- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О пересмотре правительством О.Шольца подхода ФРГ к экспорту вооружений в Саудовскую Аравию

На днях из письма федерального министра экономики Германии Р.Хабека в комитет по экономике Бундестага, попавшего в распоряжение СМИ страны, стало известно, что фактически коалиция «светофор» одобряет поставки вооружений в Саудовскую Аравию. Более того, как утверждают журналисты, экспортные лицензии были согласованы в преддверии недавнего визита канцлера ФРГ О.Шольца в КСА в рамках общих усилий по укреплению партнерства между государствами, в том числе в интересах наращивания энергетического взаимодействия. Кабмин объясняет это исключение из общего запрета тем, что поставки осуществляются исключительно в рамках совместных обязательств с партнерами. Указанное решение имеет большое значение как в контексте двусторонних отношений Берлина и Эр-Рияда, так и с точки зрения определения общего подхода к поставкам оружия и техники за рубеж, где приоритет отдается все больше не репутации получателя, а соображениям исполнения обязательств в рамках ЕС и НАТО и возможным сопутствующим последствиям для укрепления энергетического взаимодействия.

Согласно данным немецких источников, речь идет о поставках комплектующих и боеприпасов для самолетов Eurofighter и Tornado на общую сумму 36 млн евро, а также Airbus стоимостью почти 3 млн евро. Таким образом, речь идет об общих обязательствах по экспорту с Францией, Италией, Испанией и Великобританией. Как было отмечено на одной из недавних пресс-конференций представителей федерального правительства: «это относится к так называемым государственным совместным программам или проектам сотрудничества, то есть системам, по которым у нас есть договоренности с нашими ближайшими союзниками. Эти соглашения означают, что мы должны делать поставки для наших союзников… Но в целом применяется наша ограничительная политика в отношении вооружений, согласно которой никакое оружие не идет напрямую из Германии в Саудовскую Аравию». Таким образом, вопреки намерению отойти от курса правительства А.Меркель по данному вопросу, коалиция О.Шольца фактически берет за основание тот же принцип для введения исключений, что и их предшественники.

Случай с Саудовской Аравией имеет принципиальное значение для понимания стратегии ФРГ сразу на нескольких направлениях. С одной стороны, в упомянутом выше комментарии представителей правительства Германии также говорилось, что страна по-прежнему уделяет повышенное внимание соблюдению прав человека при принятии решения о взаимодействии в сфере ВПК с т. н. «третьими странами». Однако сообщения о согласовании экспорта комплектующих в сочетании с визитом О.Шольца в КСА заставляют немецких обозревателей упрекать правительство в обратном. При этом особенную критику вызывает то, что канцлер отдельно остановился на проблеме прав человека в своем выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В результате, журналисты склонны мотивировать поведение руководства ФРГ в нынешней ситуации желанием обеспечить диверсификацию источников топлива в контексте энергетического кризиса.

Второй важный аспект касается планов О.Шольца вместе с его коллегой по партии СДПГ и по совместительству министром обороны К.Ламбрехт все же изменить общие правила поставок вооружения и военной техники за рубеж, сделав их в большей степени соответствующими единым европейским стандартам, а другими словами более мягкими. В текущих условиях такое намерение обуславливается политиками необходимостью переоснащения Бундесвера с учетом  различных аспектов ситуации на российско-украинском треке. Таким образом, старшая коалиционная партия исходит из того, что для укрепления армии ФРГ и повышения ее боеспособности целесообразно делать все возможное для стимулирования общеевропейской кооперации в сфере ВПК. Однако ранее на стадии введения ограничительной политики еще кабинетом А.Меркель наиболее проблемным аспектом было то, что Германия своими действиями срывает дорогостоящие проекты сотрудничества с Ближним Востоком. В числе главных противников такой линии на тот момент была Франция.

С точки зрения германских обозревателей большое значение имеет истечение перемирия в Йемене, которое формально закончилось 2 октября. Саудовская Аравия, в свою очередь, лишь один и далеко не самый показательный пример того, как ФРГ отступает от своего обещания воздерживаться от поставок странам, вовлеченным в указанный конфликт. Так, согласно данным ответа на парламентский запрос депутата «Левой» фракции С.Дагделен, с начала декабря прошлого года до середины сентября года нынешнего Кувейту было выдано в общей сложности 14 экспортных лицензий на сумму 1,3 млн, Египту – 3 лицензии на сумму почти 380 тыс. евро. Помимо этого в СМИ содержатся сведения об одобрении поставок в Бахрейн, ОАЭ, Судан, а также Иорданию, Оман и Катар. Последний из числа региональных получателей германского экспорта оказался своего рода рекордсменом с 46 лицензиями на почти 21 млн евро.

В целом проблема выработки курса федерального правительства в отношении поставок вооружения и военной техники за рубеж, а точнее третьи страны становится серьезным основанием для трений внутри правительственной коалиции. Так, против принятия общеевропейского курса выступают «Зеленые», продвигающие идею не единого европейского стандарта, а собственного германского закона, ужесточающего контроль за выдачей и исполнением таких лицензий. В результате,  по своему видению «Зеленые» вновь сближаются не с партнерами по коалиции, а с «Левыми». Недовольство первых вызывает тот факт, что соглашение, положенное в основу работы текущего правительства, предусматривало серию довольно жестких ограничений, в то время как вторые крайне критично относятся к тому, что материалы ответа на их парламентский запрос, поданный до визита О.Шольца в КСА, в итоге не в полной мере отражали действительность в силу упомянутых общеевропейских проектов. Кроме того, данный пример еще более усиливает недовольство активностью федерального правительства, которое все чаще для решения энергетических проблем отступает от ранее обозначенных «красных линий», прежде всего, когда речь заходит о правах человека.