- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Экономика и внешнеэкономические связи Кувейта

На сегодняшний день экономика Кувейта является относительно открытой. По показателю открытости экономики (Index of Economic freedom) Кувейт несколько лет назад опережал такие страны как Норвегия, Франция, Испания, Малайзия и Аргентина.

В стране провозглашен принцип равенства всех граждан в распределении национального богатства. Осуществляется государственное регулирование экономики (75% ВВП создается в госсекторе).

Как и во многих странах региона, основу экономики Кувейта составляет нефтяной сектор. Так, около 50% ВВП, 90-95% валютных поступлений и 75% доходной части бюджета формируется за счет нефтяной отрасли.

Примечательно, что в Кувейте учрежден специальный институт, известный как «Фонд будущих поколений», на который ежегодно переводится 10% средств от нефтяных поступлений. До 1990 г. эти поступления составляли 100 млрд долл., однако после иракской оккупации эта сумма сократилась, поскольку Кувейт был вынужден около 35 млрд долл. потратить на восстановление своей экономики.

В настоящее время капитал «Фонда будущих поколений» оценивается около 45-50 млрд. долл.

Объем внешней торговли Кувейта, по разным оценкам, составляет 38-40 млрд долл., в т.ч. импорт – 13 млрд долл., экспорт – 25 млрд долл., из которых более 90% приходится на нефть.

Большая часть импорта Кувейта (75%) приходится на промышленные товары. Доли экспорта и импорта в ВВП соответственно колеблются в пределах 45% и 23%.

Стоит отметить, что с 2005 г. реальный ВВП ежегодно возрастает, примерно, на 8%, демонстрируя свой самый высокий рост за последние 10 лет.

Промышленность Кувейта в большой степени зависит от торговли нефтью, которая составляет более 90% экспорта и 50% ВВП.

Кроме нефтедобычи, в Кувейте также хорошо развиты нефтеперерабатывающая и нефтехимическая отрасли.

Нефтеперерабатывающая отрасль включает несколько экспортноориентированных нефтеперерабатывающих и нефтеочистительных заводов и ряд небольших частных производств.

Стоит напомнить, что нефтеперерабатывающие мощности Кувейта были сильно разрушены во время иракского вторжения и оккупации в 1990-91 гг.

Довоенные мощности нефтепереработки составляли 820 тыс. барр. в сутки. После завершения военных действий к началу 1992 г. они сократились до 200 тыс. барр. в сутки. Кувейтская программа восстановления мощностей общей стоимостью 400 млн долл. была выполнена в середине 1994 г.

В настоящее время пропускная способность трех местных НПЗ (Мина аль-Ахмади, Мина Абдулах и аль-Шуайба) составляет порядка 930 тыс. барр. в сутки. Причем основная часть выработанных нефтепродуктов идет на экспорт.

Необходимо заметить, что нефтеперерабатывающие мощности Kuwait Petroleum Company (KPC) на территории Старого Света составляют около 300 тыс. барр. в сутки, включая мощности завода в Италии (150 тыс. барр. в сутки) и в Нидерландах (75,5 тыс. барр. в сутки).

Вызовы нынешнего финансово-экономического кризиса побудили кувейтское руководство принять соответствующие меры по ускорению темпов развития нефтехимического сектора местной экономики с тем, чтобы обеспечить стабильность доходов страны в период низких цен на нефть и увеличение доходов при соблюдении ограничений квоты ОПЕК на ее добычу.

Государство, предоставляя займы и обеспечивая необходимую инфраструктуру, не только активно поддерживает развитие устоявшихся отраслей экономики, но и способствует внедрению новых, прогрессивных направлений в промышленный сектор страны.

Ранее кувейтская Petrochemical Industries Company (PIC) производила, главным образом, дешевую продукцию типа мочевины, аммиака и других удобрений на экспорт.

Теперь PIC начинает выпускать на рынок более ценную продукцию и осуществлять ее поставки в Иорданию, Сирию, Объединенные Арабские Эмираты, Марокко, Китай, а также в Индию, Пакистан и страны Восточной Африки.

По сообщениям Агентства новостей Кувейта, PIC может увеличить производство полипропилена на своем заводе на 20% — до 120 тыс. тонн в год, если рыночная цена полипропилена будет продолжать расти.

