- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возобновлении сотрудничества между Израилем и ЕС в формате стратегического дипломатического диалога

В начале текущей недели премьер-министр Израиля Я.Лапид выступил по видеосвязи на заседании Совета ассоциации Израиль-ЕС. Взаимодействие в таком формате не велось в течение почти 10 лет, а потому прежде всего с точки зрения Иерусалима и особенно главы правительства, ставившего своей целью наращивание взаимодействия с Европой и главным образом её наднациональными институтами, представляет собой дипломатический прорыв. Помимо того, что стороны ожидают в ближайшей перспективе позитивных результатов по ряду значимых направлений, касающихся преимущественно двустороннего трека, лидер «Еш адит» явно попытается включить данный шаг в перечень своих достижений на международной арене в преддверии ноябрьских досрочных выборов.

Как было отмечено в пресс-релизе, распространенном внешнеполитическим ведомством Израиля по случаю возобновления стратегического диалога с ЕС, государство ставило перед собой в контексте заседания несколько задач, первая из которых политико-дипломатическая. С одной стороны, ближневосточная страна, цитируя текст заявления, рассчитывает, что восстановленный формат контактов «укрепит положение Израиля на международной арене и признает важность и значимость Израиля как на региональном, так и на глобальном уровне». Помимо этого в ходе встречи состоялся обмен заявлениями, где от лица Израиля было подчеркнуто, что он представляет собой «еврейское демократическое государство, а Иерусалим – его вечная и неделимая столица». Таким образом, можно сделать вывод, что в перспективе правительство Я.Лапида рассчитывает если не официальное признание данных фактов, то как минимум на то, что европейские игроки в частности и их наднациональные институты в целом смирятся с этим и смягчат соответствующую критику в адрес партнера.

Второе направление, получившее развитие в ходе заседания, — практическое. Опираясь на тот же пресс-релиз израильского внешнеполитического ведомства, можно четко обнаружить установки на «продвижение ряда проектов». А именно речь идет о заключении соглашений о роуминге данных, экспорте сельскохозяйственной продукции, а также поддержке совместной предпринимательской активности двух стран, в которой израильские компании смогут получить доступ к европейскому финансированию. Договоренности о роуминге позволят снизить стоимость услуг связи, что косвенно должно также подстегнуть туристическую отрасль, не восстановившуюся после пандемии. Наконец, в сельском хозяйстве Израиль стремится облегчить доступ на европейские рынки своей, главным образом органической продукции. При этом в последнем случае можно говорить о том, что данное направление имеет и политико-дипломатическое значение. Определяется оно тем, что запрет на израильские сельскохозяйственные товары, произведенные на территориях, рассматриваемых ЕС в качестве «оккупированных», является частью движение по бойкоту Израиля (BDS-movement). Как следствие, даже если новые договоренности не снимут проблему поставок сельхоз продукции из поселений, то как минимум улучшат восприятие данной группы товаров европейскими потребителями в целом, что хотя бы частично подорвет антиизраильскую кампанию.

Экономическое значение для внутренней ситуации в ближневосточной стране и европейских государствах-партнерах от возобновления заседаний Совета ассоциации Израиль-ЕС Я.Лапид подчеркнул отдельно. По его словам, «это форум, который позволит развивать наши экономические связи между Израилем и ЕС и усилить нашу борьбу за снижение стоимости жизни как в Израиле, так и в Европе». Как следствие, глава правительства, с одной стороны, делает попытку продемонстрировать, что его дипломатия не оторвана от запросов населения, а точнее электората, поскольку высокие цены неоднократно становились предметом общественной критики кабинета министров, в том числе под руководством его предшественника Б.Нетаньяху. справедливости ради нельзя не отметить, что и сама коалиция Н.Беннета – Я.Лапида за свою непродолжительную каденцию не сумела предложить системное решение указанной проблемы. Во-вторых, таким образом Иерусалим косвенно показал общность проблем с Евросоюзом, особенно в текущих геополитических реалиях с их энергетическими рисками и рисками в сфере продовольственной безопасности.

Главным представителем ЕС на встрече стал глава европейской дипломатии Ж.Боррель, который сместил фокус внимания в несколько проблемную для Израиля плоскость. Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности сказал, что намерен «заняться вопросом, имеющим особое значение, а именно ближневосточным мирным процессом». При этом он подчеркнул, что, с одной стороны, Европа «воодушевлена явной поддержкой принципа двух государств для двух народов», которую выразил Я.Лапид на ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В то же время, с другой стороны, в Евросоюзе по-прежнему «обеспокоены продолжающейся напряженностью и насилием на местах, а также продолжением односторонних действий, таких как расширение поселений».

В целом, уделяя повышенное внимание Европе и выстраиванию эффективного взаимодействия с ее наднациональными институтами, Израиль под руководством Я.Лапида, как кажется, пытается урегулировать ряд важных для себя проблем, как в отношениях Иерусалима и Брюсселя, так и в своей внешней политике. Вместе с тем такая стратегия обладает ограниченным потенциалом. ЕС, если верить, к примеру июньскому выступлению главы Еврокомиссии У. фон дер Ляйен в Университете им. Д.Бен-Гуриона, готов согласиться с тем, что ближневосточное государство по своему характеру демократическое, хотя при этом рассчитывает, что в обмен страна откажется от контактов с крайне правыми европейскими политиками, прежде всего венгерским премьер-министром В.Орбаном. Как следствие, будет нарушен механизм блокировки консенсуса стран-участниц ЕС, который был на пользу Израилю, но как раз вредил развитию наднациональных связей между европейцами.

Помимо этого развитие событий по указанному сценарию фактически лишит Израиль механизмов сотрудничества с субрегиональными европейскими группами, такими как Вишеградский «квартет». Свидетельства тому уже можно обнаружить как раз в ходе рассмотренного заседания. На нем особой благодарности за заслуги в продвижении диалога Иерусалима и Брюсселя удостоилась Прага, председательствующая в настоящий момент в Европейском совете. Также отдельно упомянут был Кипр и Ирландия, которые совместный согласованный произраильский курс не проводят. Взамен, судя по замечаниям Ж.Борреля, Брюссель вопреки планам Я.Лапида не готов предоставить послаблений Иерусалиму при выработке позиции по палестинской проблеме, а ведь в 2013 г. именно из-за вопросов, относящихся к мирному процессу, заседания Совета ассоциации Израиль-ЕС прекратились.