- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иностранное участие в развитии национальной инфраструктуры Израиля. Часть 1

Безопасность или выгода

В последнее десятилетние иностранные компании из 17 стран мира активно участвуют практически во всех государственных тендерах Израиля. В то же время при определении победителей тендера, израильским комиссиям порой приходиться выбирать между прямой выгодой и безопасностью, между политическим давлением со стороны США и экономической целесообразностью. При том чаще всего «выдавливая» китайские компании из-за якобы проблем с  безопасностью, а США проталкивают либо свои компании, либо свои интересы.

Так участие китайских компаний в национальных инфраструктурных тендерах в Израиле в последние годы вызвало обеспокоенность среди представителей правительства Израиля и США. В проведённое в этом году исследование INSS [[i] [1]] рассматривается участие китайских компаний в различных инфраструктурных тендерах в Израиле по сравнению с другим иностранным участием, делается вывод, что высокий уровень участия Китая в тендерах отражает в первую очередь отсутствие интереса к этим тендерам со стороны других стран. Более того, китайские компании выиграли в основном тендеры на строительство инфраструктуры и меньше тендеров на эксплуатацию. Эти компании выиграли особенно большое количество тендеров в 2015 и 2019 годах, но с момента создания в 2020 году Консультативного совета по оценке аспектов национальной безопасности иностранных инвестиций в Израиле, они перестали выигрывать заявки на тендерах.

Китайские компании построили и эксплуатируют национальную инфраструктуру в Израиле с 2006 года, но это участие вызывает споры. Сторонники, в том числе чиновники Минфина, утверждают, что китайские компании могут построить необходимую инфраструктуру быстро и эффективно, и что само их участие в тендерах снижает все ставки, так что даже если они не получают конкретный контракт, они экономят государственные средства.

Однако органы безопасности Израиля выразили обеспокоенность по поводу рисков, связанных с участием Китая в реализации национальных инфраструктурных проектов. Например, бывший глава Службы общей безопасности  (ШАБАК) Израиля Надав Аргаман в январе 2019 года заявил, что «китайское участие в Израиле особенно опасно для всего, что связано со стратегической инфраструктурой и крупными компаниями в нашей экономике».

Консультативный совет по оценке аспектов национальной безопасности иностранных инвестиций принимает в расчет неоднократные предупреждения со стороны официальных лиц администрации президента США Д.Трампа о рисках китайских инвестиций в Израиле, включая риски шпионажа, возможность отключения инфраструктуры и рычаги воздействия на израильское правительство.

Вашингтон был в первую очередь обеспокоен инвестициями в технологии в Израиле, так как инвестиции в инфраструктуру общеизвестны и поэтому их легче контролировать. Помимо соображений безопасности, Израильская ассоциация строителей (IBA) считает, что все китайские компании, работающие в Израиле, представляют собой единую «холдинговую группу», принадлежащую китайскому правительству, которое, таким образом, захватывает рынок инфраструктуры в Израиле и, по  мнению IBA, «китайское правительство недобросовестно конкурирует на рынке инфраструктуры и подвергает опасности сотни израильских компаний, в которых работают десятки тысяч рабочих».

Дополнительную и особенно серьезную озабоченность вызывает потенциальный ущерб особым отношениям Израиля с Соединенными Штатами. Создание Консультативного совета не удовлетворило администрацию Трампа, а стратегическое соперничество между сверхдержавами не уменьшилось со сменой администрации в Вашингтоне. Администрация Дж.Байдена может использовать другие средства, а ее высокопоставленные чиновники могут общаться более вежливым и красноречивым языком, но пусть не будет ошибки — стратегическая перспектива, рассматривающая Китай как соперника, угрожающего глобальному порядку и ведущей роли США, остается. Таким образом, продолжающееся участие Китая в национальных инфраструктурных тендерах, безусловно, усилит напряженность в отношениях между Израилем и его ближайшим союзником. Исходя из этого важно понимать всю роль участия Китая в национальной инфраструктуре Израиля.

В ходе своего исследования INSS в связи с отсутствием государственной базы данных, документирующей инфраструктурные тендеры в различных областях, была проанализирована информация о инфраструктурных тендерах на веб-сайтах израильских государственных корпораций NTA Metropolitan Mass Transit System Ltd., Netivei Israel National Transport Infrastructure Ltd., Israel Port Company, Israel Electric Corporation, Управления водного хозяйства и Израильских железных дорог, сайты китайских компаний, сообщения Кнессета и публикации в израильской и зарубежной прессе.

На основе этих данных были проанализированы 46 тендеров из 72 за период с 2001 г. по июнь 2022 г. на сумму 100 млн шекелей и более, которые касались портовой инфраструктуры; междугородной железной дороги; метро и легкорельсового транспорта в районе Тель-Авива,  электростанций; опреснительных установок и строительства  дорог.

Компании из 17 зарубежных стран присоединились к Израилю для участия в инфраструктурных тендерах, причем наибольшее количество тендеров выиграли Китай, Франция, Испания, Италия, Германия, Канада и США.

Сложность проектов требует от компаний объединения в группы. Так, например, для участия в тендере на управление метро Тель-Авивского района объединились компании из Израиля, Франции и Канады; в другой группе совместную заявку подали компании из Израиля, Франции и Италии. Таким образом, в одном тендере соревновались друг с другом компании из одной страны. Аналогичным образом, иногда две компании объединяются для участия в одном тендере, но конкурируют друг с другом в другом. Например, Китайская корпорация гражданского строительства (CCECC) подала совместную заявку с израильской компанией Minrav Engineering, а в другом тендере две компании конкурировали друг с другом.

Стоит отметить, что китайские компании участвовали в 61% всех тендеров (28 из 46), по сравнению с французскими компаниями, у которых был второй по величине уровень участия – 28%. Компании из США оказались на седьмом месте среди иностранных компаний, приняв участие всего в 8.

Распределение выигравших заявок также демонстрирует доминирование китайских компаний, хотя оно и менее выражено. Китайские компании выиграли 68% тендеров, на которые они претендовали, по сравнению с 46% французских компаний и 25% американских компаний. Китайские компании выиграли меньше тендеров, чем израильские компании, которые выиграли 84% тендеров, на которые они претендовали, хотя в большинстве тендеров в состав участников торгов входили как израильские, так и китайские компании.

[i] [2]   China and National Infrastructure in Israel: Past the Peak  https://strategicassessment.inss.org.il/en/articles/china-and-national-infrastructure-in-israel-past-the-peak/