- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильско-китайские отношения в эпоху стратегического соперничества великих держав. Часть 3

Инвестиции Китая в израильскую экономику

Израиль является уникальной страной для китайских инвестиций, поскольку он согласуется с BRI и китайскими целями по улучшению своего внутреннего высокотехнологичного сектора. Эта комбинация означает, что китайское правительство поощряет строительные и технологические компании работать в Израиле. Эти инвестиции в Израиль продвигают структуру BRI и более широкие долгосрочные цели КНР по укреплению своих позиций и роли в регионе и соединению с Европой. КНР вложила значительный капитал и ресурсы в инновации, технологии, венчурный капитал, сельское хозяйство, инфраструктуру и строительные проекты и заняла влиятельные позиции в основных отраслях промышленности Израиля .

Действительно, после нормализации дипломатических отношений между Китаем и Израилем произошло резкое расширение экономических связей. По данным Центрального статистического бюро Израиля (CBS), в 2013 году товарооборот между Израилем и Китаем составил 8,22 млрд долларов, а в 2021 году эта цифра увеличилась почти вдвое. Несмотря на неудачи из-за пандемии COVID-19 и противодействие общемировой тенденции, китайско-израильская двусторонняя торговля в прошлом году увеличилась до 15 млрд долларов: израильский экспорт в Китай вырос до 4,3 млрд долларов, а импорт увеличился до 10,7 млрд долларов .

Частные компании и венчурные фонды являются основными инвесторами в сектор высоких технологий, некоторые из них служат инвестиционными подразделениями гигантских корпораций. И наоборот, китайские инвестиции в не высокотехнологичные секторы поступают в основном от государственных предприятий (ГП), которые в основном сосредоточены на инвестициях в инфраструктурные проекты. В то же время китайские инвестиции не составляют существенной доли иностранных инвестиций в израильскую экономику. Они относительно низки по сравнению с инвестициями западных компаний и составляют менее 10% иностранного капитала, вложенного в Израиль.

По данным China Global Investment Tracker (2021), инвестиции и строительство Китая в Израиле с 2013 по 2021 год достигли 13,2 млрд долларов. Ключевыми секторами инвестиций являются высокие технологии на сумму 4,4 млрд долларов, сельское хозяйство на 2,9 млрд долларов и транспорт на 4 млрд долларов. Более того, китайские инвестиции, особенно в высокотехнологичный сектор, действительно демонстрировали прогрессивный рост количества и масштабов, особенно в период с 2014 г. до своего пика в 2018 г. Тем не менее, в период с 2019 по 2020 г. китайские инвестиции снова сократились. Китай замедлил свое проникновение в израильскую экономику, как и везде.

Инвестиции в сферу высоких технологий

Несмотря на нехватку природных ресурсов и сложные геополитические условия, Израиль стал мировым центром науки, технологий и инноваций. Более тысячи израильских компаний работают в Китае, стремясь использовать его производственные мощности. Китай, который стремится преобразовать свою экономическую модель с модели, основанной на производстве, на модель, основанную на инновациях и росте производственной цепочки, заинтересован в передовых израильских технологиях и стремится извлечь уроки из его успеха в качестве инновационной модели.  Китайские компании ищут передовые технологии, которые могут дополнить сильные стороны страны как растущей инновационной державы, в то время как израильские компании ищут возможности для расширения рынка. И как считается эти инвестиции будут расти.

Репутация Израиля как страны стартапов делает его особенно привлекательным для китайских инвестиций в технологии. КНР рассматривает Израиль как модель быстрого создания инновационного центра, что соответствует цели Пекина по развитию собственного инновационного потенциала. Подавляющее большинство китайских инвестиций и слияний и поглощений в Израиле были в технологическом секторе (на сумму около 9,138 млрд долларов). Наиболее значительные активы находятся в секторе наук о жизни (биотехнологии, медицинские технологии, фармацевтика и биохимия), за которыми следуют инвестиции в разработку программного обеспечения и ИТ-компании. КНР также инвестирует в компании в интернет-секторе, чипах, коммуникациях и полупроводниках.

