- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Анализ рейтингов турецких партий за август 2022 г. Часть 1

В 2023 г. в Турции должны пройти важнейшие в XXI в. всеобщие выборы. Их особенность связана с возможностью смены власти после 21-летнего правления AKP[1] [1] и Р.Т.Эрдогана. Учитывая ухудшившееся экономическое положение населения, рост социального напряжения и усталость от власти, наблюдаются электоральные изменения. В этой статье я проанализирую их.

В августе было опубликовано 15 социологических исследований. Ввиду существования близких к тем или иным партиям агентств наиболее объективным вариантом анализа рейтингов является учет их среднего арифметического. Это актуальный способ рассмотрения показателей, так как в Турции соцагентства обвиняют в воздействии на избирателя (algı operasyonu). Как я покажу ниже, в некоторых опросах завышаются или занижаются цифры на фоне альтернативных данных. Чтобы избежать этого эффекта, я опираюсь на средние значения. В этой статье будут отдельно рассмотрены показатели наиболее крупных игроков.

 

AKP

 Правящая Партия справедливости и развития по сравнению с прошлым месяцем потеряла в своем весе 0,6%. Падение не является сюрпризом. Этот тренд стал постоянным, начиная с июля 2020 г. Временные скачки рейтинга вверх не меняют общего направления параметров вниз. Поэтому такие цифры не выглядят неожиданными.

Причиной уменьшения влияния считается общая неблагоприятная для AKP атмосфера. На население влияет рост цен. В августе подорожали бензин, газ, алкоголь, сигареты, хлеб. По итогам 8 месяцев по официальным данным инфляция достигла 80%. Также широко обсуждались две темы. Первая имела отношение к предположению турецкого мафиози Седата Пекера о фактах коррупции в окружении президента страны. Вторая относилась к резонансному аресту певицы Гюльшен Чолакоглу за слова о выпускниках религиозных школ.

В целом, отмечу, что правящая партия до сих пор не переломила негативные для себя тренды. Это уменьшает ее электоральную привлекательность. В такой ситуации в качестве единственного фактора роста выступают ошибки оппозиции.

CHP

 Народно-республиканская  партия по опросам показала самый большой рост в августе. В марте этого года среднее значение ее рейтинга упало ниже 27%. В апреле-июле она стагнировала, но в последний месяц лета раскачалась. Это вытекает из расхождения между идеологией партии и протестного электората. Поэтому ей сложно быстро получить расположение консервативного и религиозного избирателя.

Такой результат имеет под собой объективное основание.

Во-первых, чем хуже положение AKP, тем лучше для СНР. На это воздействует статус главной оппозиционной партии и лидера антиэрдогановского лагеря.

Во-вторых, она выражает свою позицию по злободневным вопросам повестки дня. Кемалисты отправили запрос в компетентные органы о необходимости разбирательства по фактам, высказанными Седат Пекером. Пекер – криминальный авторитет, который в 2000-х гг. был известен близостью к Р.Т.Эрдогану. В 2020 г. его видео о связях политической элиты Турции с криминалом стали популярными. После них началось перманентное падение рейтингов президента Турции. Считается, что причиной публикации такой информации является обида на министра внутренних дел Турции С.Сойлу. В 2021 г. в доме Пекера была проведена полицейская операция, когда в нем находилась его семья.

В-третьих, они получили очки после проведения последней встречи первого тура в рамках «стола шести» (altılı masa).

Мы увидели, что, делая акцент на антиэлитизме, у CHP в жесткой конкуренции есть возможность повышать свой рейтинг. Кемалистам очень важно закрепиться в районе 27%. Этот уровень поддержки при определенных условиях может позволить давить на позиции AKP.

 

İYİ

 Рейтинг Хорошей партии не претерпел изменений. Летом ее рост остановился. При этом правые считаются непредсказуемым актором, результат которого является ключом к успеху оппозиции. Это можно заметить по данным опросов. Они отличаются большим разбросом между самым максимальным и самым минимальным значением. Поэтому она может стать как неожиданностью, так и разочарованием выборов.

