- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О мерах властей Алжира по решению водной проблемы

Вопреки ожиданиям многих, 2022 год не стал для Алжира самым проблемным в его истории в плане обеспечения водой. С одной стороны, это вызвано весьма обильными осадками, пролившимися над данной страной весной текущего года, а с другой стороны – такое положение наблюдается благодаря успешной работе профильных органов, включая Министерство водных ресурсов АНДР.

Так, к наступлению летней жары они успели ввести в строй сотни новых артезианских скважин по всему Алжиру и запустить целый ряд опреснительных станций морской воды. Это позволило минимизировать зависимость от наполнения водохранилищ, которые в июле прошлого года во многих его районах попросту высохли.

Тем не менее, 2022 год показал, что, несмотря на снижение остроты водной проблемы страны, она никуда не делась. Так, по данным Национального агентства по строительству плотин (водохранилищ) или ANBT, уровень их заполнения в среднем по стране составляет на 14 сентября 34,3%. Однако в ряде провинций в некоторых населенных пунктах согласно жалобам их жителей воды не бывает по нескольку дней.

Причем острота ситуации особенно заметна по западным и центральным районам страны, и в меньшей степени по восточным. Так, в части западного региона уровень заполненности водохранилищ составляет лишь 17.48%.

По сути, то же положение наблюдается в Центральном регионе, включающем в себя вилайи Большого Алжира (включая столицу страны), Медею, Типасу и даже Кабилию, где заполненность водохранилищ составляет лишь 17,84%.

Регион Шеллиф, охватывающий вилайи Мостаганем, Тиарет, Клеф, Айн-Дефла и прилегающие к ним районы, находится в несколько лучшем положении – там плотины заполнены на 30,59 процента.

В наилучшем положении восточные вилайи, где уровень водохранилищ находится на отметке 50,69%. Но и там согласно тому же отчету ANBT, запасы нескольких водохранилищ находятся почти на нуле – Кудиет-Асердун в вилайе Буира, Тиши-Хаф в Беджае и несколько плотин вилайи Бордж-Бу-Арреридж.

Впрочем, ANBT делает вывод, что, несмотря на все это, нынешняя ситуация с обеспеченностью водой выглядит лучше, чем в прошлом году, когда «сезон без воды» начался в июле и прекратился лишь в начале ноября.

Однако генеральный директор ANBT Мессауд Маатар призывает власти страны не расслабляться и продолжать меры, нацеленные на улучшение положения с водоснабжением. По его словам: «Сегодня опреснение остается нашим единственным спасательным кругом. Мы находимся в разгаре климатических изменений с очень значительными скачками температуры. Государственная политика и инструкции Президента Республики следуют в этом направлении. Конечно, это бюджетоемкий подход, но у нас нет выбора, учитывая, что наибольшая концентрация населения находится в северном регионе страны».

Также по его мнению водный кризис может ослабить более активное использование подземных вод. В совокупности с опреснением это должно заместить недостающие объемы атмосферных осадков в условиях «необходимости утоления жажды постоянно растущего населения и других секторов, нуждающихся в воде, таких как сельское хозяйство или промышленность».

Заметим, что за минувший год профильные алжирские государственные органы, занимающиеся решением водной проблемы, добились серьезных результатов – они добились в срочном порядке постройки целого ряда небольших станций по опреснению морской воды и восстановления ранее остановленных. Всего было введено в эксплуатацию 14 станций.

По сути, это и позволило минимизировать водную нехватку в наиболее густо населенных северных вилайях.

К 2024 году планируется ввести в эксплуатацию еще пять новых станций. Еще одним способом снизить водный кризис руководство ANBT видит в более четком распределении воды (за счет переброски оттуда, где она имеется в избытке, например, на востоке страны) и рационализации ее потребления.

Последнее в том числе подразумевает обеспечение коммунального водоснабжения с наименьшими потерями воды в том числе за счет ремонта и замены уже действующих водопроводов и приобретения новых технологий.

При этом оно предупреждает от напрасных ожиданий на положительное изменение ситуации с дождями по причине дальнейшего ухудшения климата. Наглядным подтверждением этому служит ситуация текущего года, когда по сравнению с годом прошлым показатели жаркого времени увеличились на 14.6%.

При этом для минимизации водного кризиса власти АНДР все чаще привлекают крупные национальные компании, в первую очередь, государственные.

Первое место среди них занимает главная энергетическая государственная группу Sonatrach, которой согласно разработанному в 2021 году специальному плану действий в чрезвычайных ситуациях, также поручили строить станции опреснения морской воды.

Он подразумевает «мобилизацию нетрадиционных вод» и к его реализации в текущем году подключаются другие крупные алжирские компании. Среди них энергетические и строительные компании AEC, Cosider и GCB, которые должны участвовать в запуске трех станций опреснения воды в районе Эль-Мерса и Корсо на побережье общей производительностью 150 000 куб. м воды в сутки.

К настоящему времени эти проекты реализованы на 64%.

Также обсуждается их участие в строительстве пяти новых станций опреснения морской воды в Беджайе, Бумердесе, Эль-Тарфе, Типасе и Оране. Их ввод в эксплуатацию запланирован на декабрь 2024 года и участие крупных алжирских компаний в этом дело практически решенное – речь идет лишь о «технических» параметрах их в этом.

Заметим, что большого энтузиазма у алжирских компаний, которым «навесили в нагрузку» решение водной проблемы, нет, поскольку им придется отвлекать для этого ресурсы от своей основной работы.

Что же касается перспектив решения водной проблемы страны подобным образом, то, несмотря на ее внешнюю эффективность, переход на станции опреснения морской воды как основной способ получения воды выглядит потенциально ущербным.

Дело в том, что на фоне быстрого истощения подземных вод в стране и уменьшения объемов природных атмосферных осадков ей приходится переходить на дорогостоящую опресненную воду – это порядка одного евро за кубометр.

Пока Алжир получает сверхприбыли от мирового энергетического кризиса – эта схема будет работать. Так, ежегодно уровень потребления воды из-за демографического роста и развития промышленных и сельскохозяйственных проектов увеличивается. Соответственно, будет требоваться все больше новых опреснительных станций.

И в среднесрочной перспективе, когда на рынке произойдет очередное колебание стоимости основного экспортного товара страны – газа, и она не сможет получать прежние прибыли, Алжир рискует в полной мере столкнуться с водным кризисом и, соответственно, оказаться неспособным поддерживать работу опреснительных станций.