- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Визит президента Израиля Шимона Переса в Казахстан в контексте двустороннего и регионального сотрудничества

Состоявшийся в первых числах июля государственный визит президента Израиля Шимона Переса в Казахстан неспроста окрестили «историческим»: по пальцем одной руки можно пересчитать все мусульманские страны, куда может съездить с официальным визитом президент еврейского государства. Из стран, находящихся вне границ постсоветского пространства – пожалуй, только в Турцию, Египет, и в Иорданию. С остальными мусульманскими странами нет дипломатических отношений, и, несмотря на все миротворческие усилия Шимона Переса, за которые он шестнадцать лет назад был удостоен Нобелевской премии, поехать никуда более с государственным визитом он не может. С Казахстаном у Израиля дипломатические отношения установлены давно, еще 10 апреля 1992 года (надо сказать, что, к счастью, ни одна из постсоветских мусульманских стран не бойкотирует еврейское государство), товарооборот между двумя странами превысил в 2008 году два миллиарда долларов, активно развиваются и военно-технические связи, но этот визит президента – первый. Ш. Перес, впрочем, в июне 2006 года уже посещал Казахстан в ранге вице-премьера (президентом он был избран год спустя), приняв участие во втором саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Дважды бывал в Израиле и президент Казахстана Н.А. Назарбаев (в декабре 1995 года и в апреле 2000 года). Однако ни один из израильских премьер-министров или президентов во время своей каденции прежде Казахстан не посещал.

Об этом можно лишь сожалеть, ибо Казахстан – важнейшая страна, имеющая уникальный статус, сравнимый лишь со статусом Турции. С одной стороны, в Астане располагаются офисы Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, с другой – в 2010 году Казахстан будет дежурным председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 2011 году Казахстан будет председательствовать в Организации Исламская конференция. Президент Казахстана выступает за мирное урегулирование между Израилем и арабскими странами, не предъявляя при этом к Израилю никаких конкретных требований. «Войну обычно начинают правители, но не знают, как ее закончить. Такая ситуация и там. Если бы был мир в регионе, от этого бы выиграли, прежде всего, арабские государства, Израиль, мы и весь мир», – отметил Назарбаев в ходе встречи с Ш. Пересом, подчеркнув, что этом веке все конфликты должны решаться «не пушками, а мыслью».

Казахстан, как мало какая страна, собственным примером доказывает возможность ведения продуктивного межконфессионального и межцивилизационного диалога, как на международном, так и на внутригосударственном уровне. Крайне показательным в этой связи был тот факт, что президента Израиля сопровождали в поездке два главных раввина – ашкеназский (Йона Мацгер) и сефардский (Шломо Амар), а также министр по делам религий Яаков Марги. Ш. Перес и Ш. Амар выступили в Астане на III съезде мировых и традиционных религий, а буквально накануне в Казахстане, еврейская община которого насчитывает менее десяти тысяч человек (6.800 по переписи 1999 года), были открыты сразу две синагоги. Первая из них (площадью 2200 кв. метров и высотой более 12 метров) открылась в Усть-Каменогорске, на востоке страны, вторая (площадью 893 кв. метра) – в Костанае, на севере Казахстана. При этом еще в сентябре 2004 году в столице страны – Астане была открыта крупнейшая в Центральной Азии синагога «Бейт Рахель – Хабад Любавич», сооруженная на средства крупнейшего казахстанского предпринимателя Александра Машкевича и названная в честь его матери. Трудно предположить, на церемонию открытия новой синагоги в какую еще мусульманскую страну могли бы прибыть главные раввины Государства Израиль. В эпоху, когда тезис о глобальном «конфликте цивилизаций» повсеместно воспринимается как нечто само собой разумеющееся, казахстанский опыт поразительным образом демонстрирует, что можно жить и иначе, причем любопытно, что этот баланс межкультурного и межрелигиозного равновесия был найден в стране, политические процессы в которой очень далеки от норм, принятых в либерально-демократических государствах. Эта ситуация вновь ставит серьезный вопрос о том, насколько правомерно считать, что мир и стабильность на Ближнем и Среднем Востоке и в Центральной Азии являются производными от процессов демократизации. Опыт показывает, что в достаточно авторитарных странах этого региона куда большую роль играют личность главы государства, и в этой связи цивилизованному миру (и, в частности, Израилю) трудно надеяться на лучшего партнера, чем Нурсултан Назарбаев, как бы своеобразно он не устраивал выборы и референдумы, формально легитимизирующие его пребывание у власти.

