- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Анализ цивилизационных аспектов внутриполитического конфликта в Афганистане. Часть 1.

Вопрос столкновения цивилизаций между исламом и Западом часто поднимался после терактов 11 сентября 2001 г. и последовавшей за ними антитеррористической операции сил международной коалиции под руководством США в Афганистане. До терактов 11 сентября Афганистан находился в состоянии гражданской войны, которая по своей сути представляла «внутрицивилизационный», а не «межцивилизационный» конфликт. Конкурирующие этнические группы, в основном пуштуны, таджики, узбеки и хазарейцы, пытались заявить о своем превосходстве над остальными. Хотя тезис Хантингтона допускал возможность «внутрицивилизационного» конфликта, он исключал вероятность его глобальной эскалации. Хантингтон писал: «В этом новом мире локальная политика является политикой этнической, или расовой, принадлежности; глобальная политика – это политика цивилизаций». Хантингтон утверждал, что только насильственная политика государств и групп, представляющих разные цивилизации, несет в себе потенциал глобальной эскалации, поскольку другие государства и группы, принадлежащие к этим «цивилизациям», сплачиваются в поддержку родственных им стран. Однако его суждения не подтвердились в контексте Афганистана, поскольку продолжающийся в стране конфликт упирался, прежде всего, в амбиции этнических пуштунов, большинство из которых первоначально были организованы моджахедами, а затем радикальным исламистским движением «Талибан» и терористической группировкой «Аль-Каида» (обе организации запрещены в РФ). Неоднозначность ситуации усугублялась исторической поддержкой, которую пуштунские формирования получали не только от мусульманского мира (Пакистан, Саудовская Аравия, ОАЭ), но и от христианского мира (США и Великобритания). В этом контексте американские исследователи Том Лэнсфорд и Джек Коваррубиас утверждали следующее: «В своих усилиях по сдерживанию советской экспансии США выработали политическую привычку, согласно которой Вашингтон, как правило, отказывался от «клиента», когда советская угроза переставала быть актуальной. Афганистан не стал исключением. Как только интерес великих держав к стране иссяк, различные фракции моджахедов остались без лидерства, необходимого для перехода к широкомасштабному национальному правительству. Это позволило «Талибану» получить господство». Одним из факторов, стоящих за событиями 11 сентября, была незавершенная стратегическая манипуляция «внутрицивилизационным» конфликтом, которая привела к обратным результатам и, в свою очередь, спровоцировала эскалацию глобальной войны с терроризмом, тем самым поставив под сомнение теоретические положения Хантингтона. США и Великобритания возложили ответственность за теракты 11 сентября на «Аль-Каиду» на основании видеозаписи, опубликованной Усамой бен Ладеном. Хотя его заявления имели религиозный подтекст, они прямо указывали на то, что недовольство имело не религиозный, культурный или цивилизационный, а непосредственно политический характер. Испытываемое им чувство исторической несправедливости по отношению к мусульманскому обществу проистекало не из религиозных максим христианства или иудаизма в целом, а из неприемлемой с его точки зрения внешней политики США и их союзников. Провокация Усамы бен Ладена была мотивирована политической целью мобилизовать мусульманское сообщество против действий американского правительства, а именно незаконной оккупации исламских святых земель, произраильской позиции в израильско-палестинском конфликте и сомнительной политике поддержки авторитарных режимов в Иордании и Саудовской Аравии при параллельном заявлении о поддержке демократических режимов в Ираке и Афганистане. Идея «противостояния цивилизаций» неоднократно фигурировала в риторике бывшего президента США Джорджа Буша-младшего. Выступая на заседании Конгресса 20 сентября 2001 г., Буш изложил свое видение войны с терроризмом, заявив: «Это борьба цивилизации». Однако, выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН 21 сентября 2004 г., он заявил об отсутствии столкновения цивилизаций. Хотя решение развернуть военную операцию в Афганистане было принято в контексте глобальной войны с терроризмом, действия правительства США были обусловлены преимущественно политическими целями – охотой на Усаму бен Ладена, сокрушением «Аль-Каиды», свержением режима талибов и его замена проамериканской властью. Заявленные политические цели сопровождались скрытыми геостратегическими амбициями по обеспечению долгосрочного вмешательства во внутренние дела  государств Центральной и Южной Азии. И «Аль-Каида», и администрация Буша делали вид, что говорят от имени своих соответствующих «цивилизаций», но при этом ни одна из них не могла рассматриваться в качестве основного представителя в отсутствие единодушной поддержки со стороны всей «цивилизации», к которой они принадлежали. После 11 сентября действия «Аль-Каиды» осудили Саудовская Аравия, Иран, Индонезия, Малайзия и Пакистан. Примечательно, что Организация исламского сотрудничества осудила действия Усамы бен Ладена, но не ответную реакцию США. Будучи потрясенными методами террористов и гибелью такого количества невинных людей, большинство религиозных лидеров в исламских сообществах осудили нападения террористов как действия, не имеющие отношение к исламу. Часть мусульманского общества не только раскритиковала нападения, но и пошла еще дальше, приняв участие в войне против террористов. Возглавляемая США военная операция Афганистане получила значительную поддержку не только среди христиан, но и мусульман, живущих как внутри страны, так и за ее пределами.