- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иностранное участие в развитии национальной инфраструктуры Израиля. Часть 2

Участие Китая в инфраструктурных проектах Израиля

Особую активность китайские компании проявляли в участии в транспортных проектах Израиля. Причастность Китая к израильским морским портам и легкорельсовому транспорту Тель-Авива хорошо известна и широко освещалась в израильской прессе. Некоторые связывают его с инициативой «Один пояс, один путь» (BRI), объявленной лидером Китая Си Цзиньпином в 2013 году.  То есть создание нового экспортного пути через страны Центральной Азии и Ближнего Востока, на рынки процветающих европейских государств и в африканские страны, поставляющие Китаю важное сырье. С помощью этой инициативы Китай стремится диверсифицировать свои торговые маршруты, использовать избыточные мощности китайских инфраструктурных компаний, укреплять свои связи и свое влияние со странами, находящимися на этом пути. и представлять себя ответственной державой, занимающейся глобальным развитием. Еще до того, как был объявлен BRI, китайские компании участвовали в различных инфраструктурных инициативах по всему миру, в том числе в Израиле, но BRI обеспечил концептуальную основу и привлек финансовую и дипломатическую поддержку китайского правительства.

В то же время, похоже, что участие китайских компаний в Израиле напрямую не связано с BRI и выходит за рамки транспортного сектора и касается других видов инфраструктуры. Китайские (а также испанские) компании участвовали в тендерах в шести из семи исследованных секторов, в отличие от компаний из других стран, которые сосредоточились на меньшем количестве секторов. Китайские компании участвовали в тендерах легкорельсового транспорта и морских портов, а также в тендерах на электроэнергию и воду. С другой стороны, их участие в междугородных железнодорожных тендерах было весьма ограниченным.

Китайские компании обычно выигрывали одну заявку в год, независимо от количества тендеров, завершенных в этом году. Например, четыре тендера и один тендер были завершены в 2014 и 2016 годах соответственно, но в оба года китайские компании участвовали в одном тендере и выиграли его.

В отдельные годы картина менялась. В 2015 году было проведено рекордное количество тендеров — восемь, половина из которых — тендеры на красную линию тель-авивского легкорельсового транспорта. Китайские компании выиграли пять из шести тендеров, на которые они претендовали, или 83%. Несмотря на искушение объяснить эту экспансию китайских компаний за пределы Китая BRI, ее лучше объяснить конкретным событием.

В июле 2012 года тогдашний министр транспорта Исраэль Кац посетил Китай и подписал  между двумя странами в области транспорта и инфраструктуры. В 2013 году тогдашний премьер-министр Биньямин Нетаньяху также посетил Китай и встретился с президентом Китайского банка развития (CDB), который предоставляет кредиты для инфраструктурных инициатив как в Китае, так и за его пределами. Эти визиты и соглашения также повлияли на решения израильского правительства, что привело к высокому проценту китайских компаний, выигравших тендеры, в которых они участвовали.

2019 год тоже отошел от привычной схемы. Было завершено пять тендеров, и китайские компании выиграли все четыре тендера, на которые они претендовали, т. е. на 100%. Это увеличение удивительно по двум причинам.

Во-первых, это противоречит введенное китайским правительством в середине 2018 года  ограничение на отправку капитала за пределы страны, направленное на снижение рисков для местной китайской экономики. Это ограничение привели к сокращению китайских инвестиций во всем мире, а также в Израиле; отсюда неожиданно возросшее участие в израильских инфраструктурных проектах.

Во-вторых, с середины 2018 года администрация Трампа и другие стороны публично оказывали давление на израильское правительство с целью сокращения китайских инвестиций в инфраструктуру. Например, они выступили против тендера порта Хайфы, который выиграла Шанхайская международная портовая группа (SIPG) в 2015 году. В этом случае высокий процент китайских компаний, выигравших тендеры в 2019 году, в том числе тендер на покупку и эксплуатацию электростанции «Алон Тавор», указывает на то, что израильское правительство в то время продолжало политику поощрения инвестиций китайских компаний, несмотря на изменение политики и давление со стороны Вашингтона.

2020 год стал поворотным моментом для китайских компаний, выигравших заявки; семь тендеров были завершены, и китайские компании выиграли только одну заявку из четырех, которые они подали. В 2021 году китайские компании выиграли две заявки из трех, которые они подали, но процент побед не сравним с пиковым показателем 2019 года и снизился до 66%.

Распределение тендеров, выигранных китайскими компаниями за последние несколько лет, ясно отражает американское влияние на тех, кто принимает решения в Израиле в отношении национальных инфраструктурных инициатив.

Сокращение количества выигранных китайцами тендеров может быть связано с Консультативным советом по оценке аспектов национальной безопасности иностранных инвестиций, который начал функционировать в 2020 году. обсуждения и сообщения отражаются в прессе и, в свою очередь, создают сдерживающий эффект. Этот эффект ощущают израильские регулирующие органы, которые дважды подумают о том, чтобы санкционировать заявки китайских компаний; китайские компании, которые пересматривают целесообразность участия в этих тендерах; и израильскими и иностранными компаниями, которые могут пересмотреть влияние сотрудничества с китайской компанией на свои шансы на победу. Пандемия COVID-19 могла оказать определенное влияние на участие китайских компаний в израильских инфраструктурных тендерах. но из-за продолжительности времени между публикацией тендеров и их завершением это еще не может быть оценено. В первой половине 2022 года китайские компании не выиграли ни один из двух объявленных тендеров, в которых они участвовали.

Повторим, что разбивка тендеров, выигранных китайскими компаниями за последние несколько лет, ясно отражает американское влияние на тех, кто принимает решения в Израиле по национальным инфраструктурным инициативам. Достигнув пика в 2019 году, 2020 год стал самым низким для китайских компаний, выигравших тендеры, когда они выиграли только 25% тендеров, на которые претендовали. В этом году были завершены тендеры на строительство электростанции Рамат-Ховав и опреснительной установки Сорек Б, которые вызвали общественный интерес и, по-видимому, обсуждались в Израиле с американцами. Китайские компании, участвовавшие в этих тендерах, их не выиграли.

Все три тендера, выигранные китайскими компаниями с 2019 года, были небольшими тендерами на строительство инфраструктурных объектов. В 2020 году китайская компания выиграла тендер на строительство моста Рокач, а в 2021 году китайские компании выиграли два тендера — один на строительство моста и станции легкорельсового транспорта Пинхас Розен, а другой — на первоначальные работы по инфраструктуре вокруг площади Рабина.