И еще об одном. Обилие дешевой энергии, большие инвестиционные возможности и дефицит местных трудовых ресурсов диктуют Кувейту определенный профиль промышленного развития: энерго- и капиталоемкий, но трудосберегающий.

Данная стратегия ясно прослеживается в узкой специализации страны в области нефтехимики и нефтепереработки. Вся промышленная стратегия Кувейта ориентирована на экспорт.

В этом экономика Кувейта схожа с экономикой других нефтеэкспортирующих стран Аравийского полуострова: основное место в ней принадлежит современному нефтяному сектору.

В этой связи финансовые потери у этих государств тоже схожие. Так, по словам министра иностранных дел Кувейта М. ас-Сабаха, за время глобального финансово-экономического кризиса и непосредственно связанных с ним скачков цен на «черное золото» на мировом рынке арабские страны потеряли более 2.5 трлн долл., а также около 40% стоимости своих заграничных активов, которые оцениваются в 3 трлн долл.

Чиновник подчеркнул, что недавнее очередное понижение цен на нефть в очередной раз доказало, что основными влияющими на ценообразование факторами являются геополитическая обстановка, климатические условия, а также психологический фактор.

Министр также отметил, что низкие или высокие цены на нефть не должны тормозить рост кувейтской экономики, а напротив, только подталкивать ее к развитию.

Именно поэтому Кувейт, надеясь привлечь дополнительные иностранные инвестиции, уже начал осуществлять программу приватизации государственной собственности (кроме нефтяного сектора) с целью сокращения государственных субсидий в экономику.

Кувейт намерен осуществить приватизацию таких ключевых объектов промышленности, как предприятия коммунального сектора, порты, заправки и телекоммуникационные предприятия. Приватизация осложнена необходимостью защитить право на труд кувейтских граждан, которые традиционно были задействованы на государственных предприятиях (93%) и в правительственных учреждениях.

Стоит особо подчеркнуть, что Кувейт был первой страной Персидского залива, чьи нефтяные компании вышли в своей деятельности за пределы собственной территории.

Две кувейтских компании — Kuwait Foreign Petroleum Exploration Company (KUFPEC) и Kuwait Petroleum Company (KPC) представляют свою страну за рубежом. Первая работает в сфере исследований и добычи нефти, вторая осуществляет производство и сбыт нефтепродуктов.

Сегодня KUFPEC действует в 14 странах, включая Данию, Тунис, Индонезию и Австралию. При этом компания участвует в основном в разработке небольших месторождений. В компании существуют планы увеличения этого показателя до 100 тыс. барр. к 2010 г.

Кроме того, компания владеет в Европе сетью автозаправочных станций (АЗС) и имеет свои пункты для заправки самолетов в 40 аэропортах мира.

Понятно, что такое символическое присутствие компаний Кувейта в других регионах носит в большей мере пропагандистский характер и служит делу повышения престижа страны. Тем более что нефтяные операции за рубежом ничтожны по сравнению с экономическим эффектом, который имеет место в результате деятельности кувейтских финансовых структур, созданных для управления нефтедолларами, полученными от внутренних операций.

Сегодня Кувейт осуществляет огромные капиталовложения в экономику развитых стран через вышеупомянутый нами «Фонд будущих поколений». Через него кувейтское правительство владеет пакетами акций таких крупнейших промышленных предприятий, как BP, Metallgesellschaft AG и Daimler Benz AG.

Еще одной финансовой организацией, инвестирующей свои средства в экономику арабских стран, является Кувейтский фонд арабского экономического развития, размеры которого приблизительно оцениваются в 6.6 млрд долл.

Кувейт по праву является активным экспортером капитала. В настоящее время его госактивы за рубежом, по разным оценкам, составляют 60-70 млрд долл., а объем частных вкладов — 40 млрд долл.

Кроме того, участие и востребованность Кувейта в послевоенной реконструкции Ирака приносит экономическую пользу и самому Кувейту, гарантируя уверенный экономический рост в ближайшие годы.

Кувейт, помимо прочего, является крупным экспортером нефти и нефтепродуктов. Основные экспортируемые товары не нефтяной группы — сера, карбамид, красители. Экспортируются также удобрения и креветки.

Основные партнеры по экспорту – Япония (20,5%), Южная Корея (13,7%), США (12,4%), Сингапур (11,3%), Тайвань (9,9%), а также Нидерланды, Индия, Пакистан и Великобритания.

