- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемных вопросах старения военного авиапарка Турции

В течение 35 лет центральным элементом ВВС Турции был истребитель F-16. В настоящее время Анкара имеет в своем распоряжении 270 самолетов F-16 C/D и является одной из пяти стран, которые производят реактивный самолет на местном уровне[i] [1]. В то время как надежный F-16 удовлетворял потребности Турции на протяжении многих лет, технологические достижения, новая обстановка в области безопасности и усиление региональной конкуренции создали вопиющую потребность в модернизации стареющего парка ВВС Турции.

Анкара должна была постепенно заменить свои самолеты F-16 совместным ударным истребителем F-35 пятого поколения Lockheed Martin. Турция стала партнером программы самолетов с функцией всемерного снижения заметности в 2007 году и планировала первоначально приобрести около 100 единиц F-35. Однако после того, как Турция приобрела российскую систему ПВО С-400, Соединенные Штаты исключили Анкару из программы в июле 2019 года, сославшись на опасения, что возможности скрытности F-35 могут быть скомпрометированы. Удаление Турции из программы F-35 создало дилемму для ее ВВС о том, как продолжить закупки.

В Восточном Средиземноморье баланс воздушной силы всегда был важным элементом поддержания мира между прибрежными соседями. Недавнее приобретение Грецией истребителей Rafale французского производства и запрос на приобретение F-35 качнут маятник в пользу Афин. Эти события создают растущее ощущение срочности, что Турции быстро нужно завершить приобретение своего истребителя, и, возможно, пришло время начать искать альтернативы. Турции понадобится самолет с возможностями противостоять широкому спектру угроз, обеспечения превосходства в воздухе. Считается, что он должен соответствовать стандартам НАТО, чтобы стать полноценным участником смешанной авиационной группировки, включающей F-16 и в будущем TF-X (разрабатываемый Турцией самолет, у которого еще нет двигателя).

Eurofighter’s Typhoon – это «опция, которая ставит галочки во всех этих полях». Программа Eurofighter, которая разрабатывается, реализуется и поддерживается Великобританией, Германией, Испанией и Италией, имеет проверенный послужной список и является основой обеспечения ПВО союзников. Кроме того, Typhoon может работать как в Future Combat Air Systems (FCAS или Tempest), что позволит Eurofighter и компаниям-партнерам время для развития технологий на платформе. Это также включает в себя такие области, как возможности обучения в сложных многодоменных сценариях. Эти извлеченные технологические уроки могут принести пользу турецкой программе TF-X. С новыми пакетами обновления программного обеспечения и аппаратного обеспечения Eurofighter Typhoon сможет противостоять угрозам или вызовам, которые могут возникнуть до 2060-х годов, что делает его не только временным решением, но и полным обновлением возможностей для ВВС Турции.

Другими важными факторами, которые делают Eurofighter Typhoon лучшим выбором для Анкары, являются синергия между турецкими оборонными компаниями и компаниями-партнерами Eurofighter и будущие возможности для локального обновления. Turkish Aerospace Industries (TAI) в настоящее время сотрудничает с BAE Systems в рамках национального истребительного проекта Турции TF-X. TAI также имеет долгую и успешную историю партнерства с Airbus и Leanardo по проектам, которые включают в себя самолет CN-235, вертолет Cougar, транспортный самолет A400M и вертолет AW129.

По мере изменения геополитических основ и появления новых вызовов сотрудничество в области безопасности и коллективной обороны продолжает приобретать все большее значение. К сожалению, растущая сложность политической и экономической взаимозависимости и периодические различия во мнениях между Анкарой и ее союзниками используются теми, кто ставит под сомнение место Турции в трансатлантическом альянсе. Поскольку Турция выходит из программы F-35, приобретение Eurofighter Typhoon не только обеспечит позицию Анкары как важнейшей части противовоздушной обороны НАТО на долгие годы, но и решительно подтвердит приверженность Турции альянсу.

Таким образом, 2020-е и 2030-е годы могут оказаться трудными для турецкой военной авиации. В настоящее время самыми современными истребителями и многоцелевыми платформами ВВС Турции остаются модернизированные варианты истребителей F-16. Нынешняя авиация Турции остается авиацией четвертого поколения, и ситуация вряд ли скоро изменится. Даже в оптимистичных сценариях турецкий истребитель пятого поколения не поступит на вооружение как минимум до 2030-х годов. Кроме того, даже если Анкаре каким-то образом удастся обеспечить закупку самолетов нового поколения, превосходство F-35 в киберпространстве и электромагнитном спектре не может быть заменено какой-либо известной многоцелевой платформой.

В завершение отметим, что в Турции форсируются работы по созданию истребителя пятого поколения TF-X, который, как предполагается, сойдет с конвейера в марте 2023 года. ВВС страны планируют заменить им большую часть американских истребителей F-16C/D и надеются, что первые фактические поставки TF-X в войска начнутся уже в 2028 году.

[i] [2] https://www.dailysabah.com/opinion/op-ed/instead-of-waiting-for-f-16s-turkey-should-acquire-eurofighter-typhoons