- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иностранное участие в развитии национальной инфраструктуры Израиля. Часть 4

Израилю необходимо лавировать между выгодой и рисками

Всего за последние два десятилетия в области производства электроэнергии и водоснабжения было объявлено 14 тендеров, 6 из которых были проведены в период с 2019 по 2021 год. Китайские компании выиграли 3 из 6 тендеров, на которые они претендовали: строительство опреснительной установки «Сорек-А»; покупка электростанции Alon Tavor; и эксплуатация гидроэлектростанции в Кохав га-Йарден. Победившая заявка на электростанцию ​​Alon Tavor поступила от группы MRC, в которую входили израильские компании Mivtach Shamir и Rapac Energy и PMEC. Последняя, в соответствии с требованиями СНБО, в корпорации-победителе, и ей было отказано в праве вето при принятии решений. PMEC является израильским филиалом компании China Harbour Engineering Company (CHEC), которая сама является дочерней компанией China Communications Construction Company Ltd (CCCC). Структура этой сложной компании указывает как преимущество, так и на недостатки китайских компаний. Преимущество в том, что они являются частью огромной системы компаний с большим опытом и знаниями в самых разных областях. Это преимущество может стать недостатком, когда одна из материнских компаний сталкивается с трудностями. В случае с PMEC, CCCC, материнская компания была добавлена ​​в черный список США в августе 2020 года за выполнение работы, которая помогает КНР укрепить свои позиции в Южно-Китайском море. Этот факт негативно повлиял на участие PMEC в тендере на покупку электростанции в Рамат-Ховаве, который она в итоге не выиграла.

Примечательно, что китайские компании не проявили интереса к четырем тендерам, объявленным на строительство солнечных электростанций, но приняли участие и выиграли тендер на строительство и эксплуатацию зеленой электростанции в Кохав га-Йарден, которая работает за счет гидроаккумулирующих электростанций.  Гидроэнергетика объясняет интерес к этому тендеру китайской компании Hutchison Water из Гонконга. Эта же компания выиграла тендер на эксплуатацию опреснительной установки «Сорек-А» в составе группы, в которую входят израильские компании IDE и SDL Technologies. Напротив, она участвовала в тендере на эксплуатацию опреснительной установки «Сорек-Б» в 2020 году и не выиграл. Это было после того, как PMEC уже была  дисквалифицирована из-за «отсутствия опыта».

В распределении заявок, выигранных китайскими компаниями в тендерах на все инфраструктурные проекты, китайские компании участвовали в 28 тендерах (61% от общего числа) и выиграли 19 заявок (68% тендеров, в которых они участвовали). Из них 13 тендеров на строительство и 6 тендеров на эксплуатацию: 2 на порты (66 %), 2 на электростанции (около 28,5 %), 1 на водные объекты (около 14 %) и 1 на легкорельсовый транспорт Тель-Авива (около 6,6%).

Стоит отметить, что китайские компании участвовали в большем количестве и более широком разнообразии тендеров по типам инфраструктуры, чем компании из других зарубежных стран. Таким образом, как и следовало ожидать, количество тендеров, выигранных китайскими компаниями, значительно превысило количество тендеров, выигранных другими иностранными компаниями. Китайские компании не обязательно выигрывают инфраструктурные тендеры из-за преференциального режима Израиля, а скорее из-за меньшего количества иностранных конкурентов. Ярким примером этого является тендер на эксплуатацию терминала Bayport в Хайфе, где компания SIPG была единственным претендентом. Аналогичным образом, во многих тендерах на строительство легкорельсового транспорта в Тель-Авиве китайские компании были частью всех групп, подавших заявки. В таком случае нет другого выбора, кроме как позволить китайской компании выиграть как часть группы. Более того, учитывая, что компании из других зарубежных стран не участвуют в тендерах на все виды инфраструктуры, отсутствие китайских компаний иногда означает, что участвуют только израильские компании. Последствия этого включают отсутствие знаний и опыта в определенных областях, а также более низкий уровень конкурентоспособности, отсутствие разнообразия, высокие затраты и, в случае инфраструктурных операций, возврат к эпохе могущественных профсоюзов рабочих, таких как порт и железная дорога.

