- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливии: август 2022 г.

Август в Ливии начался с трагедии на юге страны в районе Себхи (750 км к югу от Триполи), где в результате случайного взрыва автоцистерны с бензином погибли по меньшей мере 6 человек, свыше 50 получили ранения. Инцидент произошел в местечке Бент Байя в 100 км к югу от Себхи. Автоцистерна направлялась к заправочной станции. Туда же подтянулись с бидонами местные жители, когда цистерна сначала загорелась, а потом взорвалась. Район Себхи испытывал в то время большие проблемы с бензином. Как заявил глава правительства в Триполи Абдель Хамид Дбейба, «мы внимательно следим за драмой, которая произошла в Бен Байя. Мы поручили кризисной ячейке экстренно перевезти раненых в крупные больницы».

1 августа было объявлено о прекращении мандата специальной советницы генсека ООН по Ливии Стефани Уильямс. Соответствующее заявление сделало ее бюро. При этом имя ее преемника не было названо. Незадолго до этого мандат Миссии ООН в поддержку Ливии (Manul) был продлен всего на три месяца, до 31 октября. Генсек ООН Антониу Гутерреш приветствовал через своего представителя работу С.Уильямс в «поисках путей решения политического кризиса в Ливии». Он подтвердил обязательство ООН «поддерживать возглавляемый ливийцами процесс противостояния существующим вызовам и обеспечения скорейшего проведения президентских и парламентских выборов».

С.Уильямс была назначена на пост специального советника по Ливии после внезапной отставки в ноябре 2021г. эмиссара ООН в Ливии словака Яна Кубиша. До этого она была его заместителем. Назначение на пост эмиссара ООН является прерогативой Совбеза и известно, что кандидатура С.Уильямс там бы не прошла из-за известной позиции России. Известно, что мандат Manul был продлен всего на 3 месяца также из-за позиции России, которая настаивала на назначении нового эмиссара до продления мандата Миссии на более продолжительный срок.

Со своей стороны представитель А.Гутерреша сообщил, что «мы попытаемся как можно скорее назначить на пост, который занимала С.Уильямс, исполняющего обязанности».

Ливия с момента свержения режима Муаммара Каддафи живет в условиях постоянного политико-военного кризиса, развивавшегося на фоне противоречий между Западом и Востоком и иностранного военного вмешательства. В ходе его последней фазы власть оспаривают правительство в Триполи, сформированное под эгидой ООН в начале 2020 года с задачей руководить страной в переходный период вплоть до проведения в декабре 2021 года выборов, которые не состоялись, и правительство, сформированное при поддержке сидящего на востоке Ливии парламента в марте с.г., которое временно обосновалось в Сирте из-за невозможности приступить к работе в Триполи.

На декабрьских президентских выборах баллотировались, в частности, глава правительства в Триполи А.Х.Дбейба, глава правительства в Сирте Фатхи Башага, глава Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршал Халифа Хафтар. Со своей стороны парламент посчитал исчерпанным мандат А.Х.Дбейбы после того, как он не сумел подготовить и провести декабрьские выборы.

6 августа в Триполи в очередной раз вспыхнули ожесточенные столкновения с применением тяжелых вооружений между вооруженными группами. Эпицентр боев находился в квартале Эль-Джебс на юге города. В них сошлись бригады, верные главе правительства в Триполи А.Х.Дбейбе, и бригады, лояльные главе правительства в Сирте Ф.Башаге, пользующегося поддержкой командующего ЛНА Х.Хафтара. Бои прекратились после того, как в них в качестве посредника, как и в предыдущем аналогичном случае 22 июля, вмешалось командование «Бригады 444». Напомним, что в боях, развернувшихся в центре Триполи 22 июля, погибли 16 человек, 50 получили ранения.

8 августа в Мисурате начался судебный процесс над 56 боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), ливийский «филиал» которого удерживал г.Сирт в период с 2015 по 2016 гг. Всего в Ливии суда ожидали 320 боевиков ИГ. Все они – сирийцы, туниссцы, суданцы и ливийцы – находились в заключении с декабря 2016 г., когда Сирт был освобожден. Все им предъявлены два обвинения – принадлежность к террористической организации и вооруженное противостояние операции «Аль-Буниан аль-Марсус» сил прежнего правительства Ливии по освобождению Сирта. В этой операции силы Правительства национального согласия пользовались поддержкой США вплоть до взятия города.

