- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Внешняя политика как электоральный фактор для президента Турции Р.Т.Эрдогана: оценка эффективности

С приближением выборов все острее и острее стоит вопрос о том, за счет чего президент Турции Р.Т.Эрдоган может удержаться у власти. Предполагаем, что однозначный позитивный эффект имеет только фактор наличия ошибок оппозиции. Однако традиционно внешнеполитический курс Турции положительно отражался на самопозиционировании президента. Поэтому необходимо рассмотреть причины этого феномена и его влияние на предвыборную ситуацию.

Долгое время внешняя политика Турции не имела воздействия на внутренние дела. Но постепенно начинается процесс их переплетения. Это создало ресурс для повышения рейтинга Эрдогана. Для этого появились весомые предпосылки после того, как популизм Партии справедливости и развития (AKP) начал радикализироваться после протестов Гези  в 2013 г.

После попытки военного переворота 2016 г. использовалась популистская схема формирования политического пространства «мы/они». Во вторую категорию включали иностранные государства, которые, по мнению Анкары, поддерживали заговорщиков и работали на развал страны. Такая интерпретация сделала общественность чувствительной и зависимой от внешнего фона, чем неоднократно пользовались для повышения популярности власти.

Еще одним направлением этого видения политики на международной арене было применение исламизма и исламофобии в конструировании новой трактовки турецкой нации. Эрдоган делает акцент на том, что турки – мусульманский народ, а мусульмане подвергаются дискриминации из-за своей идентичности. С помощью введения в дискурс тем, связанных с палестинцами и рохинджа в Мьянме, была сделана попытка указания на исламскую солидарность и необходимость обеспечения справедливости и помощи обездоленным. Эти тезисы являются важным нарративом для ислама. Такая линия была усилена чувством ностальгии по славному прошлому, которое испытывали националистический и религиозный сегмент турецкого общества. Здесь часто делались акценты на существование халифата в Османской империи, военные победы и героизм, который стал возможным благодаря внутренней борьбы мусульман за свои права. После прихода к власти АКР уменьшилась дискриминация граждан по религиозному признаку в самой Турции. Религия была признана составной частью «турецкости». Этот факт способствовал смешиванию внешней и внутренней повестки.

В качестве образца действия этого фактора на практике выступает попытка военного переворота. По данным Metropoll рейтинг Р.Т.Эрдогана тогда вырос до 67%, хотя до этого находился на уровне 45%. Причем важно, что он обвинял некоторых экономических партнеров Турции во вмешательстве во внутренние дела и в желании уничтожить народную волю. Также до 48% вырос рейтинг главы государства после начала операции «Источник мира» на севере Сирии в октябре 2019 г. Примечательно, что до этого его популярность упала до 43,7% после неудачных для его правящей партии муниципальных выборов. Последний раз влияние внешнеполитических инициатив на рейтинг было отмечено после высказываний Эрдогана о блокировании вступления Финляндии и Швеции в НАТО. Отметим, что во всех трех случаях процент популярности после резкого роста начинали падать. То есть этот инструмент не отличается своей устойчивостью и не позволяет создавать хотя бы среднесрочную основу для их поддержания на столь высоком уровне. А постоянно реализовывать такие остросюжетные стратегии не представляется возможным.

Актуальным вопросом является возможность его активации на предстоящей предвыборной кампании. По нашему мнению, этот фактор уже не отличается такой эффективностью, как это было раньше. С мая 2021 г. предпринимаются попытки по использованию в этих целях эскалации в турецко-греческих отношениях. Но как показывает опрос MetroPoll,         64% опрошенных не испытывают чувства враждебности к Греции. Причем характерно, что среди электората AKP против этого утверждения высказалось 60,3%, а среди избирателей Партии националистического движения (MHP) – 57,8%. То есть даже сторонники провластных партий в своем большинстве не воспринимают такую негативную повестку. Исследование сайта Türkiye Raporu продемонстрировало, что только 20% опрошенных выступили за военное решение споров с Грецией.

У рассматриваемой дилеммы существует и другая плоскость. Даже наличие поддержки курса турецкого политика №1 не дает позитивных толчков для роста рейтинга. Это хорошо видно на примере позиции администрации Эрдогана в российско-украинском кризисе. Türkiye Raporu в феврале отмечало, что 82% опрошенных поддержали оказание военной помощи Украине, а 61% возражали против остановки продаж Киеву беспилотников. В общем, широкими массами поддерживалась официальная точка зрения в этом конфликте. Однако это не переломило ситуацию в пользу президента.

Они подтверждают, что рассматриваемый фактор перестал представлять из себя явный козырь в руках действующей власти, как это было в 2017 или 2018 гг.

Во-первых, в некоторых случаях, с точки зрения гражданского общества, власти обращаются к слишком радикальным методам. Государственный дискурс не всегда выражает желание населения.

Во-вторых, внутренние вопросы в представлении общественного мнения превалируют над внешнеполитическими.

В-третьих, неудачная позиция Эрдогана и МИД по сирийскому конфликту рассматривается многими турецкими гражданами как причина ухудшения экономического и социального положения из-за большого количества беженцев.

Поэтому, в целом, внешняя политика в публичных обсуждениях стала рассматриваться отдельно от внутренней. В этом смысле для избирателей приоритетнее то, что власти могут предложить для улучшения экономической ситуации. Вопросы безопасности и престижа страны на международной арене на данном этапе являются вторичными. Как результаты опросов, даже проэрдогановский электорат не принимает сейчас такое видение. Поэтому можно предположить, что события, которые раньше могли  помочь президенту в сложных условиях, сейчас скорее вредят ему. Обычные люди считают, что на внешнюю политику тратится слишком много времени и ресурсов, что лишает возможности для решения наиболее злободневных внутренних проблем.