Как известно, наиболее беспокоящая Израиль в настоящее время проблема – это создание Ираном своего ядерного потенциала. Израиль на протяжении многих десятилетий был единственной атомной державой в регионе Ближнего и Среднего Востока, при этом военная доктрина страны строилась на том, что обладание неконвенциональным оружием является вынужденной мерой, связанной с крайне маленькой территорией (так называемым «отсутствием стратегической глубины»), с одной стороны, и отказом соседних стран официально признать легитимность существования еврейского государства, с другой. Израиль дважды бомбил строившиеся ядерные объекты в близлежащих странах – в Ираке в 1981 году и в Сирии в 2007 году, выступая категорически против гонки ядерных вооружений в Ближневосточном регионе. Казахстан, получивший в наследство от Советского Союза ядерный потенциал (насколько известно, четвертый в мире) и добровольно отказавшийся от него (последние ядерные боеголовки были вывезены из страны в 1994 году), став к тому же инициатором подписания в 2006 году Договора о создании в Центральной Азии зоны, свободной от атомного оружия, дает Израилю некоторую надежду на предотвращение разрушительного процесса повсеместного обретения государствами Среднего Востока наиболее смертоносных видов вооружений. 19 июня 2009 года на церемонии, посвященной двадцатилетию прекращения испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев сказал: «Недавнее проведение ядерного испытания Северной Кореей, противоречия вокруг иранской ядерной программы, многолетнее противостояние двух ядерных держав – Индии и Пакистана, попытки террористов обзавестись собственным ядерным оружием – все это еще раз показало, насколько хрупким остается сегодня мировое равновесие». Нет сомнений, что этот подход практически совпадает с видением ситуации в сфере распространения неконвенционального оружия израильскими руководителями. Президент Казахстана заверил Ш. Переса, что с территории его страны Ирану никогда не продавали уран, которым столь богат Казахстан. Трудно найти хотя бы еще одну страну мусульманского мира, с руководством которой израильские официальные лица могли бы надеяться на такую степень взаимопонимания в столь сложном – и при этом критически важном для обеспечения региональной безопасности – вопросе.

Возможности для конструктивного сотрудничества между Израилем и Казахстаном, как и между Израилем и другими государствами постсоветского пространства, значительно облегчаются, принимая во внимание наличие немаленькой и частично институализированной общины выходцев из этой страны, играющей значимую роль в двусторонних отношениях. Так, послом Израиля в Казахстане является уроженец города Гурьев И. Мей-Ами, а глава Казахстанского землячества в Израиле Наталия Дивинская играет важную роль в налаживании контактов в рамках «народной дипломатии». В ходе своего визита в Израиль президент Н.А. Назарбаев встретился с бывшими соотечественниками, ныне проживающими в Израиле. Иногда ситуация развивается крайне негативным образом, и старые связи приносят беду, как это случилось с Борисом Шейнкманом – израильским бизнесменом-выходцем из Казахстана. 20 марта 2009 года он был арестован сотрудниками Комитета национальной безопасности Казахстана, в то время, как шел по одной из улиц Алматы, и с тех пор находится в тюрьме. Б. Шейнкман представлял в Казахстане несколько компаний, которые поставляют в эту страну беспилотные самолеты и модернизируют старую военную технику. В апреле был арестован заместитель министра обороны Казахстана Кажимурат Маерманов, отвечавший за организацию научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ в области обороны в военном ведомстве. К. Маерманов являлся в прошлом начальником Б. Шейнкмана, служившего под его руководством еще в Советской армии.

Эта тяжелая история, которая далека, к сожалению, от своего завершения отчетливо демонстрирует, что возможности, открывающиеся в силу того, что значительное число граждан Израиля и Казахстана, могут говорить без переводчика, таят в себе и немало опасных подводных камней, однако, как бы там ни было, факт наличия в еврейском государстве значительной общины выходцев из этой центрально-азиатской страны является значимым катализатором двусторонних отношений. Эти отношения демонстрируют, что то, что кажется многим невозможным, достижимо, и еврейское государство и крупнейшая (если судить по территории) страна мусульманского мира могут поддерживать высокий уровень доверительных добрососедских отношений. Хочется верить, что, учитывая признанный международный статус бессменного казахстанского лидера, ему удастся внести некоторый вклад в укрепление, прямо скажем, не блестящих отношений между Израилем и большинством государств, входящих в СВМДА и Организацию Исламская конференция. Однако даже если этого не случится, отношения собственно с Казахстаном очень важны для Израиля, и можно только порадоваться тому, что государственный визит Ш. Переса и сопровождавшей его делегации оказался столь успешным.