- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О современном состоянии системы образования Пакистана

Как полагают пакистанские аналитики, нынешняя структура системы образования в Пакистане, которая является наследием британской колониальной эпохи, крайне устарела и во многих случаях не отвечает современным научным требованиям. Спустя десятилетие после 18-й поправки в структуре системы образования Пакистана все еще мало что изменилось. Пакистан в настоящее время занимает 113-среди 120 стран по уровню грамотности, что рисует, мягко говоря, безнадежную картину.  Коллективный уровень грамотности составляет 58%, что означает, что более 60 млн человек не имеют доступа к системе образования.  Согласно Конституции 1973 года, федеральное правительство несет ответственность за планирование, разработку политики и продвижение образовательных учреждений в провинциях. Федеральные правительства предприняли инициативы по устранению недостатков в образовательной структуре страны, по этой причине было созвано несколько конференций для устранения недостатков в образовательном секторе. Первая в истории конференция по национальному образованию была созвана в 1947 году, на ней присутствовал основатель нации Куэйд-и-Азам Мухаммад Али Джинна. Знаменитые его слова: «Важность образования и типа образования невозможно переоценить. Нет сомнений в том, что будущее нашего государства будет и должно в значительной степени зависеть от типа образования, которое мы даем нашим детям, и от того, как мы воспитываем их как будущих граждан Пакистана. Мы не должны забывать, что нам приходится конкурировать с миром, который очень быстро движется в этом направлении». За этим последовало множество других конференций, посвященных политике в области образования.

Тем не менее, после всех этих лет и многочисленных конференций, планов, инициатив и программ Пакистан все еще находится в зоне низкой грамотности среди широких масс. Несмотря на большие планы в этой области, систем страдает от плохого качества реализации, и большинство инициатив властей исчезают после начальной стадии выступлений и обсуждений. Многие проблемы, с которыми  сталкивается пакистанское образование, усугубляются, когда речь заходит о сельских районах, где нередки  школы с одним учителем и школы с одной комнатой без мебели или основного учебного оборудования как для учителей, так и для учеников; отсутствие спортивных сооружений. Преобладание неподготовленных учителей, отсутствие мотивации у учащихся приводит к большому количеству случаев кадровой чехарды и отсеву учеников. На пути достижения бесплатного и всеобщего начального образования существует множество препятствий, таких как низкий приоритет, уделяемый подсектору начального образования при распределении финансовых ресурсов, нереалистичные планы и их цели, непривлекательная обстановка в школах и не стимулирующая преподавание и учебная атмосфера в классах. Среднее образование также пострадало в стране, поскольку те, которые были предоставлены государственными учреждениями, практически не помогли в повышении уровня образования в стране. Многие из этих государственных школ упускают из виду компонент привития ученикам лидерских качеств, чтобы они могли стать ответственными заинтересованными сторонами в будущем. Отсутствие этого способствовало созданию частных учебных заведений, которые в определенной степени фокусируются на социальных навыках учащихся. Однако это сопряжено с более высокой стоимостью в виде платы, которая недоступна обычному человеку, что делает их эксклюзивными только для элиты. Баланс между учебными и внешкольными занятиями практически отсутствует в государственных школах, и, таким образом, учащиеся страдают от формирования характера, сбалансированного развития личности, уверенности и лидерских качеств. Хотя для решения этой проблемы были созданы т. н. «общеобразовательные школы», позже они были ликвидированы по неизвестным причинам.

Сектор высших средних школ сталкивается с еще большей проблемой, а именно с отсутствием разнообразных образовательных областей, которые ограничены несколькими дисциплинами, такими как медицина, инженерия и информатика. Это крайне ограниченные возможности для миллионов студентов, поступающих в высшие средние школы с тысячами различных интересов, которые могут не соответствовать текущим областям обучения, предоставляемым на среднем уровне во всех колледжах Пакистана. Существует острая необходимость диверсификации дисциплин в колледжах и увеличения количества дисциплин, чтобы обеспечить соответствие предоставляемых образовательных ресурсов потребностям и желаниям студентов. Учащегося, который не любит математику, биологию или физику, не следует насильно учить этим предметам. Если студенты начинают терять интерес к учебе, что часто происходит, если предметы их не интересуют, то начинается разрушительный эффект домино, который будет сопровождать их на протяжении всего пути к высшему образованию. С другой стороны, высшее образование в Пакистане страдает от нехватки ресурсов, политизации студентов (религиозных и этнических) и их вовлечения в неконструктивные политические дискуссии. Ярким примером этого является Университет Белуджистана в столице провинции Кветта, который разрывается между студенческими организациями, политическими союзами и партиями, которые не являются источником сплочения среди тех, кто учится в университете. Вместо этого они проводят разделительные линии и являются основным источником междоусобиц. Другим примером является смерть студента Международного исламского университета в Исламабаде, которая стала результатом междоусобиц среди студенческих организаций и политических союзов. Академический и административный персонал университетов рисует картину безнадежности. Они, безусловно, могут обладать квалификацией, которая позволяет им претендовать на место, которое они занимают, но многим не хватает стандартного поведенческого подхода, который делает из них отличного администратора или учителя. Большинство сотрудников погрязли в глубоком комплексе чувства превосходства и рассматривают все вопросы, даже те, которые заданы добросовестно, как вызов их собственному авторитету. Студенты в университетах должны иметь возможность уделять столько же внимания своему характеру и развитию личности, сколько и своим академическим и умственным способностям, для чего руководство университета должно создать соответствующую атмосферу, поскольку все студенты, оканчивающие университет, будут претендовать на различные возможности трудоустройства, которые требуют определенных навыков, помимо того, чтобы быть академически блестяще образованным. Однако, за исключением нескольких частных учебных заведений, остальные университеты, как государственные, так и частные, не уделяют внимания этому важному фактору. Множество бюрократических и административных препятствий со стороны органов управления университетами действует только как сдерживающий фактор для тех, кто хочет внедрять позитивные программы. В целом, в университетах отсутствует  благоприятная среда, и к студентам относятся скорее как к субъектам, а не как к равным, которые обладают огромным потенциалом. Другая дилемма, с которой сталкивается система образования, заключается в том, что учащихся с самого начала обучения обучают в «реактивной» среде, то есть говорят, что ученик ничего не будет делать, пока учитель не даст указание или не попросит что-то прочитать или написать. Необходимо перейти от «реактивного» режима обучения к «проактивному» режиму обучения, когда учащийся проявляет свою волю к изучению, что он хочет изучать и как он этого хочет, но это долгий путь, и предстоит проделать еще много работы, чтобы воспитать такое понимание и среду, которая сделает такие инициативы устойчивыми и управляемыми, что сложно .ожидать, пока Пакистан тратит только 2,1% своего ВВП на образование.