- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новом корвете ВМС КСИР Ирана

По сообщениям ряда западных СМИ, специализирующихся на военно-морской тематике и ссылающихся на местные источники, 5 марта 2022 года в Иране, в порту Бендер-Аббас состоялась церемония передачи ВМС Корпуса стражей исламской революции (КСИР) трех новых боевых единиц: ракетных катеров «Шахид Роухи» и «Шахид Дара», а также корвета «Шахид Сулеймани». На мероприятии присутствовали начальник Генерального штаба Вооруженных сил Ирана генерал-майор Мохаммад Багери, командующий КСИР генерал-майор Хосейн Салами, командующий ВМС КСИР адмирал Алиреза Тангсири и другие высокопоставленные военные. Хотя западные эксперты, как правило, оценивают достижения Тегерана в военно-морской области и возможности иранского флота в открытом море весьма скептически, прием в состав ВМС КСИР нового корвета вызвал определенный ажиотаж.

«Шахид Сулеймани» (бортовой номер FS313-01), названный в честь погибшего в январе 2020 года командующего силами специального назначения «Аль-Кудс» КСИР генерала Касема Сулеймани, является головным в серии минимум из 3 корветов. Проект  разработан по схеме катамарана с низкой радиолокационной заметностью и адаптирован для оснащения управляемым ракетным вооружением.

Во время церемонии приема командующий КСИР генерал-майор Х.Салами назвал корвет «Шахид Сулеймани» «новой кульминацией в стратегическом соперничестве Ирана, как державы мирового уровня, стремящейся установить региональную гегемонию над своими противниками». По его словам, «сфера и радиус действия национальной безопасности страны простираются настолько далеко, насколько лежат наши интересы, включая дальние моря, если это будет определено Генеральным штабом Вооруженных сил». Более точно о боевом потенциале катамарана выразился командующий ВМС КСИР адмирала А.Тангсири. Новые корветы, считает адмирал, увеличат оперативную досягаемость иранского флота за пределы Персидского залива до 9000 км, что позволит охватить весь Индийский океан вплоть до Кейптауна.

Особенности конструкции и боевые возможности корвета

Согласно западным публикациям, «Шахид Сулеймани» предназначен для сопровождения, а также логистической и огневой поддержки вдали от иранских вод высокоскоростных вооруженных катеров, составляющих сегодня основу ВМС КСИР.

Военно-морские эксперты США сравнивают конструкцию и боевые возможности иранского корабля с тайваньским ракетным корветом типа «Туо Чианг» (Tuo Chiang), спущенным на воду в 2014 году. Оба корабля имеют корпус длиной 65 м (213 футов 3 дюйма). Тайваньский проект способен нести в себе 3 быстроходные лодки и предназначен для противодействия боевым кораблям ВМС НОАК с помощью тактики «бей-беги». В свое время он получил прозвище «убийцы авианосцев». Аналогичное прозвище присвоили и меньшему китайскому ракетному катеру-катамарану «Тип 22» (Type 22), который, как сообщается, Тегеран пытался приобрести в прошлые годы, прежде чем строить свой собственный проект (Пекин на сделку не пошел).

Согласно открытым источникам, конструкция корвета «Шахид Сулеймани» имеет корпус, состоящий из двух понтонов, и высоко расположенную над водой палубу с надстройкой и вертолетной площадкой на корме. Большая длина понтонов и высота палубы над поверхностью создает так называемое высокое соотношение длины к ширине, по терминологии кораблестроителей – это схема HART (high-aspect-ratio).

Такая конструкция позволяет небольшим скоростным катерам перемещаться под кораблем, что технически позволяет реализовать определенные тактические сценарии. По сравнению с обычным катамараном, конструкция HARTH позволяет уменьшить силы сопротивления движению в морской воды, следствием чего является более высокая скорость и маневренность по отношению к обычным кораблям. Помимо того, за счет балансировки по тангажу и крену конструкция сдвоенного корпуса, повышает остойчивость корабля в суровых океанских условиях, а также затрудняет потопление катамарана. Вместе с тем, алюминиевые корпуса имеют тенденцию быстро плавиться в случае поражения морской миной, ракетой или другим снарядом (специалисты приводят пример катамарана из состава ВМС Объединенных Арабских Эмиратов, который был уничтожен единственной ракетой йеменских хоуситов в октябре 2016 года при переходе через Баб-эль-Мандебский пролив).