Участие Китая в инфраструктурных проектах имеет явные преимущества для Израиля, но в то же время следует свести к минимуму подверженность различным рискам и учитывать китайско-американские отношения, улучшение которых в обозримом будущем не ожидается.

В 2015 году количество успешных заявок китайских компаний на инфраструктурные тендеры в Израиле увеличилось, по-видимому, после визитов в Китай премьер-министра и министра транспорта. Второй рост был отмечен в 2019 году и отражает продолжающуюся политику правительства Израиля по поощрению участия китайских компаний, несмотря на непреклонные заявления Вашингтона против участия Китая в инвестициях и израильскую инфраструктуру. 2020 год был самым низким показателем для китайских компаний, выигравших заявки, и хотя в 2021 году эта тенденция изменилась на противоположную, но это были относительно небольшие тендеры. Снижение количества выигравших тендеров в 2020 году можно объяснить Консультативным советом по оценке аспектов национальной безопасности иностранных инвестиций, который начал свою работу 1 января 2020 года. Несмотря на то, что он не обсуждает все тендеры, само его существование оказывает сковывающее действие на различных действующих лиц. Влияние Совета особенно заметно в тендерах на эксплуатацию инфраструктуры, поскольку 2019 год был последним годом, когда китайская компания выиграла какой-либо тендер на эксплуатацию инфраструктуры (электростанция Alon Tavor), несмотря на то, что китайские компании участвовали в 5 тендерах на эксплуатацию с начала 2020 года.

Повторим, что китайское участие в инфраструктурных проектах имеет явные преимущества для Израиля, но в то же время следует свести к минимуму подверженность различным рискам и учитывать, что улучшения отношений между КНР и США в обозримом будущем не ожидается. Соответственно, израильскому правительству рекомендуются следующие действия.

Во-первых, Консультативный совет должен иметь общую картину участия всех компаний из данной страны в Государстве Израиль, чтобы принимать решения об участии определенной иностранной компании в национальном инфраструктурном проекте и предотвращать контроль иностранного правительства над такой инфраструктурой. Таким образом, должна быть создана государственная база данных с данными о тендерах на все виды инфраструктуры, которая должна регулярно обновляться. Такая база данных позволит получить исчерпывающую картину участия иностранных компаний в национальных инфраструктурных тендерах и позволит определить тенденции и изменения с течением времени.

Во-вторых, до сих пор Израиль предпочитал ограничивать риски, присущие иностранным инвестициям в инфраструктуру, разными способами, например, требование, чтобы управление сетью и обеспечение электроэнергией оставались в руках государства, а иностранные компании ограничивались производством определенного количества электроэнергии, чтобы предотвратить чрезмерную концентрацию и зависимость. Точно так же реформа портов оставила государство ответственным за управление, обслуживание и развитие портов и разрешила сдавать их в аренду иностранным операционным компаниям. Таким образом, Израилю рекомендуется сформулировать аналогичные процедуры для электроснабжения, водоснабжения и транспорта. Это позволит иностранцам участвовать в строительных тендерах с меньшим риском для безопасности, но ограничит участие иностранных компаний и предотвратит чрезмерный контроль над эксплуатацией критически важной инфраструктуры. Таким образом, необходимо будет определить максимальное иностранное участие, приемлемое для каждого типа инфраструктуры.

В-третьих, в дополнение к полномочиям по рассмотрению предлагаемых инвестиций, Консультативный совет должен взаимодействовать с израильскими компаниями, чтобы передать требования правительства в отношении сотрудничества с иностранными компаниями и позволить израильским участникам адаптироваться. Эти действия позволят Израилю снизить риски, связанные с подверженностью его национальной инфраструктуры инвестициям иностранных компаний, и в то же время воспользоваться преимуществами, которые предлагают такие инвестиции.