- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О факторах, определяющих успехи Ирана в импортозамещении отечественного военного двигателестроения

Стоит отдельно отметить успехи Ирана в импортозамещении в ракетной промышленности. Иран поздно приступил к созданию собственной ракетной программы – только в 1980-е гг. по ходу Ирано- иракской войны. Большую помощь в создании иранской ракетной промышленности оказала КНДР. Так, первыми управляемыми оперативно-тактическими ракетами иранского производства были Shahab-1 – копии северокорейских ракет Hwasong-5, которые, в свою очередь, являлись копиями советских ракет оперативно-тактического ракетного комплекса «Эльбрус». Несмотря на это начинать пришлось с низкой базы, и в первое время иранцы при создании наиболее дальнобойных управляемых ракет зависели от импорта некоторых компонентов и материалов. Чтобы помешать этому, США с 1990-х гг. наиболее активно пытались пресечь доступ Ирана к передовым технологиям и материалам в сфере ракетостроения, вплоть до введения санкций против физических лиц и компаний из России и Китая за их предполагаемые поставки в Иран высокоточных акселерометров, гироскопов, композитных и других материалов. Однако по мере развития технологий и промышленности в Иране создавались собственные производства необходимых комплектующих и материалов.

Сегодня известно о производстве предприятиями иранской электронной промышленности различных типов акселерометров и гироскопов, включая лазерные и волоконно-оптические, которые используются при производстве иранских инерциальных навигационных систем различных ракет и БПЛА. Представляется, что все это позволило как повысить их точность, так и удешевить производство.

Министерство обороны Ирана все последнее десятилетие также увеличивало производство композитных материалов, включая углеродное волокно. Если в 2011 году была открыта первая экспериментальная линия по производству углеродного волокна, то в 2015 году была введена в строй фабрика с производственной мощностью уже 150 т углеродного волокна в год. Одновременно с произошедшим освоением производства новых твердотопливных ракетных двигателей, активное использование различных композитных материалов позволило создать более компактные и мобильные баллистические ракеты меньшей и средней дальности, такие как Zolfaghar, Dezful, Haj Qasem, Khaybar Shekan.

Для сравнения, одна из современных иранских твердотопливных баллистических ракет средней дальности (БРСД) – Khaybar Shekan с максимальной дальностью 1450 км – имеет заметно меньшие размеры и массу, чем первая иранская БРСД Shahab-3 (копия северокорейской Hwasong-7) в начале 2000-х гг., имевшая жидкостный ракетный двигатель и дальность всего до 1200-1300 км. При этом ракету Khaybar Shekan не нужно заправлять при приведении в боеготовность, ее пусковая установка отличается более высокой мобильностью, а точность несравнимо выше, чем у Shahab-3, благодаря отделяемой управляемой головной части и более современным системам навигации и управления. Этого прогресса невозможно было бы достигнуть в условиях оказываемого США максимального санкционного давления без вышеуказанных успешно проводимых мер по импортозамещению.

Безусловно, есть и сферы, в которых иранская военная промышленность сталкивается с проблемами в вопросе импортозамещения. Традиционно одним из таких направлений является развитие программ по созданию пилотируемых боевых самолетов и вертолетов. Главным камнем преткновения является отсутствие собственного производства достаточно мощных двигателей. В Иране не так давно смогли наладить производство копий турбореактивных двигателей J85 Owj. Это само по себе достижение, но оно по-прежнему не позволяет иранской авиационной промышленности выйти на новый уровень, так как на базе этих двигателей невозможно создать современные истребители.

В отношении двигателей для транспортных самолетов серьезным прорывом для иранского двигателестроения могло бы стать освоение производства турбовинтовых двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1 запорожского предприятия «Мотор Сич», которое предполагалось организовать в Иране на заводе Turbine Engine Manufacturing (TEM) по контракту на лицензионное производство пассажирских самолетов Ан-140 (IrAn-140). Более того, так как ТВ3-117ВМА-СБМ1 был создан на основе турбовальных двигателей семейства ТВ3-117 для вертолетов, на этой базе можно было бы попытаться развить собственное производство турбовальных вертолетных двигателей. Однако неясно, в каком объеме украинские разработчики передали технологии иранцам до фактического разрыва отношений с ними после прекращения поставок двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1 из Украины в 2014 году.

Немало проблем приходится преодолевать и при создании мощных двигателей для тяжелой бронетехники и для больших военных кораблей, из-за чего реализация некоторых программ может задерживаться на годы. Однако в последнее время на этом направлении все же заметен прогресс. В частности, вероятно, затягивание строительства новых легких фрегатов проекта Mowj произошло именно из-за задержки в импортозамещении силовых установок для них, но в 2021 году в состав ВМС Ирана наконец-то был принят четвертый корабль этого проекта, получивший иранские высокооборотные дизельные двигатели Bonyan 415.

В заключение отметим, что серьезная зависимость от импорта некоторых комплектующих и компонентов есть и у иранской электронной промышленности. Следует отметить, что Иран имеет достаточно крупную электронную промышленность, большая часть которой входит в состав государственного холдинга Iran Electronics Industries, подконтрольного военному ведомству. Предприятия Iran Electronics Industries выпускают широкий спектр продукции, от простых электронных компонентов и оптических приборов до готовых радиолокационных и оптико-электронных станций, систем управления огнем, приборов ночного видения, лазерных дальномеров, тепловизионных прицелов, систем связи, систем радиоэлектронной борьбы и разведки, автоматизированных систем управления. Кроме этого гигантского оборонного холдинга электронной промышленности, стоит упомянуть отдельную компанию Rayan Roshd, специализирующуюся на производстве оптико-электронных систем, прицелов, систем наблюдения.