- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Первая турецкая реакция на вхождение четырех областей Украины в состав России

30 сентября президент России В. Путин выступил с обращением, где озвучил решение о вхождении четырех бывших областей Украины (Донбасс, Луганск, Запорожье и Херсон) в состав России. Обращение российского лидера ожидалось в Турции с нескрываемой нервозностью, в особенности, с учетом событий последних дней. В числе последних выделяются атаки на газопроводы «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2», а также объявленная в России частичная мобилизация.

На беспрецедентные события в Турции ожидался и беспрецедентный ответ со стороны российского лидера. Разумеется, далеко выходящий за рамки официального объявления о вхождении новых субъектов в Российскую Федерацию. В числе возможных вариантов, но не ограничиваясь – смена качества СВО на другое (война, контртеррористическая операция и проч.), обещание использовать тактическое ядерное оружие для защиты своих границ, ультиматум Украине или Западу и проч.

Не услышав в выступлении ни одного из перечисленных вариантов, турецкие обозреватели 30 сентября не могли скрыть очевидного облегчения. Однако, начнем с того пресс-релиза, который был обнародован турецким МИДом по следам произошедшего. Ниже приводится оригинальный текст турецкого внешнеполитического ведомства №300 от 30.09.22 на русском языке (без исправления «Зафорижской» на «Запорожскую» область – И.С.):

«Турция не признала аннексию Крыма Россией в результате незаконного референдума в 2014 году и каждый раз подчеркивала свою решительную поддержку территориальной целостности, независимости и суверенитета Украины.

В соответствии с этой позицией, принятой в 2014 году, мы отвергаем решение России об аннексии Донецкой, Луганской, Херсонской и Зафорижской областей Украины.

Это решение, представляющее собой грубое нарушение установленных принципов международного права, не может быть принято.

Мы вновь заявляем о своей поддержке урегулирования этой войны, тяжесть которой продолжает нарастать, на основе справедливого мира, который будет достигнут путем переговоров».

Это совпадает с позицией, прозвучавшей на турецком ТВ от обозревателей по следам событий (в частности, на умеренном канале Haber Türk). Резюмируем главное из первых, по следам события, заявлений турецких обозревателей:

  1. Нынешняя ситуация, прежде всего, вызвана безудержной жадностью и расширением США / НАТО на Восток. Широко известно, что Украина – красная линия для России. При этом США сами в прошлом неоднократно предпринимали аналогичные незаконные шаги, включая действия в том же Ираке (случаи Югославии и Афганистана не упоминались прямо, но в любой подобной дискуссии неизбежно возникнут).
  2. Из п.2 следует то, что виновной стороной конфликта, генерально, является Запад. Он же не дает возможности заключить мирный договор между Россией и Украиной.
  3. Тем не менее, действия России на Украине (СВО + аннексия территорий) являются грубым нарушением международного права. Референдум, проведенный в 4-х областях, законной силы не имеет. Право народов на самоопределение существует, однако, отделение возможно лишь только по результатам всеобщего голосования на Украине, а не в отделяющихся областях. Прецедент Сербии и Косово обозревателями затронут не был.
  4. Турция, осудившая действия России (см. пресс-релиз выше – И.С), находится не на стороне НАТО, а на стороне международного права.
  5. В Турции – слишком много голосов, которые поддерживают Россию и настроены на сохранение и развитие российско-турецких связей. Соответственно, эти связи разрушить либо невозможно, либо крайне затруднительно.
  6. Турция находится сама под давлением Запада по периметру своей границы: речь идет как о поддержке Греции и Кипра со стороны США и ЕС, так и о поддержке РПК / СНС в Сирии со стороны США.
  7. Имея целый ряд проблем, которые могут быть решены только в силовой плоскости, Турция себе таких методов позволить не может, в отличие от России. У неё для этого не хватает, прежде всего, экономического потенциала (отрицательное сальдо внешней торговли, отрицательный баланс по текущим операциям, необходимость постоянного привлечения зарубежных инвестиций и проч.). В воздухе повисает законный вопрос о тех действиях, которые предприняла бы Турция, будь у неё такой потенциал.
  8. Турецкая позиция по миротворчеству на Украине сталкивается с новой вводной – проведенными референдумами и принятым президентом РФ решением – и оказывается в затруднительном положении. Всеобъемлющее миротворчество (в противовес отдельным инициативам – зерновая сделка, обмен «азовцев» и т.д.), на этом этапе, оказывается весьма маловероятным. Следующий этап будет этап продолжающейся эскалации.
  9. Итог, не будучи миротворцем, роль Турции оказывается подвешенной. Следует ожидать нарастающего давления на Турцию со стороны Запада присоединиться к открытой, масштабной военной помощи Украине и ввести полноценные (а не вторичные, как сейчас) санкции по отношению к России. В частности, анонсирован срочный визит генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в Турцию 1 или 2 октября с. г.