- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Западные аналитики о рисках дестабилизации политической ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки

В отчете, подготовленном компанией по анализу рисков Verisk Maplecroft в начале сентября, предупреждается, что политические беспорядки в регионе Ближнего Востока и Северной Африки в ближайшие 12 месяцев будут усиливаться, более чем в 80% стран инфляция превысит 6%, и вероятна перспектива применения репрессивных мер для подавления инакомыслия. Беспрецедентный рост цен на продовольствие и энергоносители, усугубленный климатическим кризисом, приведет к «идеальному шторму» в форме   гражданских беспорядков в более чем 100 странах. Страны Ближнего Востока и Северной Африки особенно подвержены этим растущим угрозам, причем 3 из 10 наиболее подверженных риску стран региона. Египет, Ливан и Тунис уже находились в тяжелейшем   экономическом и политическом кризисе еще до начала российской военной операции  на Украине. «Мировые цены на продовольствие значительно выросли по сравнению с предыдущим пиком в декабре 2010 года. Во всем регионе [MENA] политические лидеры будут остро осознавать, что этот всплеск сыграл важную роль в разжигании волны восстаний по всему региону во время «арабской весны»», — заявил Торбьерн Солтведт, главный аналитик Verisk Maplecroft. Сочетание пакетов мер по борьбе с пандемией коронавируса и сбоев в цепочке поставок, вызванных политикой абсолютной нетерпимости Китая к COVID-19, только усилило потерю прежнего уровня жизни, с чем сталкивается население по всему Ближнему Востоку и Северной Африке, прежде всего в силу резкого роста инфляции. В отличие от экономик с высоким уровнем дохода, где правительства частично смягчили потери своих граждан, страны с низким и средним уровнем дохода, вероятно, понесут основную тяжесть проблем. Но Ближний Восток и Северная Африка не страдает от кризиса в равной степени, в докладе страны разделены  на три категории риска. На самом хрупком конце спектра Ливан, Турция и Иран уже находятся в зоне гиперинфляции, а Иордания, Тунис, Алжир, Египет, Ирак и Марокко находятся в средней категории, где рост безработицы и инфляции увеличивает риск усиления гражданских беспорядков. Только государства Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и Израиль, похоже, хорошо подготовлены для смягчения растущего социально-экономического давления. Рекордные цены на энергоносители стали благом для стран ССАГПЗ, которые полагаются на экспорт нефти и газа в качестве основного источника дохода. В то время как Израиль имеет более диверсифицированную экономику, он также выиграл от более высоких цен на энергоносители, а экспорт газа в Европу резко увеличился. Таким образом, для правительств, которые не могут самостоятельно выбраться из кризиса, силовое подавление станет основным ответом на растущие беспорядки. Обсуждение экономического положения в регионе вызывает такую чувствительность, что, когда известный египетский журналист написал о «14 причинах», по которым авторитарные правительства терпят неудачу в арабских странах, он вызвал излишне гневную реакцию из Каира. Солтведт, однако, предупреждает, что применение силы для подавления растущих протестов «рискует усугубить существующий кризис законности». «Общей темой во многих странах региона является то, что в настоящее время существует очень мало эффективных механизмов для купирования народного недовольства в то время, когда растет недовольство экономическим и политическим статус-кво», — считает он. Во время волны протестов, которая стала известна как «арабская весна», лозунгом миллионов был «хлеба, свободы и социальной справедливости». Более десяти лет спустя эти страны все так же уязвимы перед широко распространенными социальными волнениями, полагает Хэмиш Киннер, аналитик по Ближнему Востоку и Северной Африке в Verisk Maplecroft. В этой связи он указывает, что Тунис, Египет, Марокко и Ливан критически зависят от импорта продовольствия и топлива, «что означает, что обе страны подвержены высоким международным ценам, а энергетические и продовольственные субсидии в этих странах означают большую утечку бюджетных средств, чем в прошлом». Он предупредил, что Тунис, который многие считают эпицентром «арабской весны», «наиболее уязвим к риску гражданских беспорядков». После голосования на референдуме по новой конституции Туниса в июле, сопровождавшегося низкой явкой и бойкотом со стороны оппозиционных групп, президент Кайс Саид укрепил свое единоличное правление, фактически свернув демократический эксперимент в стране. «Политический хаос [в Тунисе] препятствует усилиям по получению экономической помощи от международных финансовых институтов, таких как МВФ, хотя любая сделка с МВФ, вероятно, будет включать меры жесткой экономии, которые спровоцируют дальнейшие гражданские беспорядки», — указывает Киннер. Он также убежден, что несмотря на то, что Египет, условно говоря, более политически стабилен, у него аналогичные экономические проблемы. Но президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси  может «быстрее мобилизовать внешнюю финансовую поддержку, особенно от дружественных стран Персидского залива, богатых нефтедолларами». В то время как по всему региону сохранение высоких цен на продовольствие и энергоносители, вероятно, увеличит вероятность политических беспорядков, «новая нестабильность в масштабах «арабской весны» маловероятна, поскольку большинство правительств будет без колебаний использовать репрессивные меры для предотвращения разрастания гражданских беспорядков до неуправляемых масштабов.