- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О планах ФРГ ввести санкции за насильственное подавление протестов в Иране

Согласно сообщениям германского журнала Spiegel, появившимся в начале текущей недели со ссылкой на дипломатические круги в ЕС, ФРГ вместе с властями Франции, Испании, Италии, Дании и Чехии готовятся одобрить пакет антииранских санкций, поводом для чего стало насильственное подавление протестов в ИРИ. Причиной для массовых акций местного населения послужила гибель 16 сентября 22-летней Махсы (Джины) Амини, скончавшейся после задержания полицией за неправильное ношение платка. С тех пор как это произошло по стране продолжаются акции, в которых наиболее активное участие принимают студенты. В отношении демонстрантов иранские силовики применяют насилие, используют слезоточивый газ, дубинки, а также, как утверждает ряд немецких СМИ, даже боевые патроны.

Предположительно в санкционный список должны попасть 16 лиц и организаций, среди которых есть не только представители силовых ведомств, имеющих непосредственное отношение к непропорциональному ответу на акции населения, но и политические фигуры. Однако точных имен или названий в открытых источниках к настоящему моменту опубликовано не было. Ожидается, что официально обнародован пакет рестрикций может быть по итогам встречи министров иностранных дел перечисленных европейских стран, намеченной на 17 октября.

Главным сторонником давления на Иран в Германии стало федеральное внешнеполитическое ведомство и его глава, «зеленый» политики А.Бербок. МИД, во-первых, подтвердил сообщения СМИ о готовящемся пакете санкций, сообщив о необходимости «последствий для тех, кто несет ответственность за смерть Джины Махсы Амини и насильственное подавление протестов». Во-вторых, глава внешнеполитического ведомства в социальных сетях уже от собственного имени написала, что, несмотря на ограниченность внешнеполитических инструментов воздействия на иранский режим и его внутреннюю политику, необходимо «усилить голос» протестующих, «создать огласку, обвинить и наказать».

Впрочем, надо отметить, что подобная активность министерства иностранных дел и особенного его руководителя оказалась в значительной степени результатом сильного воздействия на само ведомство. В частности, на так называемом правительственном часе в Бундестаге в середине минувшей недели оппозиция выдвинула ряд критических замечаний к коалиции. Так, члены ХДС, а именно председатель женского союза партии А.Видман-Мауц, посчитала неправильным, что канцлер О.Шольц отказался от упоминания происходящего в ИРИ в выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Представители «Альтернативы для Германии» и «Левых» высказали мнение, что кабинет придерживается «комфортного курса» в отношении Тегерана, что продиктовано преимущественно соображениями возобновления СВПД.

Наибольшая волна недовольства оппозиционных парламентариев оказалась направлена на А.Бербок, что было связано с несколькими причинами. Во-первых, именно она была приглашена на правительственный час в Бундестаге. Во-вторых, занимая пост федерального министра иностранных дел, «зеленый» политик много говорила именно о роли женщины во власти и необходимости защищать права женщин. Как следствие, в текущих условиях она столкнулась с упреком в недостаточности предпринятых шагов в данной сфере. В результате, на заседании Бундестага А.Бербок подчеркнула, что «делает все возможное в ЕС, чтобы ввести санкции», с акцентом на том, что «ядерная сделка» в данном случае не оказывает никакого влияния. В дальнейшем уже на внутреннем мероприятии своей партии в Ганновере она отдельно обратилась к проблеме гарантий соблюдения прав женщин в ИРИ, сказав, что «наблюдает» за ситуацией и находится «на их стороне».

В целом подход правительства Германии к Ирану сталкивается с возрастающим количеством критических замечаний в свой адрес со стороны политической оппозиции, обозревателей и общественности, которые так или иначе, но видят в действиях властей ФРГ попытку добиться «ядерной сделки» любой ценой. В более широком смысле данная кампания затрагивает, пожалуй, весь курс коалиции «светофор» на Ближнем Востоке, где под влиянием различных факторов, а особенно энергетического, Берлин также готов пойти на отход от декларированных ранее принципов в сфере защиты прав и свобод человека. При этом несмотря на усилия, которые начало предпринимать федеральное внешнеполитическое ведомство, они, как кажется, не будут достаточными для сторонников более жесткой и решительной политики в отношении иранского режима. В частности, со стороны руководства ИРИ следуют заявления о подготовке протестных акций «сионистским режимом», что, по сути, схоже по риторике с недавними скандальными замечаниями главы ПНА М.Аббаса и также требует реакции властей Германии как ввиду особых отношений Берлина и Иерусалима, так и по той причине, что большинство аргументов, которые Израиль приводил в разное время своим европейским партнером относительно многофакторности иранской угрозы, включая отношения к собственному населению и открытый антисемитизм, теперь получают реальное подтверждение.