- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О результаты социологического опроса о роли ислама среди мусульман Юго-Восточной Азии

Опубликованные на этой неделе результаты социологического опроса мусульман Юго-Восточной Азии стал фактически «зеркальным отражением» недавних аналогичных опросов на Ближнем Востоке: они предполагают центральную роль ислама в повседневной жизни и выборе людей. Исследование было опубликовано через несколько дней после того, как бывший министр социальных дел Индонезии Хабиб Салим Сегаф аль-Джуфри был назначен генеральным секретарем базирующегося в Катаре Международного союза мусульманских ученых (IUMS), основанного   одним из ведущих мусульманских богословов в мире Юсуфом аль-Кардауи, связанным с «Братьями-мусульманами».  Аль-Кардауи скончался на этой неделе в Дохе в возрасте 96 лет. Интересно, что  Аль-Джуфри, высокопоставленный член индонезийской Партии процветающей справедливости (PKS), связанной с «Братством», также представляет Всемирную ассамблею мусульманской молодежи (WAMY) в Восточной и Юго-Восточной Азии, финансируемую правительством Саудовской Аравии организацию, первоначально созданную в 1970-х годах для продвижения саудовского религиозного ультраконсерватизма во всем мире. С 2016 года организация была перенацелена на продвижение идей наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана как реформатора, подталкивающего королевство к более умеренной и толерантной интерпретации ислама. Публикация результатов опроса также появилась после того, как «Нахдлатул улама», крупнейшая в мире мусульманская организация гражданского общества в самой густонаселенной и демократической стране мира с мусульманским большинством, заключила ранее маловероятный союз со Всемирной мусульманской лигой Саудовской Аравии. Как и WAMY, Лига, некогда ведущий инструмент глобальной пропаганды ваххабизма, стала основным средством Мухаммеда бен Сальмана в его усилиях по мобилизации религиозной «мягкой силы» и распространению автократической версии ислама, социально либеральной, но требующей абсолютного подчинения правителю. Но главное в другом – к власти в самой серьезной структуре политического ислама приходит саудовская креатура, что должно по идее ознаменовать перспективы изменения нынешнего категорически негативного отношения Эр-Рияда к «Братьям-мусульманам». Если, конечно, аль-Джуфри не будет банально перекуплен катарцами.

Главный итог опроса  1000 человек из числа мусульман Юго-Восточной Азии — мусульманские организации, независимо от того, контролируются они государством или нет, продвигают различные концепции умеренной интерпретации ислама и делают воспринимаемую легитимность или нелегитимность политического ислама одной из своих ключевых движущих сил. Мухаммед  бен Сальман, который продвигает социальные реформы в КСА на фоне минимизации влияния ультраконсервативного духовенства за счет выдвижения националистической повестки, может быть больше обеспокоен растущим значением среди населения традиционного ислама, чем правительства в Юго-Восточной Азии, чья история  ислама часто находятся под влиянием местной культуры, традиций и мистицизма. Несмотря на это, политические и деловые лидеры в Юго-Восточной Азии, где проживает 276,5 млн мусульман, что составляет 40% населения региона, вероятно, примут к сведению результаты опроса в Юго-Восточной Азии, а также недавние опросы на Ближнем Востоке с точки зрения   наличия религиозного консерватизма в их странах, которые не только соответствует тенденциям в других частях мусульманского мира, а также в основных немусульманских религиозных группах по всему миру. Малайзия и Индонезия вместе с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами вошли в четверку крупнейших халяльных рынков в этом году в глобальном индикаторе исламской экономики, составленном американской исследовательской и консалтинговой компанией DigiStandard. Показатель учитывает различные секторы, включая халяльную еду, исламские финансы, путешествия, отдых и средства массовой информации. Малайзия сохранила свое давнее лидирующее положение благодаря 20-процентному скачку инвестиций в фонды, соответствующие шариату, и успеху своих исламских мультфильмов для детей. 91% процент респондентов опроса в Юго-Восточной Азии, проведенного двумя нью-йоркскими консалтинговыми компаниями, Wunderman Thompson Intelligence и мусульманской  «лабораторией мониторинга», созданной в прошлом году YMLY & R, назвали «очень важными прочные отношения с Аллахом», что стало главным приоритетом. Отстающим по значимости было богатство, которое имело значение только для 34% опрошенных, за ними следовали 28%, которые заботились о своих увлечениях, и 12%, для которых главным была успешная самореализация. 84% респондентов в Малайзии и Индонезии заявили, что молятся пять раз в день. 33% назвали себя более религиозными, чем их родители, 45% сказали, что они такие же религиозные, как и их родители, а 21% заявили, что они менее религиозны. Растущее значение религии подтверждается опросом на Ближнем Востоке, где 41% из 3400 молодых арабов в 17 арабских странах в возрасте от 18 до 24 лет заявили, что религия является наиболее важным элементом их идентичности, при этом национальность, семья и / или племя, арабское наследие и пол сильно отстают в этом рейтинге. Это на 7% больше, чем опрошенные годом ранее. Опросы на Ближнем Востоке также показали, что большинство не согласилось с мнением о том, что «мы должны прислушиваться к тем из нас, кто пытается интерпретировать ислам более умеренным, терпимым и современным образом».

Во многих отношениях исследование в Юго-Восточной Азии было более подробным, поскольку оно было сосредоточено на поведении мусульманского потребителя. Опрос показал, что в марте Министерство по делам религий Индонезии, возглавляемое ставленником «Нахдлатул улема», приняло решение лишить некогда могущественных индонезийских улемов (Совет исламских ученых)  их фактической монополии на сертификацию халяль, открыв тем самым сектор для конкуренции. Халяльные сертификаты — это большой бизнес. Агентство по оказанию помощи в производстве халяльных продуктов выдает сертификаты на основании фетвы, выданной Советом компаниям, занимающимся продуктами питания, модой, образованием, фармацевтикой, косметикой, туризмом, СМИ, путешествиями, медициной, здравоохранением, искусством, культурой и финансами. Подавляющее большинство респондентов в опросе в Юго-Восточной Азии, 91%, заявили, что халяль-продукт был очень важен при принятии решения о покупке. В то же время 83% идентифицировали халяль с сертификацией исламским органом. 61% учитывает халяль в своих банковских и инвестиционных предпочтениях. 77% сказали, что наличие халяльных заведений было важным при выборе туристических направлений. 85% хотели создать мета-вселенную, предназначенную специально для мусульман, а 53% использовали приложения для молитвы и Корана. В целом, сравнение опросов показывает, что религия играет все большую роль в жизни людей в мусульманском мире и за пределами Ближнего Востока. В Юго-Восточной Азии исследование подчеркивает важность усилий таких групп, как «Нахдлатул улама», по продвижению гуманитарной интерпретации ислама, которая является терпимой, плюралистической и уважающей права человека и меньшинств. На Ближнем Востоке опросы бросают вызов автократическим лидерам, чья концепция умеренного ислама заключается в социальных реформах, необходимых для удовлетворения чаяний молодежи, обеспечения диверсификации экономики и обеспечения религиозной легитимации их абсолютной власти как части стратегии выживания режима. В результате колыбелью религиозных реформ в мусульманском мире в самой срочной перспективе может стать Юго-Восточная Азия, а не Ближний Восток. «Нахдлатул улема», похоже, верит, что может достичь этого, если убедит такие организации, как Всемирная мусульманская лига, в том, что реформы должны быть подлинными и целостными, а не корыстными.