Китай также начал сосредотачивать свои инвестиции на технологических стартапах в Израиле. За последние два десятилетия Пекин стал источником финансирования израильских высокотехнологичных предприятий; особенно начиная с 2014 года, наблюдался рост китайских инвестиций в Израиле как по количеству сделок, так и по их стоимости. Инвестиции в израильские высокие технологии с 2007 по 2020 год составили 9,1 млрд долларов. Эти инвестиции достигли своего пика в 2018 году, а затем пошли на убыль. Более того, израильские компании часто опасаются, что их сотрудничество с Китаем может привести к тому, что они будут занесены в черный список на американском рынке из-за чувствительности США к технологическому сотрудничеству с КНР, даже если речь не идет о технологиях, связанных с обороной.

Baidu, Qihoo 360, Lenovo, Ping An и другие известные китайские научно-технические компании инвестируют в израильские фонды науки и техники. Однако, в отличие от данных об иностранных инвестициях в Израиль в нетехнологических секторах, суммы, вложенные в высокотехнологичную отрасль, не всегда видны и сообщаются, а часто включаются в общую сумму инвестиций, сделанных несколькими разными инвесторами в рамках одного раунда, подвергая сомнению полную и точную картину китайских инвестиций в израильские высокие технологии. Таким образом, китайские инвестиции в израильский сектор высоких технологий могут быть значительно выше задокументированных цифр.

Снижение количества и размера сделок между двумя странами указывает на то, что китайские компании осторожно инвестируют за рубежом. Китай, возможно, охладил свои инвестиции в Израиль из-за понимания растущего давления США с целью критической оценки инвестиций в Израиль со стороны Пекина, а также учитывая решение Израиля создать механизм для мониторинга иностранных инвестиций в его экономику. Кроме того, новые правительственные инвестиционные ограничения на вывод капитала из Китая и усиленный контроль Коммунистической партии за инвестициями и приобретениями за рубежом, а также снижение ликвидности капитала ограничивают доступ к возможным источникам финансирования для инвестиций за рубежом.

Китайские компании также инвестировали в израильские фирмы венчурного капитала (например, JVP, Pitango, OurCrowd, Catalyst, Canaan Partners, Viola Ventures и Singulariteam). Многие из этих венчурных компаний (Tnuva, ThetaRay, Kaymera, Toga Networks, HexaTier, Rainbow Medical и Copyleaks) сосредоточены на инвестировании в другие израильские компании, занимающиеся инновациями в областях конфиденциальных или потенциально двойных технологий, таких как искусственный интеллект, кибербезопасность и робототехника.

Инвестиции в сельское хозяйство и промышленность

Сельское хозяйство было одной из наиболее важных целей китайских инвестиций, объем которых в период с 2011 по 2018 год составил примерно 5,3 млрд долларов. Вместе с высокими технологиями на эти два сектора приходилось примерно 87% от общего объема китайских инвестиций в израильскую экономику. Кроме того, инвестиции, связанные с сельским хозяйством, включали жизненно важный технологический компонент, поскольку они были сосредоточены на агротехнологиях. В сельском хозяйстве объем инвестиций обусловлен приобретением компании ChemChina компании Adama за 2,8 млрд долларов .

Растущие приобретения и инвестиции КНР в ключевые отрасли промышленности Израиля являются одним из основных столпов обмена технологическими инновациями и сотрудничества в рамках BRI. За последнее десятилетие китайские компании приобрели несколько ключевых израильских производств («Тнува», «Махтешим-Аган», «Шахал» и «Ахава»). Китай инвестирует миллиарды долларов в израильский рынок возобновляемых источников энергии, очистки воды, медицинского оборудования, связи и сельского хозяйства. Эти инвестиции варьируются от прямых инвестиций до договоренностей о сотрудничестве с израильскими фирмами венчурного капитала или совместных усилий по привлечению капитала с другими инвесторами и предприятиями. Многие китайские сделки направлены на повышение производительности, выход на зарубежные рынки и улучшение технологических возможностей или управленческих навыков.

В то время как крупные инфраструктурные проекты, передовые технологии и инновации были основой, на которой процветали китайско-израильские экономические отношения в последние годы, другие секторы его экономики определяют долгосрочные двусторонние экономические и политические отношения. С момента создания Инновационного всеобъемлющего партнерства торгово-экономическое сотрудничество между обеими сторонами расширилось. Тем не менее, основная цель структуры BRI состоит в том, чтобы активизировать экономическое сотрудничество с Израилем за счет расширения торговли и связей между людьми.