельно и набирает только 6 мандатов, при этом 4 из них принадлежат израильтянам, взятыми как всегда Либерманом, для  придания солидности партийному списку. И хотя в итоге Либерман получил пост министра обороны в партии сразу начался скандал. Депутат Орли Леви, во время переговоров о присоединении партии к правящей коалиции, поняв, что ее не хотят назначить министром, объявила о своём выходе из НДИ, но формально осталась членом фракции. А уже в сентябре 2015 года депутат Шарон Галь на заседании фракции НДИ сообщил о своем решении уволиться с депутатской должности и вернуться в журналистику. Четвертый номер в списке НДИ мэр города Илан Шохат сразу после выборов объявил , что  решил остаться мэром и не стал принимать присягу члена Кнессета. «Благодаря» всем этим потрясениям в Кнессет от партии НДИ вошли еще два «русских» депутата.

При этом в трех израильский партиях есть «русские» кандидаты и все партии открывают дополнительные штабы для работы на «русской» улице. В итоге в Ликуде снова два «русских» депутата, в «Еш атид» и в «Кулану» по одному.

            Кнессет 21-го созыва

Выборы в Кнессет 21-го созыва были проведены досрочно 9 апреля 2019 года. Просуществовав всего пять месяцев  30 мая Кнессет проголосовал за самороспуск.

В Ликуде снова два «русских» депутата , в «Еш атид» один. Партия НДИ шла самостоятельно и взяла всего 5 мандатов.

В этот раз в выборах участвовали аж 39 списков,  а прошли 11. Среди не прошедших  значилось еще две «русские» партии: «БЕТАХ — Социальная безопасность во главе с Семёном Графманом». Лидер — Семён Графман. «Квод ха-Адам» («Человеческое достоинство»). Лидер — Аркадий Пугач. Они не набрали и тысячи голосов.

Ликуд взявший 35 мандатов, мог сформировать правую коалиции, но произошёл скандал, которого никто не ожидал. Формируя коалицию Нетаньяху, был уверен, что Либерману с 5 мандатами не куда деваться и НДИ беспрекословно войдет в коалицию, получив хоть какое-то министерство. Возможно понимая это, Либерман стал в позу и потребовал утвердить законопроект о призыве ортодоксальных иудеев в израильскую армию, принятый в предварительном чтении еще предыдущим Кнессетом без изменений. Религиозные партии отказались при таком варианте входить в коалицию. И несмотря на все уговоры и давления Либерман настоял на своем и Нетаньяху досрочно, для того, чтобы президент страны Реувен Ривлин не смог поручить формирование правительства другому депутату проголосовал за роспуск Кнессета.

С того момента в Израиле началась череда досрочных выборов , без утверждения нового правительства.

Партия НДИ, оставаясь единственной «русской» партией, участвуя во всех последующих выборах в Кнессет набирает от 5 до 8 мандатов и как минимум треть, а то и более депутатов в ее списке не «русские» представители, при это базовый электорат партии в основном русскоязычные граждане страны.