- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле перспектив и последствий возможного заключения «ядерной сделки» с Ираном. Часть 6

В израильском военно-политическом руководстве выступают против возвращения к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД, ядерной сделке), подписанному с Ираном в 2015 г. постоянными членами СБ ООН и Германией с целью преодолеть кризис вокруг иранской ядерной программы, ограничить ее в обмен на снятие антииранских экономических санкций. В Израиле предупреждают, что ядерная программа Ирана значительно расширилась с 2018 г., после того, как президент США Дональд Трамп вышел из СВПД. Там уверены в том, что Иран стремится создать ядерную бомбу, и опубликовали разведданные, которые, как утверждается, раскрывают иранскую программу создания ядерного оружия. Тегеран отрицает, что его программа носит военный характер, хотя в последнее время он обогащает уран до уровней, которые, как заявляет ряд деятелей на международной арене, не могут быть использованы в гражданских целях.

Оказать влияние на переговорный процесс с Ираном по ядерному соглашению пытается израильское лобби в США. Американо-израильский комитет по связям с общественностью начал активную кампанию против заключения новой ядерной сделки с Ираном[i] [1].

На сайте AIPAC опубликован документ, в котором подробно излагается позиция организации по ведущимся переговорам с Ираном, «некоторые из самых больших ее опасений» и ставятся вопросы, при этом отмечается, что это делается не на основании окончательного текста соглашения, которое появится только в случае его заключения.

Тем не менее, первое, что беспокоит AIPAC, это то, что новая сделка будет «более краткосрочной и слабее первоначального СВПД из-за отмены ограничений и продвижения Ирана в его возможностях по обогащению урана». «По сути, мы [имеется в виду США и, наверняка, Израиль – здесь и далее прим. автора] будем платить больше, а получать меньше». Чтобы этого не произошло, AIPAC предлагает не делать ошибки и попытаться прийти к «более длительному и прочному соглашению, которое необходимо по словам самого президента Байдена».

Во-вторых, утверждается, что «Россия будет играть важную роль в выполнении и обеспечении выполнения этого соглашения». В AIPAC предлагают администрации Байдена ответить на вопрос: «Как США смогут гарантировать, что Россия и президент Путин не получат выгоды [от новой сделки] в финансовом, военном или стратегическом плане?».

В-третьих, «главный нерешенный вопрос заключается в том, будет ли завершено расследование МАГАТЭ прошлой нераскрытой ядерной деятельности Тегерана, и если да, то каким образом. Иран требует от МАГАТЭ в рамках соглашения прекратить расследование. Будет ли в это соглашение включено требование к Ирану правдиво ответить на вопросы Агентства, прежде чем произойдет снятие санкций? Или мы согласимся закрыть дело, не понимая всего масштаба незаконной деятельности Ирана?» – задаются вопросом в AIPAC.

В-четвертых, в AIPAC утверждают, что «сделка предоставит ведущему в мире государству-спонсору терроризма не менее 100 млрд долларов в год». Ставится вопрос – «есть ли смысл давать Ирану миллиарды, ведь он замышляет убийство американцев, нападает на американские войска и их союзников, а также поддерживает террористические организации в регионе?»

В-пятых, исходя из того, что «Конгресс никогда не был пассивным игроком в политике Ирана», в AIPAC настаивают на том, что «члены Конгресса должны сейчас сыграть важную роль, выражая свое мнение по этим опасениям и требуя, чтобы администрация ответила на их вопросы».

В документе AIPAC приводится позиция Израиля, озвученная премьер-министром Яиром Лапидом, который решительно выступил против обсуждаемой сделки с Ираном: «Израиль не выступает против любого соглашения. Мы против этого соглашения, потому что оно плохое. <…> Это дало бы Ирану сто миллиардов долларов в год. На эти деньги не будут строиться школы или больницы. Это сто миллиардов долларов в год, которые будут использованы для подрыва стабильности на Ближнем Востоке и распространения террора по всему миру».

Позиция самого AIPAC заключается в «глубокой обеспокоенности тем, что обсуждаемая сделка подорвет интересы безопасности США и их союзников». Аргументы приводятся следующие.

— «Сделка, которая выгодна России и Путину, — плохая сделка».

— «Сделка, которая более краткосрочная и слабее, должна быть неприемлемой».

— «Сделка, которая позволяет иранцам избежать ответственности за их нерасследованные действия в ядерной сфере и финансирует террористическую деятельность Ирана, не сделает мир более безопасным».

