- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О нарастающей напряженности в отношениях между ФРГ и Турцией

На текущей неделе германские СМИ опубликовали статистику, свидетельствующую о росте отказов гражданам Турции в получении виз для въезда в ФРГ. Для сравнения, если в 2014 г при почти 200 тыс. поданных на рассмотрение пакетов документов количество отказов было ниже 6 %, то в прошлом году из 129 тыс. обращений уже 19 % не получили одобрения. В текущем году эта цифра дополнительно увеличилась на 1 %. Считается, что виной тому неблагоприятная экономическая ситуация в Турции, а также нарушения прав человека, которые последовательно критикуются ЕС. Как следствие, в таких условиях высок риск, что туристы могут быстро превратиться в мигрантов, увеличивающих нагрузку на бюджет страны, еще не решившей вопрос с афганцами, включая местных сотрудников, которых Бундесвер обещал вывезти.

В начале июля для решения проблемы дефицита рабочей силы в аэропортах, фактически парализующих их нормальное функционирование, было решено привлечь порядка 2 тыс.  граждан Турции в качестве временных сотрудников, прежде всего для обработки багажа. Федеральное правительство при этом брало на себя обязательства убрать все возможные бюрократические барьеры и оперативно выдавать визы и разрешения на трудоустройство. При этом данная мера была анонсирована Берлином как элемент поддержки авиационного сектора, восстанавливающегося после коронавирусных локдаунов. Хотя ряд турецких обозревателей увидел в таком шаге повторения 1961 г., когда турецко-германское соглашение о найме привело к постоянной смене места жительства работников и членов их семей.

Проблемы в организации приезда временных турецких рабочих начались практически сразу.

После обращений журналистов из Германии за комментариями к турецкой стороне от представителей правительственных кругов до фирм, оказывающих визовое сопровождение лицам, желающим работать за рубежом, выяснилось, что никакой официальной информации из ФРГ они не получали. Как стало известно на днях, из ранее заявленных 2 тыс. человек в реальности приехать смогут только 60, которых планируется нанять в аэропорты Мюнхена и Нюрнберга. Официальной причиной фактического отказа от инициативы считается то, что кадровую брешь все же удалось закрыть при помощи самих немцев, в то время как персонал необходим и самой Турции, особенно в разгаре курортного сезона. Вместе с тем среди турок был зафиксирован повышенный интерес к таким вакансиям, что в значительной степени было обусловлено более высокой зарплатой. В результате, как полагает ряд обозревателей, в действительности правительство слишком долго завершало все согласительные процедуры, а бюрократические барьеры, в том числе в вопросе выдачи виз не были устранены.

Приведенные выше примеры кризисных явлений весьма показательны, поскольку нарушают связи между людьми, которые в определенной степени помогают сохранить отношения на фоне политико-дипломатических трудностей. Последние в настоящий момент также заметны довольно отчетливо, что продемонстрировал последний визит в Анкару министра иностранных дел Германии А.Бербок, состоявшийся в конце июля. В Турции глава федерального внешнеполитического ведомства пообщалась с представителями оппозиции, напомнила властям о деле О.Кавалы, приговоренного весной нынешнего года к пожизненному заключению, а также вступила в открытый конфликт со своим контрпартнером М.Чавушоглу.

«Зеленый» министр, посещая накануне общения с турецким коллегой Грецию, сделала там заявление, в котором утверждала, что «Греческие острова являются греческой территорией, и никто не имеет права сомневаться в этом». Высказывания о суверенитете были восприняты турецкими властями как одобрение размещения там военных. В итоге на совместной пресс-конференции М.Чавушоглу отметил, что Германия «не должна участвовать в провокациях и пропаганде, особенно на стороне Греции и греческой части Кипра». Завершился приезд А.Бербок и вовсе критикой общения Р.Т.Эрдогана с президентом РФ В.В.Путиным, поскольку такие шаги представляют собой, с ее точки зрения, «вызов» для Запада. При этом когда журналисты попросили федерального министра пояснить эту позицию, она сослалась на то, что озвучила не официальную линию, а исключительно свое собственное мнение, в то время как в действительности подобная коммуникация воспринимается как посреднические усилия и помогает Берлину уточнять подходы Москвы. Последним даже в германских СМИ А.Бербок спровоцировала возражения относительно методов ведения переговоров.

В целом отношения Германии и Турции выглядят довольно напряженными, хотя сами стороны пока все стремятся скрыть данный факт. Надо сказать, что данная ситуация была прогнозируема. Еще на стадии федеральных выборов Турция, ранее старавшаяся дистанцироваться от выражения симпатий к кандидатам, отрыто встала на строну представителя ХДС/ХСС А.Лашета, который открыто заявлял о намерении восстановить прежний диалог между Анкарой и Берлином, а также отказаться от автоматического увязывания работы с республикой на европейском и ближневосточном треках. Еще более примечательно то, что предпочтительным канцлером А.Лашет был и для Израиля, который теперь также  испытывает определенные сложности в общении с коалицией О.Шольца.