- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Попытки трансформации подхода к восприятию ближневосточного конфликта на ХI Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей в Карлсруэ

8 сентября завершает свою работу XI Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей, проходившая в немецком городе Карлсруэ с 31 августа. Данное мероприятие проводится с 1948 г., как правило, раз в 8 лет и до этого лишь дважды было организовано в Европе (в 1948 г. в Нидерландах и 1968 г. в Швеции). Отличительной особенностью нынешней встречи стал акцент на светской, политической проблематике, что прежде всего коснулось ситуации на российско-украинском треке. Однако в числе тем, получивших внимание со стороны участников XI Генеральной ассамблеи, оказались также проблемы изменения климата и ближневосточное мирное урегулирование. Причем включение последнего в обсуждение на мероприятии ожидалось заранее, ввиду критики Всемирного совета церквей за поддержку палестинских позиций, подозрений в антисемитизме и разработки в преддверии мероприятия документа под названием «Израиль-Палестина: руководящие принципы и пояснительные тезисы»

Официально Всемирный совет церквей придерживается позиции ООН в отношении палестино-израильского конфликта, призывая к выполнению резолюций данной организации и, как следствие, используя термин «оккупируемые палестинские территории». В июле 2019 г. издание New York Times опубликовало большой материал, посвященный движению по бойкоту Израиля (BDS-Movement), ставя своей задачей понять, в какой степени эту международную кампанию можно считать антисемитской. В статье помимо прочего упоминался и Всемирный совет церквей, включенный американскими журналистами в перечень сторонников BDS-Movement. Вследствие возражений ВСЦ позднее газета дала опровержение, однако, на общее восприятие данной организации оно не повлияло. Более того, частично, и это проблема не только Всемирного совета церквей, но поддержка исключения территорий Иудеи, Самарии, Голан и Восточного Иерусалима из израильской таможенной территории действительно подпитывает экономическую составляющую бойкота ближневосточной страны.

В текущем году ситуация осложнилась после того, как в июне на пост генерального секретаря ВСЦ был избран декан теологического факультета Университета Претории Дж.Пиллэй. Организация B’nai B’rith International обвинила его в защите «упрощенного идеологического экстремизма» и «проблемах с евреями». Причиной тому послужила статья, которую Дж.Пиллэй опубликовал еще в 2016 г. Она называлась «Апартеид на Святой Земле: богословские размышления о ситуации в Израиле и/или Палестине с точки зрения Южной Африки». В ней автор пришел к выводу о справедливости аналогий между действиями Израиля в отношении палестинцев и режимом апартеида в ЮАР. В качестве выхода из ситуации новому Генеральному секретарю ВСЦ было предложено публично отказаться от своей позиции, однако вместо этого, Дж.Пиллэй сделал заявление, в котором отметил, что организация «никогда не избрала бы лидера, который бы практиковал или исповедовал антисемитизм».

В результате, в преддверии XI Генеральной ассамблеи глава Германо-израильского общества (Deutsch-Israelische Gesellschaft) Ф.Бек, в прошлом избиравшийся в Бундестаг от партии «Зеленых», призвал ВСЦ к «самоанализу отношения к Израилю», поскольку, «пустые слова об антисемитизме и устойчивая антиизраильская практика не приводят к убедительным обязательствам». Однако вопреки возражениям был обнародован документ под названием «Израиль-Палестина: руководящие принципы и пояснительные тезисы»[i] [1], который разрабатывался с 2019 по 2021 г. как своего рода реакция на рост антисемитизма в Европе и события в зоне ближневосточного конфликта, а также стал подготовительным этапом для пяти региональных церквей на Рейне и Руре при организации XI Генеральной ассамблеи ВСЦ с целью их дельнейшего обсуждения на заседании. В нем содержится признание важности неразрывной связи еврейского народа со Святой Землей и «призывов палестинских христиан и всего палестинского народа» к «неущемлению прав и политическому самоопределению». Отдельно в тексте подчеркивается важность «различий между антисемитизмом с одной стороны и критическим взглядом на соответствующую политику правительства Государства Израиль с другой» при допущении «критического взгляда на палестинскую политику». Наконец, несмотря на отрицание «полномасштабного бойкота Израиля» было указано,  что экономический бойкот рассматривается в качестве «законной ненасильственной формы политического сопротивления». Как следствие, документ одобряет «действующую прецедентную практику ЕС, согласно которой товары с оккупированных территорий, как правило, подлежат обязательной маркировке».

Свое видение происходящего предложили бывший посол Израиля в Германии Ш.Штайн и профессор Еврейского университета в Иерусалиме М.Циммерман[ii] [2]. По их мнению, несмотря на в целом сдержанный язык «Принципов и тезисов», который в общем, на их взгляд, повторяет позиции ООН и ЕС, документ создает много поводом для критики, прежде всего со стороны еврейских организаций, в том числе в Германии. Второй важный акцент, который сделали эксперты, состоит в попытках представить палестино-израильский конфликт как имеющий религиозную почву, в то время как он по своей природе политический. Более того, именно стремление к излишней религизации составляет одно из ключевых препятствий в мирном урегулировании.

В целом, позиция ВСЦ по ближневосточному конфликту, как кажется, не претерпела изменений, несмотря на высказанные перед XI Генеральной ассамблеей ожидания. Вместе с тем такая вероятность существует в перспективе и связана прежде всего с эволюцией понимания антисемитизма в Европе. Произошло оно на фоне одобрения рабочего определения антисемитизма Международного союза в память о Холокосте, на основании которого критика в адрес государства тоже приравнивается к одной из форм ненависти к евреям. Также важно отметить, что большую роль при формулировании позиции ВСЦ играют точки зрения отдельных стран и их представителей, как это продемонстрировал примеру нового генерального секретаря, основывающего свое видение на подходах, свойственных ЮАР. Как следствие, есть основания полагать, что определенную лепту в позитивные трансформации сможет внести Германия, ставшая в этот раз принимающей стороной и традиционно уделяющая повышенное внимание отношениям с Израилем и борьбе с антисемитизмом.

[i] [3] Israel-Palästina. Leitgedanken und erläuternde Thesen. Ein Gesprächsimpuls aus den fünf Landeskirchen Baden, Hessen und Nassau, Pfalz, Rheinland sowie Westfalen // Evangelische Kirche in Baden,  Evangelische Kirche in Hessen und Nassau, Evangelische Kirche der Pfalz, Evangelische Kirche in Rheinland, Evangelische Kirche von Westfalen. 13 S.

[ii] [4] Stein S., Zimmermann M.  Falsche Religionisierung // Die Zeit. URL: www.zeit.de/2022/36/oerk-antisemitismus-israel-palaestina/komplettansicht