В AIPAC полагают, что «новое соглашение обеспечит резкое ослабление санкций, одновременно введет ядерные ограничения, сроки которых быстро истекут и оставят Ирану больше ядерной инфраструктуры, чем это предусматривалось в СВПД».

Сравнение условий СВПД от 2015 г. с новой сделкой заставляет AIPAC опасаться того, что новое соглашение приближает иранцев к ядерной бомбе. Отмечается, что «по оценкам администрации, Иран может произвести расщепляющийся материал для ядерного оружия менее чем за шесть месяцев, что намного меньше, чем годичный срок, предусмотренный в первоначальном СВПД». К тому же «срок действия всех ограничений на обогащенный уран, ключевой компонент ядерной бомбы, истекает всего через восемь лет. Соглашение не будет продлевать срок действия ограничений, зафиксированных в СВПД от 2015 г. Ограничения на производство передовых центрифуг будут сняты почти через год». Более того, предполагается, что «Ирану будет разрешено оставить все передовые центрифуги, которые он установил в нарушение условий СВПД. Машины будут просто отключены и помещены на хранение. Ни одна из них не будет демонтирована, что позволит Ирану быстро увеличить обогащение в любое время на свое усмотрение».

В AIPAC считают, что «сделка значительно облегчит санкционный режим против Ирана и одновременно ослабит ограничения на его ядерную программу. Иранцам потребуется меньше времени для прорыва [к созданию ядерной бомбы], что ограничивает возможности для выявления и реагирования на будущие нарушения со стороны Ирана, препятствуя любому значимому международному ответу».

Вывод – «новая сделка просто отсрочит ядерную программу Ирана. Она не решает проблему и в конечном итоге затрудняет достижение «более длительного и прочного» соглашения, которое, по словам президента Байдена, необходимо для предотвращения приобретения Ираном ядерного оружия».

В AIPAC опасаются, что тем временем произойдет «усиление Путина за счет Америки и ее союзников». «Россия получит финансовую, военную и стратегическую выгоду от сделки. Более того, соглашение, как сообщается, наделяет президента России Путина полномочиями главного судьи в отношении того, соблюдает ли Америка соглашение. Это наделяет невероятной силой актора, который не раз доказывал свою враждебность к американским интересам». Отмечается, что «согласно сделке, Иран будет поставлять избыток обогащенного урана в Россию. После этого Путин сможет отправить материалы обратно в Иран, если решит, что США не соблюдают условия сделки». Таким образом, «Россия получает огромное стратегическое влияние на США, поскольку это может в одночасье сократить Ирану время для создания ядерной бомбы до нескольких недель».

В AIPAC указывают на то, что «Иран давно использует Россию для уклонения от международных санкций. Поскольку [в случае заключения ядерной сделки] санкции с Ирана будут сняты, он предоставит России новый и важный канал для уклонения от наложенных на нее международных санкций в результате вторжения на Украину».

«Резолюция 2231 Совета Безопасности ООН позволяла США в одностороннем порядке возобновлять санкции ООН в отношении Тегерана, если в Вашингтоне решали, что он нарушает СВПД. Срок действия этих полномочий истекает всего через три года, после чего для повторного введения санкций ООН против Ирана потребуется одобрение России и Китая, что даст этим противникам значительные стратегические рычаги воздействия на Америку и ее союзников», – говорится в документе AIPAC.

Исходя из того, что «Иран уже поставляет России боевые дроны для применения на Украине», в AIPAC опасаются, что «новое соглашение позволит Ирану увеличить свое военное производство и усложнит США задачу помешать России покупать иранское оружие для убийства украинцев».

Вывод заключается в том, что «соглашение с ведущим мировым государством-спонсором терроризма — Ираном — не должно приносить пользу ведущему в мире разжигателю войны — России».

В AIPAC настаивают на том, что расследование МАГАТЭ в отношении Ирана должно «завершиться успешно», тогда как «один из ключевых вопросов в ходе ведущихся переговоров между Ираном и США в Вене заключается в том, следует ли и каким образом прекратить расследование МАГАТЭ в отношении нераскрытой иранской деятельности в ядерной сфере». Речь идет о проводимом Агентством расследовании обнаруженных ядерных частиц на трех ранее секретных объектах в Иране. Тегеран обусловливает заключение сделки закрытием расследования, тогда как в AIPAC называют это «весьма проблематичным». Объясняется это тем, что «до сих пор не до конца понятно, что Иран делал на рассматриваемых объектах», «где в настоящее время находятся материалы и оборудование с этих участков» и «нет уверенности в то, что Иран не продолжает тайно заниматься запрещенной деятельностью». Отмечается, что «преждевременное закрытие расследования серьезно подорвет доверие к МАГАТЭ. Агентство требует ответов, и если стране будет просто позволено отказаться от сотрудничества с ним, это нанесет ущерб его способности решать будущие проблемы в других странах».