Кувейт импортирует продовольствие, строительные материалы, машины, запасные части, готовую одежду.

Основные партнеры по импорту – США (12,9%), Германия (11,9%), Япония (7,9%), а также Великобритания, Саудовская Аравия, Франция, Италия и Индия.

Выводы

В результате проведенного комплексного анализа экономических показателей и внешнеэкономической политики Кувейта, можно прийти к следующим выводам.

1. Кувейтская экономика продолжает зависеть от состояния мирового нефтяного рынка, поскольку главным источником доходов по-прежнему остается экспорт нефти и нефтепродуктов, на долю которого приходится значительная доля бюджетных поступлений.

Добыча нефти и природного газа составляет половину всего ВВП страны, что определяет ее заинтересованность в высоких ценах на эти энергоресурсы.

2. Несмотря на в среднем 8%-ый прирост ВВП за последние годы, в экономическом секторе государства существуют определенные проблемы.

Фактор нестабильности мирового рынка негативно оценивается руководством Кувейта и играет значительную роль в процессе экономического планирования. Руководство страны отлично понимает необходимость развития других отраслей экономики, однако на практике диверсификация в условиях стабильного притока нефтедолларов представляется весьма дорогостоящей.

3. Процесс создания новых сегментов все же идет: растет сфера услуг, в том числе туризм, успешно развивается банковская система. Уровень социальной сферы в Кувейте (самый высокий среди стран Персидского залива) также обеспечивается за счет доходов нефтегазового комплекса, и поэтому их снижение воспринимается как угроза политической стабильности.

Отчасти эти опасения оправданы, что подтверждается действиями исламистской и либеральной оппозиций, требующих изменения политической системы и расширения прав парламента. Однако династия Сабахов твердо держит под контролем ситуацию в стране, поскольку ухудшение внутриполитического климата может негативно сказаться на планах реструктуризации нефтяной промышленности.

4. Геополитические риски в отношении Кувейта исходят, главным образом, от Ирана, оказывающего влияние на обстановку через шиитский фактор, и Ирака, внутренний гражданский конфликт в котором раскалывает страну по этно-конфессиональному признаку и угрожает опасными всплесками на ближайших соседей.

Однако представляется, что пока Кувейт будет оставаться одним из главных региональных оплотов США, эти внешние угрозы будут сдерживаться всем арсеналом внешней политики Вашингтона на Ближнем и Среднем Востоке.

5. В целом, по прогнозам специалистов, в краткосрочной перспективе экономическое и финансовое положение Кувейта будет оставаться устойчивым. Существенный приток поступлений от нефтяного экспорта будет позволять правительству решать актуальные текущие задачи и планировать хозяйственное развитие страны. Значительная неосвоенная часть средств будет направляться в пользу «Фонда будущих поколений», призванный обеспечить развитие страны в «постнефтяной» период.

6. Еще не так давно Кувейт в числе немногих государств был бесспорным лидером в арабском регионе по основным экономическим показателям и имел радужные перспективы дальнейшего процветания. Активным и твердым «плюсом» Кувейта, с инвестиционной точки зрения, и поныне является практически весь пакет макроэкономических и микроэкономических критериев, особенно с позиции высокого развития хозяйственной инфраструктуры. Страна до сих пор является одним из «оазисов» благополучия и процветания на Ближнем Востоке.

Однако нынешние контуры экономического роста Кувейта не столь выразительно очерчены, а потенциал его экономических достижений и социальных завоеваний в определенной мере нивелировался.

7. Сейчас Кувейт вступил в некую полосу политических неурядиц, вызванную внешними и отчасти внутренними обстоятельствами. Такой поворот во многом продиктован объективной данностью в виде отмечавшихся выше факторов. В то же время очевидным на фоне наработанного Кувейтом экономического потенциала и обретенных в мире позиций представляется то, что трудности, переживаемые страной, все-таки могут в значительной части рассматриваться как относительные, не обретшие черт необратимости.

Главное, на наш взгляд, состоит в том, что в Кувейте осознают масштабы проблем и изыскивают пути их преодоления. Возможно, избранный национальный курс не будет прямолинейным, наверняка он будет осуществляться методом проб и ошибок в силу неординарности ситуации и размаха решаемых задач.