- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об афганской вооруженной оппозиции. Часть 3

Высший совет национального сопротивления

Недавно сформированная антиталибская группировка, известная под названием «Высший совет национального сопротивления за спасение Афганистана», включает в себя лидеров многих фракций, получивших известность в 1980-х годах и входивших в состав афганского правительства после 2001 года. Группировка заявила о себе в мае 2022 года, осудив талибов за злоупотребление властью и авторитарное управление и призывая к мирному разрешению споров. Группа не брала на себя ответственность за какие-либо насильственные действия, но боевики, связанные с членом Совета Аттой Мохаммадом Нуром, северным полевым командиром, заявили о своем намерении оказать вооруженное сопротивление талибам в Андарабском регионе, а также провинциях Сари-Пуль, Саманган и Бамиан. Совет имеет историческую связь с ФНС. Ранее аналитики ожидали, что организации объединят свои силы, но слияния не произошло. В любом случае членство ФНС в Совете может быть политически рискованным, поскольку его руководство утратило авторитет  и понесло репутационные потери после бегства в Таджикистан.

Другие повстанческие группировки

После прихода к власти радикального исламистского движения «Талибан» (запрещено в РФ) в Афганистане появились и другие группировки, связанные с предыдущим прозападным правительством. Отчасти как и ФНС, многие из них имели опыт противостояния талибам еще до событий 2001 года. Другие формирования представляют более молодую когорту и в основном состоят из бывших сотрудников афганских правительственных сил безопасности, которые в последние десятилетия подавляли талибов. Некоторые из этих групп не продемонстрировали больших оперативных возможностей. В основном их деятельность разворачивалась в социальных сетях и сводилась к преувеличению фактического присутствия в отдельно взятых районах Афганистана. Иногда ответственность за одно нападение берут на себя две и более группировки. Эти разрозненные формирования до сих пор не смогли объединиться в единое повстанческое движение, сражающееся с «Талибаном». Более того, действуя на общей территории, они нередко конкурируют за ресурсы. Самой заметной из этих небольших группировок является «Фронт свободы Афганистана», возглавляемый бывшим начальником Генерального штаба генералом Мохаммадом Ясином Зия. Хотя этот Фронт менее активен, чем «ИГ-Хорасан» (запрещено в РФ) или ФНС, с начала 2022 года ему приписывали десятки нападений. Его деятельность в основном сосредоточена на северных районах Афганистана, однако выходит и за их пределы. Группировка пытается переманить боевиков из ФНС, в том числе в районе Андараб, и может добиться успеха там, где привлекательность ФНС ограничена ввиду того, что большинство его членов являются этническими таджиками. Таким образом, потенциальная связь «Фронта свободы Афганистана» с какой-либо исторической или этнической фракцией повышает ее шансы на получение более широкой народной поддержки в среднесрочной перспективе. «Исламское национально-освободительное движение Афганистана», заявившее о себе в феврале 2022 года, также якобы состоит из сотрудников бывших сил безопасности. Группа взяла на себя ответственность практически за два десятка нападений на юге и востоке страны. Судя по всему, она состоит в основном из пуштунов и сосредоточена в южных районах подконтрольных талибам территорий. Другие повстанческие группировки все еще находятся в зачаточном состоянии, и их присутствие на поле боя ограничено. К ним относятся «Фронт освобождения Афганистана», «Фронт Корпуса свободы», «Неизвестные солдаты Хазаристана», «Фронт свободы и демократии в Хазаристане», «Фронт Западного Нуристана» и «Фронт Южного Туркестана».

Иностранные боевые группировки

Конфликт между вышеупомянутыми группировками и талибами является причиной большей части вспышек насилия в Афганистане с августа 2021 года, но ряд иностранных военизированных формирований также могут представлять внутреннюю и внешнюю угрозу безопасности страны, несмотря на то, что они не заявляли о нападениях с момента прихода к власти талибов. Присутствие лидера «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) Аймана аз-Завахири в Кабуле указывало на более широкую проблему: помимо ядра террористической организации и ее локального подразделения «Аль-Каида на Индийском субконтиненте» (запрещено в РФ), другие иностранные группы имеют ограниченное присутствие в Афганистане. К ним относятся «Джамаат Ансарулла», «Джаиш-е-Мохаммед», «Лашкар-е-Тайба» (запрещена в РФ) и множество формирований уйгурских боевиков. Также на территории страны сохранились остатки «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ, запрещено в РФ), которые остаются верными талибам и находятся под их контролем. Крупнейшей внешней боевой группировкой является «Техрик-е-Талибан Пакистан» (ТТП, запрещена в РФ), у которой насчитываются тысячи боевиков и сторонников в Афганистане, хотя в основном она состоит из пакистанских экстремистов. На данный момент эти группы остаются в союзе с талибами и, похоже, избегают любого организованного сопротивления их правлению. Тем не менее, само их присутствие создает угрозу безопасности для талибов: если бы какая-то иностранная группировка боевиков перешла на сторону сил оппозиции, это могло бы не только усилить сопротивление само по себе, но и подорвать сплоченность внутри движения, в рядах которого и так наблюдается фрагментация. Правительство «Талибана» продолжает регулярно отрицать присутствие этих боевиков, даже когда их действия кажутся бесспорными. В частном порядке талибы заявляют, что предпринимают шаги по ограничению независимости таких групп и недопущению их присоединения к вооруженному сопротивлению.