В AIPAC настаивают на том, что «в 2015 г. в соответствии с СВПД и связанной с ним дорожной картой МАГАТЭ — Иран расследование возможных военных аспектов иранской программы было прекращено преждевременно. Последующее обнаружение секретного ядерного архива Ирана в 2018 г. доказало, что это решение прервало критически важное расследование масштабной ядерной программы Ирана». Следовательно, «США должны проявить твердость и не допустить повторения истории. Америка должна поддержать расследование МАГАТЭ нераскрытой ядерной деятельности Ирана и отвергнуть любые попытки оказать давление на Агентство, чтобы оно закрыло расследование до того, как получит полные и достоверные ответы на поставленные им вопросы».

Ожидается, что при любом варианте соглашения снятие санкций с Ирана приведет к тому, что он начнет получать более 100 млрд долларов в год. Эта сумма складывается из увеличения доходов от продажи нефти, возобновления доступа к валютным резервам и общего улучшения экономики страны. В AIPAC не сомневаются, что «последствия того, что такие большие деньги перетекут в Иран, будут серьезными».

Произойдет активизация террористической деятельности, т.к. «Иран, несомненно, будет использовать ослабление санкций для продвижения своей террористической программы». В AIPAC ставят вопрос – «как США планируют реагировать на то, что Иран воспользуется ослаблением санкций для возобновления попыток убийства американцев, нападений на американских союзников и поддержки террористических групп?»

В произраильской лоббистской организации негативно относятся к предоставлению Ирану гарантий того, что ослабление введенных против него санкций продолжится или он получит иную компенсацию, если США выйдут из соглашения в будущем, т.к. это якобы может повлиять на способность США реагировать на нарушения со стороны Ирана.

В AIPAC полагают, что пагубность новой ядерной сделки с Ираном еще заключается в том, что она будет касаться только иранских обязательств по ядерным вопросам. Тем временем «произойдет снятие санкций, наложенных на иранские организации, занимающиеся поддержкой терроризма, включая Центральный банк Ирана, который напрямую направлял деньги «Хизбалле» и другим террористическим группам, поддерживаемым иранцами».

В этой произраильской организации опасаются, что новое соглашение будет гарантировать то, что США не будут преследовать иностранные компании, ведущие дела с иранскими организациями, которые, «как известно, связаны с иранским Корпусом стражей исламской революции (КСИР), основным органом режима, ответственным за совершение терактов по всему миру». Нельзя допустить, чтобы «многочисленные организации, связанные с КСИР, были исключены из санкционных списков США, что принесет непосредственную пользу КСИР за счет Америки и ее союзников». Более того, «соглашение может снять санкции в отношении множества иранских организаций, включая Канцелярию Верховного лидера и его многомиллиардный конгломерат компаний, введенных за нарушения в области прав человека и коррупцию».

В AIPAC делают вывод, что в случае заключения новой ядерной сделки с Ираном «угроза со стороны иранского терроризма станет еще более серьезной, если иранский режим получит поддержку более чем на 100 миллиардов долларов в год в результате ослабления санкций». Таким образом «сделка, которая налагает ограничения только на ядерные аспекты иранской программы, не должна отменять санкции, введенные за поведение Ирана в целом. Любая ядерная сделка должна сопровождаться всеобъемлющей стратегией США по противодействию региональной агрессии Ирана, заговорам с целью убийства американцев и попыткам нападения на их союзников»[ii] [2].

[i] [3] AIPAC Failed to Stop Obama’s Iran Deal in 2015. Will It Try Again This Time? // Haaretz. 31.08.2022. https://www.haaretz.com/us-news/2022-08-31/ty-article/.highlight/aipac-failed-to-stop-obamas-iran-deal-in-2015-will-it-try-again-this-time/00000182-f399-d626-a9fb-ffbfe1e00000

[ii] [4] Iran Nuclear Update – AIPAC. https://www.aipac.org/resources/iran-nuclear-update