Причиной стагнации партии представляется то, что она ушла на второй план в оппозиционной коалиции. Особенно сильно это проявляется на фоне кампании CHP по раскрутке Кемаля Кылычдароглу в качестве кандидата на пост президента от Национальной коалиции. При этом в обществе эту кандидатуру принимают довольно прохладно. Первые публичные комментарии İYİ дала только в августе, хотя о своих планах CHP объявила еще в мае. В кулуарах обсуждают, что правоцентристы выступают против такого сценария. Они настаивают на кандидатуре мэра Анкары Мансура Яваша, который уверенно опережает Эрдогана во втором туре. Все официальные комментарии подчеркивают, что кандидат будет выбираться всеми партнерами. Но в обществе есть опасения, что линия кемалистов возобладает. Поэтому от İYİ ждут выражения более активной позиции по этому вопросу. Ее отсутствие сказывается на паденииуменьшение привлекательности.

 

HDP

Демократическая партия народов отличается своей стабильностью. Это относится к тому, что она обладает самым консолидированным электоратом. Если сравнивать ее нынешние рейтинги с цифрами годичной или двухгодичной давности, показатели HDP будут наиболее приближенными к ним. Августовский показатель не является критичным. Он подчеркивает, что серьезных перепадов в стане левых ждать не стоит. Если говорить об их активности в отчетном месяце, то я сделаю акцент на появлении «Коалиции труда и свободы». В рамках нее объединились малые леворадикальные партии. Это третья по счету коалиция после объединений под лидерством AKP и CHP. Других новостей вокруг HDP не было. Поэтому серьезных колебаний параметра не наблюдалось.

 

MHP

 Партия националистического движения неожиданно показала ощутимый рост. Она является партнером AKP по альянсу. Многие проблемы, которые испытывает на себе правящая партия, влияют и на националистов. В какой-то момент падение было настолько существенным, что ее рейтинг упал ниже 7%-го избирательного порога. Но за два последних месяца она остановила негативные для себя тренды. Теперь вопрос стоит за возможностью зафиксировать этот результат.

В августе с MHP не было связано каких-то громких новостей. Источником этого эффекта стали избиратели, которые ранее поддерживали идеологически близкую для националистов AKP. Также определенное влияние оказали голоса, перешедшие от других правых партий. В первую очередь, это электорат ZAFER.

Перед ней до сих пор существует угроза преодоления избирательного порога. Но я предполагаю, что в этом случае сработает логика стратегического голосования. Лояльные к националистам избиратели других партий проголосуют за них, чтобы они могли пройти в парламент.

 

DEVA

 Партия демократии и прорыва потенциально претендует на попадание в парламент. Но пока что ее рейтинги далеки от этой цели. DEVA демонстрировала, что за счет своей экономической программы может расти. Но она нестабильна и такие скачки показывает редко.

Рост в августе сменил довольно серьезное падение, которое DEVA переживала в июле. В качестве причины этого выступает сокращение числа сторонников AKP. Это показывает ее антиэлитистскую линию и привлекательность. Но отсутствие достаточного количества инфоповодов ограничивают этот потенциал.

 

ZAFER

 Партия победы очень популярна в соцсетях. Но, на данный момент, конвертировать ее в рейтинг не получается. В этом месяце она потеряла довольно приличную часть поддержки. Такой разброс цифр объясняется протекающим процессом институционализации. Партия пока не может участвовать в выборах, так как не соответствует требованиям. Падение следует прежде всего из вторичности ее повестки и недостаточного качества кадрового ресурса.

Август оказался богатым на события. На политику повлиял уже сформированный внешний фон в виде экономического кризиса, активной внешней политики, политических противоречий. Влияние оказали и конкретные события. В качестве примера приведу публикацию информации о коррупционных схемах мафиози С.Пекером, скандальный арест певицы Г. Чолакоглу. Эти события поддержали динамичность политической системы.

В этом месяце наибольший рост рейтинга отмечен у CHP. Август можно занести в копилку MHP. DEVA также удалось выйти в плюс. İYİ и HDP продолжают стагнировать, как и в июле. Самые крупные потери отмечаются у AKP и ZAFER. Если правящая партия продолжает инерционное движение вниз из-за своей изношенности, то критическая повестка последней не нашла отклик у электората. Подчеркну, что динамичность рейтингов остается важной характеристикой будущей предвыборной кампании.

 

Партии Среднее арифметическое рейтингов партий за август Разница по сравнению со средним арифметическим рейтингов партий за июль Самое высокое значение рейтинга за август Самое низкое значение рейтинга за август
AKP 30,8% -0,6% 37,2% 27%
CHP 27,7% +0,9% 32,1% 23,4%
İYİ 14,3% -0% 21,1% 10%
HDP 9,8% -0,1% 13% 7,2%
MHP 7,5% +0,5% 10,4% 6%
DEVA 2,5% +0,2% 5,1% 1%
ZAFER 2% -0,8% 3,4% 1,3%