Особая конфигурация надводной части понтонов (некоротыми ресурсами называется «конькобежной») предполагает низкую радиолокационную заметность корвета. По информации иранских источников, она сопоставима с небольшой лодкой. Эту характеристику корабля западные эксперты не отрицают, но и не подтверждают, вероятно, из-за отсутствия, пока, данных объективного контроля.

Точные тактико-технические характеристики ковета «Шахид Сулеймани» не публиковались. Вместе с тем, корабль имеет водоизмещение в пределах 800 тонн и оснащается 4 дизельными двигателями местного производства. Вероятная максимальная скорость составит около 28-30 узлов.

Говоря о характеристиках вооружений, размещенных на борту корвета, источники приводят слова НГШ ВС ИРИ М.Бакери, который назвал его  первым военным кораблем иранской постройки, оснащенным зенитными ракетами в вертикальных пусковых установках: 16 ВПУ для ЗРК малой и 6 ВПУ для ЗРК средней дальности. Однако неясно, какое изделие находится в каждой из шахт. Согласно заявлениям иранского информационного агентства Tasnim, одной из систем ПВО корвета станут зенитные ракеты «Саяд 3» (Sayad 3) с дальностью стрельбы до 120 км (по другим данным до 150 км) и досягаемостью цели по высоте до 27 км. На корабле также установлены 6 коробчатых пусковых установок для запуска противокорабельных ракет (ПКР). По мнению экспертов, речь может идти о ПКР  «Насир», «Гадер» или «Гадир» с дальностью стрельбы от 35 до 300 км.

Западные специалисты напоминают, что ударные возможности корвета могут быть значительно увеличены, если ВМС КСИР удастся адаптировать корабль для применения новой (представлена в 2020 году) перспективной крылатой ракеты для поражения наземных целей «Шахид Абу Махди» (другое название «Талайе»). Её дальность стрельбы лежит в пределах 700-1000 км. Считается, что ракетный боезапас «Шахида Сулеймани» может также включать сопоставимую по дальности с «Талайе» крылатую ракету «Кудс-1/2» и барражирующую зенитную ракету, проходящую под шифром «385» (дальность до 100 км, высота поражения целей 8-12 км). Две последние модели Иран ранее передал силам хоуситов в Йемене.

И тем не менее, эксперты, главным образом ВМС США, полагают, что проект «Шахид Сулеймани» обладает дополнительным значительным скрытым потенциалом, который заключается в возможности применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) иранского производства. Расположенная на корме корабля вертолетная площадка позволяет не только принимать вертолеты типа Bell-412, но и может служить местом запуска дронов различного назначения, включая барражирующие боеприпасы «Шахед-131» или «Шахед-136». Последние способны поражать цели, хотя и с меньшим разрушительным эффектом, на дальностях до 1000 км (или даже 2200 км, согласно некоторым неподтвержденным источникам).

Комплекс вспомогательного артиллерийского вооружения корвета включает одну 30-мм автоматическую пушку с электрооптическим прицелом и 4х20-мм автоматические пушки с дистанционным управлением.

По заявлениям официальных лиц ВМС КСИР, «Шахид Сулеймани» оснащается полным комплектом современных средств боевого управления, связи и навигации, а также радиоэлектронной борьбы, включая пусковые для постановки ложных целей. Вместе с тем, как заметили наблюдатели, на снимках корвета, распространяемых в сети, отсутствуют какие-либо признаки наличия на корабле РЛС контроля воздушного пространства и обнаружения целей. Кроме того, архитектура надстройки корабля не предусматривает базы (места) для монтажа такого оборудования. Предполагается, что установка необходимого радиотехнического обеспечения произойдет в ближайшей перспективе.

