- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии фактора туркменской диаспоры в Турции на двусторонние отношения между государствами

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган своим решением, опубликованным на прошлой неделе  в «Официальном вестнике», отменил безвизовый режим для граждан Туркменистана. Решение было принято через 10 дней после того, как Туркменистан официально обратился к Анкаре с просьбой ввести визовый режим для граждан Туркменистана, которые ранее могли посещать Турцию без визы при условии, что их пребывание не превышало 30 дней. Министерство иностранных дел Туркменистана в официальном заявлении от 4 сентября обратилось к Анкаре с просьбой ввести визовый режим для своих граждан «в целях улучшения и поддержания на систематической основе правил пребывания граждан Туркменистана в Турецкой Республике». Как полагают некоторые турецкие эксперты, причина, по которой Ашхабад потребовал, чтобы для въезда в Турцию требовались визы, заключается в том, что все большее число противников правящего режима бегут в Турцию. Турция, одна из немногих стран, в которые граждане Туркменистана могут въезжать без визы, стала центром диаспоры для многих туркмен. По данным Управления миграционной службы Турции, на 1 сентября в Турции проживало 118 375 граждан Туркменистана, имеющих вид на жительство. Однако, по оценкам, эта цифра будет выше с добавлением граждан Туркменистана, которые находятся на турецкой территории  без документов. Официальная статистика также показывает, что граждане Туркменистана составляют одну из крупнейших групп нелегальных мигрантов. На сегодняшний день турецкими властями было задержано в общей сложности 8447 нелегальных туркменских мигрантов.

Турецкие власти в целом терпимо относятся к туркменам без документов, незаконно находящимся в Турции, прежде всего из экономической целесообразности (это дешевая рабочая сила), и исторических связей, но оппозиционная деятельность членов диаспоры против праящего в Туркменистане режима с территории Турции не приветствуется. Туркменская активистка Дурсолтан Таганова объявила, что ее вызвали в турецкое Управление по вопросам миграции 15 апреля 2021 года, и предупредила, что у нее могут возникнуть проблемы с видом на жительство, если она не прекратит свою политическую деятельность. В июле 2020 года Таганова и десятки других туркменских граждан были задержаны, когда они пытались провести митинг перед консульством Туркменистана в Стамбуле с критикой правительства президента Гурбангулы Бердымухаммедова. Большинство задержанных были освобождены через несколько часов, но Таганова оставалась под стражей, поскольку турецкие власти пытались депортировать ее в Туркменистан. Она была освобождена в октябре 2020 года после того, как 11 правозащитных организаций призвали турецкие власти не доводить дело до конца с депортацией, заявив, что она столкнется с произвольным арестом и пытками, если ее вернут в Туркменистан. 21 июня представители нескольких исламистских правозащитных организаций, близких к турецкому правительству, призвали к решению проблем, с которыми сталкиваются туркмены, проживающие в Турции. Туркмены также утверждают, что у них серьезные проблемы с их турецкими видами на жительство, что они не могут поехать в другие страны, потому что их паспорта не продлеваются консульствами Туркменистана, и что они не могут вернуться домой из-за страха тюремного заключения. Оппозиционные группы в Туркменистане обеспокоены тем, что туркменское правительство потребует, чтобы людям, чьи имена они направляют в турецкие дипломатические представительства, не выдавали визы. Таким образом, многие оппозиционеры не смогут покинуть страну. Вполне вероятно, что правительство Р.Т.Эрдогана, у которого хорошие отношения с Туркменистаном, выполнит эту просьбу. По определению базирующейся в Вашингтоне организации Freedom House, Туркменистан является репрессивным авторитарным государством, где политические права и гражданские свободы практически полностью лишены. Выборы проходят под жестким контролем, что обеспечивает почти единогласную победу президента и его сторонников.

Турция предоставила военную помощь Туркменистану в 2021 году и продала боевые беспилотники Bayraktar ТВ-2, произведенные компанией зятя Р.Т.Эрдогана. Но надо отметить, что Ашхабад также «закрывает глаза» на действия турецких служб по слежке за турецкими оппозиционерами в Ашхабаде. Согласно судебным документам, турецкая дипломатическая миссия в Туркменистане участвовала в кампании по сбору разведданных и собирала информацию о деятельности критиков президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Информация, собранная посольством Турции, использовалась турецкой прокуратурой в уголовных делах по обвинению в терроризме. Согласно решению прокурора Бирола Туфана от 13 декабря 2018 года, Главная прокуратура Анкары начала отдельное расследование (файл № 2018/27556) в отношении четырех граждан Турции, которые были указаны в шпионских файлах, отправленных турецкими дипломатами в Туркменистан, без каких-либо конкретных доказательств правонарушений. Профилирующие файлы были переданы в Министерство иностранных дел Мустафой Капучу, послом Турции в Ашхабаде в период с 2015 по 2019 год. Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу подтвердил систематическую слежку за критиками турецкого правительства на зарубежной территории со стороны турецких дипломатических миссий в феврале 2020 года. Чавушоглу сказал, что турецкие дипломаты, назначенные в посольства и консульства, получили официальные инструкции от правительства проводить подобную деятельность за рубежом. «Если вы посмотрите на определение дипломата, оно ясно. … Сбор разведданных — обязанность дипломатов». «Сбор разведданных и сбор информации — это факт», — заявил Чавушоглу турецким журналистам 16 февраля 2020 года после Мюнхенской конференции по безопасности.