- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: июль 2022 г.

1 июля в марокканском г.Тан-Тан командующий Африканским командованием Пентагона (Африком) генерал Стефен Таунсенд по завершении многонациональных учений «Африканский лев — 2022» заявил для АФП, что США и их союзники будут должны противостоять подъему экстремистских групп в Сахеле и прибытию в этот регион российских наемников на фоне усиления в нем нестабильности. Об особенностях этих учений, проходивших в период с 6 по 30 июня, было рассказано в нашей предыдущей статье про Марокко. Несмотря на то, что учения проходили на фоне острой напряженности в отношениях между Рабатом и Алжиром, генерал Таунсенд утверждал, что эти маневры «ни в коем случае не нацелены» против соседнего Алжира, хотя их замысел говорил об обратном.

4 июля Марокко, ранее обвиненное консорциумом международных СМИ в использовании израильского шпионского программного оборудования «Пегасус», подало иск на испанского журналиста Игнасио Сембреро, который утверждал, что стал целью электронной слежки со стороны марокканских спецслужб. Этот иск Марокко против журналиста был расценен мадридским судом как принимаемый. Согласно иску, марокканские власти потребовали от испанской Фемиды, чтобы И.Сембреро был принужден отказаться от своих обвинений и чтобы он вернул Марокко сумму судебных издержек. Как заявил нанятый Рабатом адвокат, «Королевство Марокко не несет ответственность за шпионаж за И.Сембреро или каким-либо другим человеком», он также утверждал, что эта страна «не располагает программой «Пегасус». Со своей стороны испанец заявил, что этот процесс будет носить политический характер.

Напомним, что широкое расследование, проведенное консорциумом международных СМИ на базе данных, предоставленных организациями Forbidden Stories и «Международная амнистия», показало летом 2021г., что «Пегасус», поставленный израильской компанией NSO, якобы позволил марокканским спецслужбам следить за 180 журналистами, сотнями политиков, правозащитников, бизнесменов. Согласно данным расследования, Марокко фигурирует среди других стран, которые приобрели «Пегасус». Рабат всегда категорически отвергал наличие у него такого программного  обеспечения.

Во Франции Марокко попыталось преследовать в судебном порядке по обвинению в клевете ряд неправительственных организаций и СМИ, и в частности, «Монд» и Mediapart, но его иски, поданные в марте, были расценены юстицией как непринимаемые.

2 — 5 июля эмиссар ООН по Западной Сахаре Стаффан де Мистура посетил Рабат, где провел переговоры с марокканскими официальными лицами. При этом, по данным ООН, он был вынужден отказаться от планировавшегося ранее визита на территорию сахарских провинций. Никаких объяснений причин отмены визита не приводилось. Однако известно, что в ходе предыдущего визита де Мистуры в регион в январе с.г. марокканские власти выразили свои оговорки относительно включения сахарских провинций в план поездки. Официально Рабат не объявлял о новой поездке эмиссара.

5 июля де Мистуру приняли глава МИД Марокко Насер Бурита и посол королевства при ООН Омар Хилаль. Как сообщалось в коммюнике МИД, в ходе встречи Рабат высказался за возобновление обсуждения западносахарской проблемы в формате «круглых столов» с тем, чтобы достичь «политического решения» западносахарского конфликта при том, что этот формат отвергается Алжиром, поддерживающим сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО. Т. н. политическое решение по-мароккански «основывается исключительно на марокканском предложении автономии сахарским провинциям в рамках национального суверенитета и территориальной целостности королевства», подчеркивалось в коммюнике. Сепаратисты требуют проведения референдума о самоопределении под эгидой ООН, как это предусматривалось соглашением о прекращении огня от 1991 г.

Формат «круглых столов» применялся в 2019 г. с участием Марокко, Фронта ПОЛИСАРИО, Алжира и Мавритании. Однако Алжир отказался от него, назвав этот формат «контрпродуктивным». Сейчас он выступает за организацию двусторонних переговоров между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО.

Со своей стороны Фронт ПОЛИСАРИО выразил «глубокое сожаление» в связи с отменой визита де Мистуры. Он обвинил Рабат в стремлении «помешать (эмиссару) воочию ознакомиться с ситуацией на оккупированных сахарских территориях».

10 июля король Марокко Мухаммед VI выполнил ритуал мусульманского праздника Ид аль-Адха. Это было его первое появление на публике после перенесенного ковида. 58-летний монарх совершил праздничную молитву в королевском дворце в Сале. Его сопровождали 19-летний наследный принц Мулай Эль Хасан и младший брат монарха 52-летний принц Мулай Рашид. Напомним, что 16 июня новый личный врач монарха Лахсен Бельамани сообщил, что у Мухаммеда VI был получен позитивный тест на ковид, после чего он перешел в режим самоизоляции. Согласно парижскому еженедельнику «Жен Африк», монарх «поймал» ковид во Франции, куда он прибыл с частным визитом 1 июня. С момента начала пандемии в марте 2020 г. король совершил только одну зарубежную поездку – в Габон в декабре 2021 г.