Строительство кораблей

Официально первичную информацию о проекте «Шахид Сулеймани» командование ВМС КСИР представило в мае 2020 года. Позднее многочисленные источники со ссылками на снимки коммерческих спутников фиксировали строительство кораблей проекта  на верфях в Бендер-Аббасе, на острове Кешм и в Бушере.

Генеральным подрядчиком по этой программе выступает компания ВМС КСИР «Шахид Махалати» (Shahid Mahalati Naval Industries). В качестве субподрядчиков привлекаются курируемые Министерством обороны Ирана предприятия «Шахид Дарвиши» (Shahid Darvishi) и «Шахид Махбооби» (Shahid Mahboobi). Производитель заявляет о планах строительства кораблей проекта со скоростью один в год.

По сообщениям американских источников, в ноябре 2018 года парламент Ирана принял закон об объединении всех заводов и промышленных групп, действующих в военно-морской сфере, в одну структуру – «Организацию морской промышленности Вооруженных сил» (Marine Industries Organization of the Armed Forces). В совокупности эти мощности производят все, от небольших быстроходных катеров до военных кораблей размером с фрегат, средних подводных лодок, танкеров типа «Афрамакс», дизельных двигателей, водометов, коробок передач и другого оборудования. Цель объединение – достижение полной самодостаточности национального военно-морского производства Ирана. Её реализации может способствовать тот факт, что морская отрасль страны считается менее затронутой санкциями США, чем авиационная и ракетная промышленность ИРИ. 

Стратегические последствия

Следует отметить, что «Шахид Сулеймании» – не первый военный корабль КСИР, построенный по схеме катамарана. В сентябре 2016 году ВМС КСИР уже приняли в свой состав двухкорпусный «Шахид Назери». Корабль длиной 55 м имеет дальность плавания 5400 морских миль (10 тыс. км) и позволяет перевозить до 100 военнослужащих. Американские наблюдатели в июне 2022 года обнаружили на острове Кешм, на верфи Qeshm Madkandaloo Shipbuilding Cooperative Co. еще один недостроенный катамаран, располагавшийся рядом с местом швартовки «Шахида Сулеймани». Очевидно, что создание собственного катамаранного флота превращается для ВМС КСИР в некоторой тренд.

Вместе с  тем, новые проекты, демонстрирующие сдвиг в военно-морских возможностях КСИР, который не ограничиваются только корветами. Сообщается, что КСИР экспериментирует с очень большим беспилотным подводным аппаратом (XLUUV),  ведет строительство подводной лодки нового типа, получившей название «Шахид Абу Махди аль-Мохандес», а недавно ввел в эксплуатацию второй передовой базовый многоцелевой корабль «Шахид Рудаки».

Отвечая на вызовы США и Израиля в зоне Персидского залива, ВМС КСИР следует призыву верховного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи расширить свою деятельность до «дальних морей» и рассматривать эту миссию, как дополнение к «стратегической ответственности ВМС ИРИ». По оценкам же западных экспертов, наращивание оперативных возможностей ВМС КСИР вступает в прямую конкуренцию с флотом Вооруженных сил Ирана.

 

Таким образом, ВМС КСИР приняли на вооружение первый из минимум трех корветов нового типа «Шахид Сулеймани». Очевидно, что достижение кораблем полной оперативной готовности значительно повысит их боевой потенциал. В сочетании с переоборудованными многоцелевыми кораблями снабжения «Шахид Рудаки» и «Шахид Махдави»Рудаки»Р новые корветы, вероятно, обеспечат устойчивые операции ВМС КСИР дальше в Индийском океане и, возможно, за его пределами, включая поддержку миссий небольших и более скрытных быстроходных катеров. Результатом текущих тенденций в развитии ВМС КСИР в ближайшей перспективе может стать активное присутствие иранских кораблей у берегов Сирии, в восточной части Средиземного моря.