- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Анализ тактики применения ВСУ турецких БПЛА Bayraktar TB-2 в ходе СВО ВС РФ на территории Украины

Использование ВСУ ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) турецкого производства Bayraktar TB-2 демонстрирует некоторые принципиальные отличия от того, как Вооруженные силы (ВС) Азербайджана использовали эту систему оружия во время Второй карабахской войны 2020 года. Разница наиболее заметна в целевых приоритетах. В то время как Азербайджан в основном атаковал армянскую бронетехнику, артиллерию, системы ПВО и скопления войск, украинцы в основном преследуют цели поразить российские логистические цепочки.

По состоянию на 16 марта 2022 года ВСУ за счет применения Bayraktar TB-2 поразили следующую наземную технику ВС РФ: 2 боевые машины пехоты (БМП) и в общей сложности 6 артиллерийских орудий (5 единиц 152-мм буксируемой артиллерии и одна БМ-27). В то время как удары Bayraktar TB-2 по российским логистическим платформам уничтожили 24 колесные машины и 2 эшелона с горючим[i] [1]. Предпочтение ВСУ в качестве целей логистических объектов логично: в случае Второй карабахской войны азербайджанские военные вели наступление, пытаясь уничтожить как можно больше армянских огневых средств, чтобы расчистить место для последующего наземного нападения, тогда как Украина обороняется от крупного, грозного противника, но страдающего от затрудненной логистики. В целом бензовозы и грузовики с продовольствием остаются более подходящими целями для ударов украинских беспилотников, чем российские системы наземного оружия.

Удары БПЛА Bayraktar TB-2  по российским системам ПВО представляют собой другую историю, которая выходит за рамки вышеупомянутых тактических расчетов и заслуживает тщательного изучения на предмет извлечения из нее военно-стратегических уроков. Информация о поражении турецкими БПЛА Bayraktar TB-2 систем ПВО советского/российского производства, включая высокотехнологичные модели, такие как линейка «Панцирь», уже попала в заголовки газет, и в последние годы об этом говорили на нескольких фронтах: от Леванта до Северной Африки и Южного Кавказа.

Здравый смысл подсказывает, что, хотя вышеупомянутые тематические исследования доказали некоторую эффективность турецких ударных БПЛА против систем ПВО российского производства, находящихся на вооружении третьих стран, их эффективность против самих ВС РФ может быть совершенно иной. Предыдущие оценки предполагали, что российские системы, оказавшись в руках регулярных российских ВС, будут тесно объединены в систему и будут работать совместно со средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ)[ii] [2]. Данные подходы подтвердились в ходе СВО, где турецкие боевые беспилотники относительно слабо показали в преодолении рубежей ПВО российских ВС.

Усилия коллективной разведки из открытых источников (OSINT) выявили всего 32 единицы зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), потерянных российскими военными (Министерство обороны Украины предлагает более преувеличенную оценку в 43 единицы). Из 15 ЗРК, уничтоженных кинетическими попаданиями, 9 платформ были атакованы Bayraktar TB-2. В целом, турецкие беспилотники обеспечили около 30% всех поражений ЗРК и 60% прямых попаданий[iii] [3]. Что еще более важно для извлечения уроков для частей ПВО ВС РФ, в список уничтоженных входит «Тор-М2», который, как сообщается, был модернизирован специально для борьбы с дронами[iv] [4].

Израильские оценки Второй карабахской войны показывают, что летательный аппарат с 12-метровым размахом крыльев, различными металлическими деталями и вращающимся винтом не может быть невидимым для радаров[v] [5]. В этом отношении одним из объяснений успеха турецких беспилотников против российских мобильных ЗРК может быть тот факт, что даже философия проектирования современных российских систем все еще опирается на позднесоветский период. Эти средства не предназначены для перехвата тихоходных (до 70 узлов) беспилотных летательных аппаратов с поршневыми двигателями[vi] [6]. Кроме того, сигнатуры винтовых беспилотных авиационных систем (БАС), таких как Bayraktar TB-2, будут сливаться с фоном помех, создавая дополнительные трудности для традиционных датчиков ПВО. В частности, в отношении особенно медленно движущихся платформ помехи будут препятствовать распознаванию движущихся целей (MTI) сканера ПВО и функциям доплеровской обработки[vii] [7].

