- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Как эксперты из Германии оценивают перспективы эскалации ливийского конфликта

Внешняя политика ФРГ в последние несколько месяцев характеризуется практически тотальной сфокусированностью на ситуации на российско-украинском треке. Даже если представители правительства т.н. «коалиции светофор» во главе с О.Шольцем посещают Большой Ближний Восток, то их общение там сконцентрировано либо вокруг самой этой темы, либо посвящено перспективам сотрудничества в энергетической сфере, которая вытекает из-за проса заменить российские ресурсы. При этом в стороне остается один из основных, как минимум в региональных масштабах, приоритетов работы кабинета А.Меркель – т.н. Берлинский процесс, задуманный для урегулирования конфликта в Ливии. В условиях нарастающей в североафриканской стране напряженности эксперты          из ФРГ старательно пытаются привлечь внимание к обостряющейся там ситуации, требующей реакции федеральной республики.

В последние дни августа в Триполи вновь начались столкновения между противоборствующими лагерями – сторонниками премьер-министра Правительства национального единства Ливии Абдель Хамида Дбейбы и Фатхи Башаги, который был избран Палатой представителей. Их жертвами, по данным германских СМИ, оказались, по меньшей мере, уже 32 человека и еще около 160 пострадали. Произошедшее, как отмечают обозреватели, может стать почвой для более масштабной эскалации насилия, вновь рискующей полностью дестабилизировать страну, которая так и не вышла из кризиса. Понимают это и в Миссии ООН в Ливии, выпустившей обращение с призывом «немедленно прекратить боевые действия».

С оценкой указанных событий выступило сразу несколько экспертов из Германии. Так, сотрудник Фонда науки и политики (SWP) В.Лахер написал в социальных сетях на днях, что речь идет о «бесконечной истории», причину которой он видит в нестабильности любых коалиций в Ливии. По его мнению, «вооруженные группировки, оказавшиеся по одну сторону во вчерашних боях в Триполи, завтра столкнуться из-за территорий, позиций и бюджетов. Фракции, вчера выступавшие за Дбейбу, завтра бросят ему вызов».

В подготовленной еще в июне этого года статье[i] [1], написанной на основе визита североафриканскую страну в начале того же месяца, В.Лахер более подробно раскрыл свои позиции, а также высказал озабоченность тем, что Запад не предпринимает никаких усилий. По мнению эксперта SWP, причина текущей эскалации состоит в «кризисе легитимности», возникшем после того, как «Башага и Дбейба вернули Ливию к состоянию разделения между соперничающими администрациями, которое преобладало с начала гражданской войны в 2014 году до формирования правительства Дбейбы». Поводом же для этого послужил срыв назначенного на декабрь прошлого года голосования. Более того, как полагает В.Лахер, Ф.Башаге в определенной степени было выгодно создать именно альтернативное правительство, «основная функция которого состоит в том, чтобы давать фракциям обогащаться». В результате суть указанного выше кризиса легитимности заключается в том, что, один премьер-министр утратил легитимность из-за срыва голосования, в то время как второй не сумел ее приобрести по причине выбранного способа пребывания у власти.

Говоря о дальнейших сценариях развития событий, В.Лахер считает ошибкой, в том числе стран Запада продолжать рассуждения, что усталость от конфликта как такового сдержит насилие. В реальности, эксперт придерживается версии, что новая эскалация является «путем наименьшего сопротивления» для каждой из сторон. Собственных вариантов урегулирования противоречий эксперт SWP не предлагает, однако четко указывает на несколько значимых обстоятельств. Первое из них – «отсутствие площадки для переговоров». Второе – сами ливийцы, как он понял, находясь в стране, в том числе выходцы из политических кругов, склонны думать, что окончание конфликта возможно только с уходом командующего ЛНА Халифы Хафтара. Есть еще один, как кажется, довольно неприятный вывод В.Лахера для самой Германии. Заключается он в том, что предшествовавшее текущим событиям относительное спокойствие стало результатом, как пишет эксперт, того, что «турецкое и российское военное присутствие установило баланс сил».

Приведенное мнение не единственное высказанное в таком духе суждение представителя аналитических кругов ФРГ. Так, Т.Фольк из Фонда К.Аденауэра (KAS), тоже говорит о высокой вероятности новой вспышки насилия, сдержать которую пока пытаются посреднические усилия ООН и Египта. Кроме того, как и коллега из SWP, эксперт KAS указывает на влияние России в регионе в целом и в Ливии в частности. С его очки зрения, возможна попытка дестабилизации Ливии, поскольку страна выступает в данном случае как своего рода ключ к проникновению в Европу, под чем вероятно скрывается намек на новые потоки мигрантов. Как следствие, Т.Фольк приходит к выводу, что одной только политики «мягкой силы» будет недостаточно, а Европа должна перейти к более активным шагам, чем оказание т.н. помощи в целях развития.

Таким образом, можно говорить о том, что экспертное сообщество Германии, во-первых, считает реальным риск ухудшения ситуации в Ливии, а во-вторых, пусть и косвенно, но рассматривает в качестве одной из причин развития событий по негативному сценарию бездействие Запада. Впрочем, работу собственных властей аналитики комментировать избегают, хотя ФРГ при А.Меркель взяла на себя функции гаранта дипломатических усилий по урегулированию конфликта, а в коалиционное соглашение, положенное в основу правительства О.Шольца, был внесен пункт о поддержке шагов по стабилизации Ливии «в рамках текущих усилий ООН и Берлинского процесса».

В-третьих, эксперты из Германии, как кажется, пытаются в определенной степени мотивировать или подтолкнуть федеральное правительство действовать более активно на ливийском треке. Для этого в частности, в своих рассуждениях они обращаются к роли России. Действенность данного аргумента, однако, пока вызывает сомнения, что связано главным образом с неопределенностью Берлина относительного дальнейшего присутствия в Африке в целом и в очагах региональной напряженности в частности. Определяющим фактором здесь, как кажется, является принятие окончательного решения о продолжении развертывания Бундесвера в Мали, а оно, в свою очередь, попало в зависимость от оценок эффективности итогов присутствия и последствий поспешной эвакуации из Афганистана, а также определенных разногласий между Министерством обороны и Министерством иностранных дел, по-разному относящихся к развертыванию за  рубежом.

[i] [2] Lacher W. Libya’s escalating power struggle // New Lines Magazine. URL: newlinesmag.com/reportage/libyas-escalating-power-struggle/