13 июля король Мухаммед VI в ходе заседания Совета министров в королевском дворце в Рабате утвердил план реорганизации еврейской общины Марокко, названной там «составляющей» национальной культуры. Новые меры, касающиеся организации еврейской общины, представил глава МВД королевства Абдельуафи Лафтит.

Еврейская община в Марокко в настоящее время насчитывает 3 тысячи человек. Она – самая многочисленная по сравнению с другими странами Северной Африки. В конце 40-х годов прошлого столетия она насчитывала 250 тысяч человек, однако затем резко сократилась после массированного исхода марокканских евреев в Израиль и Европу.

Среди новых мер, в частности, учреждение Национального совета общины марокканских евреев, Комиссии марокканских евреев за границей, Фонда  марокканского иудаизма. Напомним, что только в Израиле проживают около 700 тысяч евреев, имеющих марокканские корни. Эти меры были приняты на фоне радикального улучшения отношений между Марокко и Израилем.

30 июля король Мухаммед VI в традиционной речи по случаю очередной годовщины его восшествия на престол предложил нормализовать отношения с Алжиром. «Мы рассчитываем вместе работать с президентом Алжира с тем, чтобы Марокко и Алжир могли работать рука об руку над установлением нормальных отношений между двумя братскими народами, — сказал он. – Я подчеркиваю еще раз, что границы, которые разделяют братские народы Марокко и Алжира, никогда не станут барьерами, мешающими их взаимодействию и согласию». Он призвал марокканцев «поддерживать дух братства, солидарности и добрососедства в отношении наших алжирских братьев». Он обязался «найти выход из существующей ситуации и содействовать сближению и взаимопониманию между двумя народами». Напомним, что Алжир разорвал дипломатические отношения с Марокко в августе 2021 г., обвинив Рабат во «враждебных актах». В Марокко назвали это решение «полностью необоснованным».

16 июля в Иерусалиме было объявлено, что начальник Генштаба  израильской армии генерал Авив Кохави неделю спустя посетит Марокко. Речь шла о первом визите подобного рода. Уже 18 июля А.Кохави прибыл в королевство. В ходе 3-дневного визита А.Кохави – бывший глава военной разведки Израиля — встретился, в частности, с министром-делегатом по вопросам обороны Абдельлатифом Лудийи, генеральным инспектором Королевских вооруженных сил (КВС) генерал-лейтенантом Бельхейром аль-Фаруком, главой военной разведки Марокко Брахимом Хассани, другими ответственными лицами в сферах обороны и безопасности.

Как отмечалось в коммюнике КВС, в ходе переговоров марокканская сторона «заявила о заинтересованности развивать совместные оборонные промышленные проекты в Марокко».

26 июля по случаю визита в Марокко министра юстиции Израиля Гидеона Саара две страны договорились об организации сотрудничества между юридическими ведомствами двух стран. Параллельно прошел визит в Марокко министра регионального сотрудничества Израиля Иссауи Фрейджа, арабо-мусульманского происхождения.

5 июля Марокко объявило о перезапуске двух крупных тепловых электростанций. Сейчас они работают на основе сжиженного природного газа, который сначала поставляется в Испанию на основе заключенных Рабатом контрактов на международном рынке, а затем переводится на испанских мощностях в газообразное состояние и подается в Марокко в реверсном направлении по газопроводу Магриб – Европа (GME), который перестал работать по предназначению после решения Алжира не использовать его для подачи газа в Европу транзитом через территорию Марокко. Ранее ТЭС в Тахаддарте и Аин Бени Матаре работали на алжирском газе. Они обеспечивали от 10% до 17% необходимой Марокко электроэнергии.

Испанские власти заверили, что в новом проекте речь не идет о реэкспорте алжирского газа. В апреле Алжир угрожал разорвать действующий газовый контракт с Испанией в случае, если Мадрид начнет прокачку алжирского газа в «третьем направлении», под которым читается Марокко.

29 июля стало известно, что марокканские власти арестовали разыскиваемого США 21-летнего француза, подозреваемого в причастности к киберпреступлениям против ряда компаний, и в частности, американских, в составе группы хакеров ShinyHunters. Себастьен Раульт был арестован еще 31 мая в аэропорте Рабат – Сале и со 2 июня находится в тюрьме Тифлет–2 близ Рабата. Его арест стал следствием взаимодействия марокканских спецслужб и ФБР. Теперь США требуют выдачи француза. Там ему грозит наказание в виде 116 лет лишения свободы.

В целом, несмотря на в общем то благие намерения марокканского монарха по части нормализации отношений между Марокко и Алжиром, их реализация в настоящее время представляется маловероятной с учетом глубины и остроты противоречий между двумя странами. В первую очередь это касается проблем Западной Сахары и отношений с Израилем.