Наконец, основные российские системы РЭБ, такие как «Красуха-4» (предназначенные для поражения западных самолетов, особенно самолетов ДРЛО, бортовых систем и радаров, радаров управления огнем и низкоорбитальных спутников), по-видимому, не особенно нацелены на линии передачи данных турецких дронов в пределах прямой видимости (LOS), особенно в диапазоне C[viii] [8].

Таким образом, для ВС РФ «дронизация» ВСУ представляет вызов, а в определенных областях и определенную угрозу по трем причинам:

Во-первых, Турция внедрила эффективные концепции операций (CONOPS) со своими проверенными в боевых условиях БПЛА прямо у границ России.

Во-вторых, Турция инициировала несколько прибыльных сделок по совместному производству и оборонным технологиям на постсоветском пространстве, особенно в Азербайджане и Украине, обе из которых заключили соглашения о совместном производстве турецких БПЛА.

В-третьих, успешное уничтожение турецкими ударными БПЛА советского/российского оружия на самых разных полях сражений, от Сирии и Ливии до Карабаха, а теперь и Украины, подняло серьезные вопросы необходимости модернизации российского ВПК.

Что касается применения турецких беспилотников в рамках концепции ведения боя CONOPS, ближневосточные аналитики утверждают, что реальная угроза, исходящая от боевых БАС, проявилась во время Второй карабахской войны в виде невыносимого истощения на поле боя, от которого армяне так и не смогли оправиться. В начале боевых действий азербайджанские военные нанесли большой материальный урон армянским формированиям, но не добились существенного территориального изменения – эти успехи последовали только на более поздних этапах конфликта. Президент Азербайджана Ильхам Алиев пояснил, что БПЛА производства Турции и «другие источники [имеется в виду израильские барражирующие боеприпасы]» нанесли урон армянскому оружию на сумму 1 млрд долл. США[ix] [9]. Такой стиль ведения боя, сопряженный с высоким риском истощения роботизированных платформ, является новым и опасным для ВС РФ. Российские военно-политические оценки по-прежнему выражают явную озабоченность по поводу притока турецких оборонных технологий, особенно роботизированных боевых систем, на постсоветское пространство[x] [10].

Отметим, что Bayraktar TB-2 не является неуязвимым для ВС РФ, которые отработали технологию перехвата и огневого поражения турецких БПЛА на Украине. Тем не менее, турецкий способ ведения боевых действий беспилотниками оказался методом с преобладанием наступательных действий и явно выгодным экономически, учитывая соотношение поражаемых целей и потерь самих БПЛА. Bayraktar TB-2 – опасная система вооружения, представляющая реальный боевой инструмент для усиления восточного фланга Североатлантического альянса.

[i] [11] https://www.oryxspioenkop.com/2022/02/defending-ukraine-listing-russian-army.html

[ii] [12] https://jamestown.org/program/can-turkish-drones-bolster-natos-eastern-flank-against-russia/

[iii] [13] https://www.oryxspioenkop.com/2022/02/attack-on-europe-documenting-equipment.html

[iv] [14] https://tass.com/defense/1207339

[v] [15] https://besacenter.org/wp-content/uploads/2020/12/184web-no-ital.pdf

[vi] [16] https://baykartech.com/tr/uav/bayraktar-tb2/

[vii] [17] «Концепции систем интегрированной противовоздушной обороны многонациональных мобильных сил реагирования на кризисы, НАТО, 2001 г.»

[viii] [18] https://ctech.com.tr/tr/urunler/savunma-ve-havacilik/haberlesme-sistemleri/ufuk-hatti-haberlesme-cozumleri/ufuk-dlku-45-tr

[ix] [19] https://www.yenisafak.com/en/video-gallery/news/aliyev-says-azerbaijan-destroyed-1-bln-worth-of-armenian-equipment-using-turkish-drones-2205102

[x] [20] https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/turkey-in-the-black-sea-region-risks-for-russia/