22 августа было объявлено об обнаружении очередного массового захоронения в г.Тархуна, где начиная с лета 2020 г. было обнаружено много аналогичных захоронений, в которых были свыше 250 тел. На сей раз в могиле находились 7 тел. Первые захоронения были обнаружены в июне 2020 г. после того, как из Тархуны были выбиты милицейские формирования «Каният», лояльные Х.Хафтару. Эти формирования возглавляли шесть братьем Аль-Кани. Их бойцы регулярно расправлялись с инакомыслящими, установив атмосферу террора в городе, контроль над которым был установлен ими в 2015 г. Бригада «Каният» присягнула на верность Х.Хафтару. Она приняла участие в безуспешной попытке ЛНА овладеть Триполи в 2019 г. Главарь «Каният» Мухаммед аль-Кани был убит в Бенгази в июле 2021 г. Известно, что миссия экспертов ООН квалифицировала происшедшее в Тархуне как «военные преступления» и «преступления против человечности».

23 августа Manul выразила «глубокую озабоченность» ростом напряженности между Триполи и Сиртом, которая, по оценке организации, могла привести к новой гражданской войне в Ливии. Она призвала к «немедленной деэскалации» в стране. Как отмечалось в коммюнике Manul, она с «глубокой тревогой» следит за «военной мобилизацией и угрозами прибегнуть к силе» с целью разрешить кризис законности между враждующими сторонами. Manul предупредила, что «использование силы одной из сторон неприемлемо и не сможет привести к международному признанию его результатов». В документе подчеркивалось, что политический тупик и кризис, который сотрясает Ливию, «не может быть разрешен путем вооруженной конфронтации».

Коммюнике Manul последовало после того, как правительство Ф.Башаги призвало «честных ливийцев» не становиться в ряды «солдат несправедливости» лагеря А.Дбейбы, правительство которого «отныне незаконно». Как заявили в Сирте, «правительство Ливии во главе с Ф.Башагой предупреждает всех без исключения, что никакая несправедливость не будет нацелена на тех, кто встанет на сторону законности».

26 августа Manul выразила свою обеспокоенность в связи с рестриктивными мерами, принятыми силами ЛНА в местечке Гаср Абу Хади в 20 км к юго-востоку от Сирта. Из-за этих мер, и в частности, всеобщего комендантского часа, местное население потеряло свободу передвижения. Этот населенный пункт находится под контролем бригады, которой командует один из сыновей Х.Хафтара. Согласно данным местной прессы, операция направлена против племени гадарфа, выходцем из которого и уроженцем Гаср Абу Хади являлся М.Каддафи. Manul призвала к «освобождению всех лиц, задержанных произвольно». Она назвала «императивом» то, чтобы все операции по поддержанию безопасности проводились «при полном уважении прав и свобод населения».

27 августа возобновились боестолкновения в Триполи между «влиятельными» — по оценкам местной прессы – вооруженными группировками. Они охватили несколько кварталов столицы. На стороне какого их двух правительств находились группировки – не уточнялось. Правительство в Триполи обвинило в развязывании боев своего противника и в стремлении «реализовать его угрозы» захватить город. При этом утверждалось, что бои развернулись несмотря на то, что «должны были состояться переговоры для избежания пролития крови в столице». Это заявление Триполи было опровергнуто Сиртом. Ливийские СМИ сообщили о выдвижении в столицу «мисуратских» бригад, поддерживающих Ф.Башагу, при том, что оба премьера являются выходцами из этого города.

По данным прессы, в ходе боев погибли гражданские лица. Их число не приводилось. Однако известно, что погиб известный актер Мустафа Барака. Раненых не смогли принять 6 больниц Триполи, оказавшиеся в зонах боев. По оценкам очевидцев, размах этих боев был беспрецедентен и напоминал попытку штурма столицы, предпринятую Х.Хафтаром.

По данным Министерства здравоохранения Ливии, к исходу 27 августа были зафиксированы как минимум 32 погибших и 159 раненых. Тогда же на телеэкранах появился А.Х.Дбейба, приветствовавший бойцов, принявших его сторону. Свою речь он назвал «конец агрессии».

Спокойствие в Триполи восстановилось 28 августа. К тому времени стало понятным, что решающую роль в пресечении попытки сил Ф.Башаги овладеть Триполи сыграла исламистская бригада «Сила устрашения», вставшая на сторону А.Х.Дбейбы. Последнего также поддержала влиятельная бригада «Совместная операционная сила» из Мисураты. В любом случае речь шла о второй попытке Ф.Башаги переломить события в свою пользу.

28 августа оба премьера дружно возложили друг на друга ответственность за бои в Триполи. А.Х.Дбейба обвинил своего противника в том, что тот якобы действовал по «иностранному заказу», использовав в столице танки и тяжелое вооружение. Он пообещал переместить штаб-квартиры некоторых вооруженных группировок, явно не поддержавших его, из центра столицы. Со своей стороны Ф.Башага обвинил своего оппонента в стремлении сохранить ситуацию, когда «царствуют его семья и его вооруженные банды», а также в желании сохранить «управление денежными потоками любой ценой».

В любом случае происшедшее в июле в Триполи представляется не последним эпизодом в борьбе за власть в Ливии и за возможность влиять на дела в ней – слишком много внешний акторов привлекает она из-за своего главного богатства — нефти.